Мест а в профессиональной иерархии США 1
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Таблица воспроизводится с незначительными изменениями.


21 8  Глава  4.  Измерение  интеллекта

 

 
Рис . 4.10 . Модель связи интеллекта с профессиональным  статусом (О. Duncan et 1972)

 

ем, образованием  родителей  и их профессией.  Одна из таких моделей представле- на на рис. 4.10, она предложена  О. Дункан  с соавторами  (1972).

Переменные, расположенные  на рисунке слева и связанные  линиями  со стрел- ками на концах, рассматриваются  как независимые.  Отношения  между этими пе- ременными  не анализируются  (принимаются  как данные), а величины, располо- женные рядом, — коэффициенты  корреляций, рассчитанные  обычным  способом. В скобках  приводятся  данные, полученные  независимо  от первых.  Каждая  из не- зависимых  переменных  рассматривается  в качестве детерминанты.  Прямые  линии со стрелкой  указывают  направление  влияния, предполагаемое в модели.  Величи- ны рядом — коэффициенты, полученные  с помощью  специальной  статистической техники  (path analysis),  представляют  влияние  одной  переменной  на другую1. Подчеркнем, что использованная  статистическая  техника требует введения  пред- положений  о направлении  причинного  воздействия  среди избранных  переменных (стрелка  указывает  путь от причины  к следствию), что и было сделано  в соответ- ствии с поставленной  задачей.  Из этой диаграммы  путей следует, что IQ положи- тельно и значимо  связан с образованием  и, как достаточно  отчетливая  тенденция, просматривается  его связь  с профессией  родителей.  Следует  признать  несуще- ственной  прямую связь IQ с профессиональным статусом, который  значимо  опре- деляется  полученным  образованием  и лишь как наметившаяся  тенденция  связан с профессией  родителей.

Учет дохода отражен  в другой модели, связывающей  с ним IQ, образование  и профессию  (Дункан, 1967). Из этой модели  следует (рис. 4.11), что наиболее  от- четливо  и непосредственно  влияние  на доход профессии  (0,26), тогда как обра- зование  и интеллект  «на прямом  пути» не имеют  существенного  воздействия  на доход. Вполне  понятно, что доход семьи, за счет которого  в немалой  степени  со- здаются условия, благоприятные  для приобщения  ребенка  к культуре, образова- нию, будет влиять  на показатели  психометрического  интеллекта.  Впрочем, как было уже доказано, причиной  снижения  коэффициента  интеллекта  у детей, жи- вущих в бедности, является  прежде  всего  отсутствие  у них некоторых  навыков, которым  легко научить, и опыта поведения  в ситуации  эксперимента.

 

 

Диаграмма путей — это способ наглядного  графического  представления  причинных  и корреляци- онных связей (путей) между переменными, позволяющий дать полное математическое описание ли- нейной модели, используемой исследователями.


4.9.  Интеллект  и  социокультурная  среда  219

 

 

Рис. 4.11 . Каузальная модель связей /О, образования,  профессии и дохода

 

Уровневые  характеристики  социоэкономического  статуса в целом  (высокий, средний и низкий)  оказывают  влияние  на многие, связанные  с интеллектом  харак- теристики  индивидуальности.  Так, показано, что родители с низким  социоэконо- мическим  статусом  склонны  к выработке  заметно  менее эффективных  стратегий решения  проблем  у своих детей, нежели родители, относящиеся  к среднему уров- ню. В низкостатусных  семьях родители стремятся  не к помощи  ребенку в проблем- ных ситуациях, а решают проблему за него. При этом поощряющий  независимость стиль семейного  воспитания  связан  с более высоким  показателем  IQ ребенка.

Особо следует выделить исследования, свидетельствующие  о неуклонном  воз- растании  уровня  интеллекта  в популяции.  Изучение  репрезентативных  выборок американцев  в период  с 1932 по  1978 г. показало  приращение  IQ в среднем  на

13,8 балла за 46 лет (ср.: в работе Андерсона, изучавшего  японцев  в 1982 г., зафик- сировано  приращение  IQ на 7 баллов за 23 года, что связывается  с социальными изменениями, начавшимися  в Японии  в 1930-е гг.). Позднее  автор этого исследо- вания  американский  психолог Джеймс  Флинн  (Flynn, 1998) продемонстрировал возрастание  со временем  показателей  IQ у британцев, голландцев, израильтян, норвежцев  и бельгийцев  (рис. 4.12).

Флинн  провел  опрос  наиболее  авторитетных  специалистов  о причинах  этого явления  и получил  два ответа.

1.  Возрастание  искушенности  в процедуре  тестирования.

2.  Повышение уровня  образования.

Впоследствии  возрастание  уровня  интеллекта  пытались  связывать  не только с этими двумя факторами, но также с улучшением  питания, изменением  социоэко- номического  статуса (в сторону его повышения), урбанизацией, а также влияни- ем телевидения, видеоигр  и компьютеров  (Flynn, 1999).

Флинн  считает, что такие  объяснения  роста IQ противоречат  базовой  психо- метрической  концепции, хотя порой  и исходят от ее ярых приверженцев1.  Дей-

 

 

 
Сторонники  генетической  предопределенности  интеллекта  называют возрастание  IQ в больших

группах людей «эффектом  Флинна» и стремятся  объяснить  это явление, в частности, тем, что ис- пользуемые тесты не измеряют «чистого», природного  интеллекта, независимого  от опыта, образо-


2 2 0              Глава 4. Измерение  интеллекта

 

 

 

Рис . 4.12 . Сравнительные показатели увеличения /О у пяти национальностей

 

ствительно, ни улучшение  образования, ни такие  плоды  цивилизации, как все большая  доступность  информационных  технологий, не могут объяснить  повыше- ния  IQ, если  мы полагаем  его генетическую  обусловленность.  Наиболее  реали- стическое  объяснение  этого явления  — социальный  прогресс, влекущий  за собой все более высокие  требования  к человеку.  В этой связи уместно  сослаться  на ра- боты петербургских  психологов, проведенные еще в 1970-е гг. Они свидетельству- ют о том, что показатель  интеллекта, измеренного  тестами, не является  неизмен- ным.  Возможно  выделение  некоторых  периодов, характеризуемых  более высоким или низким  уровнем интеллекта, длительность  которых зависима  не только от воз- раста или образования, но и связана с конкретными  социальными  требованиями, предъявляемыми  к человеку  в различные  годы жизни.

Флинн  считает, что наши знания  о факторах  окружающей  среды, определяю- щих IQ, «более ограничены, чем мы подозреваем».  Этот ученый полагает, что кон- цепция  генетического  детерминизма  социально  опасна, поскольку  устанавливает превосходство  одних групп людей перед другими.  Неслучайно  одна из последних работ  Флинна, опубликованная  в журнале  «Американский  психолог»  (American Psychologist, 1999), помещена  под рубрикой  «Поиск  справедливости».

На основе  своих  исследований  Флинн  (Flynn, 1987,  1998,  1999) приходит  к заключению, что с помощью  известных  тестов измеряется  не интеллект, а некий его коррелят, обладающий  достаточно  слабой  связью  с интеллектом  реальным (имеется  в виду тест Равена, но предполагается  справедливость  такого  заключе- ния и по отношению  к другим тестам).

Такой  вывод основан  на том, что значительное  приращение  IQ населения, от- мечаемое  во многих развитых  странах за последние  десятилетия, никак  не связа-

 

 

вания  и культуры.  Однако  такая  аргументация  также  опровергается  Флинном, доказывающим, что разные  тесты для измерения интеллекта  достаточно  значимо  коррелируют  друг с другом.


4.9.  Интеллект и социокультурная  среда  221

 

 

но с интеллектуальными достижениями, к которым Флинн относит открытия и изобретения в области науки и техники. В качестве примера приводятся следую- щие данные по приращению IQ в Голландии за 30 лет (табл. 4.13).

 





Таблица 4.13

 
Изменени е /О за 30-летний период

 

 

По мнению исследователя, результат столь значительного возрастания в попу- ляции числа лиц с IQ равным или превышающим 150 единиц, должен быть «куль- турным ренессансом» общества. Однако это не соответствует объективным дан- ным авторитетных голландских изданий, ведущих «учет» интеллектуальных до- стижений нации. Следовательно, тесты измеряют, не интеллект, а то, что Флинн называет «способностью к решению абстрактных задач».

Слабость такой позиции заключается в том, что не следует непосредственно связывать интеллект, измеряемый тестами, с творческими способностями. Доста- точно давно известно, что IQ не позволяет судить о творческих способностях, в которых велика роль неинтеллектуальных  факторов  (см. также раздел «Интел- лект и личность»). Возрастающий уровень образованности  населения  развитых стран мира, находящий свое отражение в IQ, ставит перед психодиагностикой  ин- теллекта задачу регулярной рестандартизации  используемых на практике тестов.

Культурная (субкультурная) обусловленность  интеллекта выявлена в огром- ном количестве исследований, одно упоминание которых заняло бы многие стра- ницы. Сошлемся лишь на некоторые из них. Так, были обнаружены различия в интеллекте, обусловленные местом проживания  (город—деревня). У городских детей оказался более развитым вербальный интеллект, нежели практический, об- ратное наблюдалось у деревенских детей. Возможности  приобщения  к культуре большого города существенно влияют на развитие интеллекта. Например, средние показатели интеллекта негритянских детей школьного возраста, переселившихся в Нью-Йорк, существенно возрастали по мере их пребывания в большом городе.

Очень важно помнить о том, что измерение интеллекта изначально соотнесе- но с культурой. Тесты для измерения интеллекта создаются не в вакууме, а впол- не в определенных социальных условиях. В них учитываются нормы, стандарты поведения и мышления, присущие данной культуре. Уже в самых первых тестах, созданных Бине, нетрудно увидеть, что при их разработке исходили из обществен- ных требований, а также требований, предъявляемых к учащимся общеобразова- тельной школы того времени. Весьма характерно замечание известного француз- ского психолога Анри Пьерона, касающееся трактовки интеллекта в работах Бине. Этот исследователь писал, что понимаемый  таким образом интеллект выражает, по существу, суждение о ценности, отнесенное к сложному поведению.


22 2            Глава 4. Измерение интеллекта

 

 

 
В тесты интеллекта  включают  прежде всего социальные  требования  к индиви- дууму. В связи с этим Дункан  с соавторами  (Duncan  et  1972) остроумно  заме- чают, что «если бы первые тесты для определения  коэффициента  интеллекта  были разработаны  в обществе  с культурой, в которой  наиболее  важное дело — охота, то под общим  интеллектом  подразумевали  бы остроту зрения, скорость  бега, а от- нюдь не словарный  запас, умение им пользоваться, способность  оперировать  сим- волами».

Соотнесенность  тестов интеллекта  с культурой  и опытом  определенной  соци- альной  группы  ограничивает  сферу их применения.  Эти методики  оказываются неадекватными  для исследования  лиц, принадлежащих  к иной  культуре, нежели та, в которой  они разрабатывались.  Сказанное  имеет отношение  не только к тес- тированию  интеллекта.  Гудинаф  и Харрис  (цит.  по: Анастази, 1982, кн.1, с. 262) приходят  к выводу, что «поиск теста, свободного  от влияния  культуры, независи- мо от того, измеряет  ли он интеллект, художественные  способности, социально- психологические  характеристики  или любые  другие черты, является  иллюзор- ным». Сопоставление  результатов  тестирования  интеллекта  в различных  этниче- ских группах лишено  смысла.  Сравнивать  количественные  показатели  интеллекта можно  лишь тогда, когда мы представляем  интеллект  как универсальное  измере- ние. Игнорирование  условий жизнедеятельности, активизирующих  развитие, на- пример, не вербально-логического, а пространственно-образного  типа переработ- ки информации, может привести  к постановке  ложного  диагноза  умственной  от- сталости.

Специальный  комитет  ученых  из разных  стран, по роду своей  деятельности связанных  с изучением  человека (психологи, социологи, генетики, антропологи), комитет, созданный  по инициативе  ЮНЕСКО, в своем заключительном  докумен- те отмечает:  «Сейчас общепризнано, что тесты умственных  способностей  сами по себе не позволяют  нам  надежно  разграничить  то, что обусловлено  природными способностями, и то, что является  результатом  влияния  среды, обучения  и воспи- тания.  Везде, где удавалось  выровнять  различия, обусловленные  влиянием  сре- ды, тесты показывали  существенное  сходство умственных  черт всех человеческих групп.  Короче, при равных  культурных  возможностях  для реализации  своих по- тенций  средние  достижения  членов  каждой  этнической  группы приблизительно одинаковы»  (цит. по: И. С. Кон, 1975, с. 145-147).

«Нагруженность»  тестов интеллекта  культурой  общества, в котором  они созда- вались, рождает и известное  разочарование  в них. Некоторые  специалисты  в об- ласти психодиагностики  на Западе предлагают  отказаться  от понятия  интеллекта применительно  к имеющимся  сегодня тестам. Так, вводится  понятие  «адаптабель- ность», что означает  индивидуально  приобретенную  адаптацию  к культуре.  Как известно, в последнем  американском  издании  шкалы  Стэнфорд-Бине  понятие коэффициента  интеллекта  не используется.  На смену ему приходит  для многих более благозвучное  понятие  «стандартного  возрастного  балла».

На результаты  тестов интеллекта  влияет не только принадлежность  обследуе- мых к определенной  культуре, социальной  группе, но и «субкультурные»  разли- чия.  Даже в формально  однородной  выборке  (обследуемые  относятся  к одному социальному  слою, не различаются  по возрасту, полу и образованию)  обнаружи-


4.10. Различия в интеллекте, обусловленные возрастом 22 3

 

 

ваются существенные  различия  между отдельными  лицами, связанные  с конкрет- ными условиями  их микросреды.

В исследованиях  московских  психологов  показано, что совокупность  условий онтогенеза  оказывает  существенное  влияние  на результаты  тестирования  внешне однородных  выборок  (учащиеся  8-х классов  нескольких  московских  школ).  Из этого делается  вывод о невозможности  выделения  общих норм  умственного  раз- вития даже для городских  подростков.  Авторы этого исследования  даже считают, что на смену статистическим  нормам должны прийти  социально-психологические нормы, под которыми  понимается  система  требований  общества  к психическому развитию индивидуума  (К. М. Гуревич, М. К. Акимова, В. Г. Козлова, 1986). Впро- чем, это другая крайность, заводящая  исследователя  в дебри бескрайнего  реляти- визма нормативных  показателей.

Таким образом, как конструирование  тестов интеллекта, так и их применение преследуют  цель выявления  соответствия  индивидуальных  показателей  некото- рому, определяемому  общественными  требованиями, эталону «нормального»  пси- хического  развития.  В свою очередь различия  в IQ будут зависеть прежде всего от возможности  приобщения  индивидуума  к культуре общества, а в этом решающая роль принадлежит  образованию.

 



Дата: 2018-12-21, просмотров: 255.