Взаимосвяз ь интеллект а и творческих способностей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С особенностями личности


 

Творческие способности


 

Интеллект

 

Высокий                                                       Низкий


 

Низкие                                             Энергия направлена на достижение успеха в учебе

Неудачи воспринимаются как катастрофа

Боязнь риска и высказывания

собственного мнения Пониженная общительность Боязнь самооценки

Высокие   Вера в свои возможности

Хороший самоконтроль

Хорошая социальная интеграция Высокая способность к концент- рации внимания и большой интерес ко всему новому


 

Постоянный конфликт между собственными представлениями

о мире и школьными требованиями

Недостаточная вера в себя

Боязнь оценки со стороны окружа-

ющих

 

Хорошая (по крайней мере,

по внешним признакам) адаптация

и удовлетворенность жизнью

Недостаточный интеллект компен-

сируется социальной общительно-

стью или некоторой пассивностью


 

черты личности, так и темперамента  — такие, например, как энергетический  уро-

вень и импульсивность).

Представляют  интерес  исследования  Айзенка  (Eysenck, 1979), попытавшего- ся «расщепить»  коэффициент  интеллекта.  Он обращает  внимание  на то, что иден- тичные  показатели  IQ могут быть достигнуты  разными  путями.  В проведенных исследованиях  для индивидуального  контроля  за способом  решения  заданий  тес- та рассчитывалось  время правильного  решения, неправильного  решения  и отказа от решения.  После  каждого  задания  испытуемым  предлагали  ответить, с какой степенью  уверенности  они считают  свой ответ правильным  (по  5-балльной  шка- ле).  Определялся  также  уровень  трудности  задания.  На основании  полученных результатов  Айзенк  различает  три главных, независимых  друг от друга составля- ющих  IQ  скорость  интеллектуальных  операций;  настойчивость, упорство  в их осуществлении;  склонность  к проверке  ошибок.  Независимость  этих составляю- щих относительна  и связана  с типом  теста, мотивацией, другими факторами, по- этому «...не приходится  рассчитывать  на то, что при всех обстоятельствах  они ока- жутся независимыми»  (там же, р. 188).

Айзенк очень высоко  оценивает  выделение  названных  составляющих  IQ, срав- нивая эту процедуру с расщеплением  атома в физике.  Важна, разумеется, не оцен- ка, которую  автор дает собственным  работам.  Долгое  время  считалось, что ско- рость и качество  (сила)  интеллекта  — одно и то же и нет необходимости  их разли- чать. Хотя Айзенк и настаивает  на том, что скорость  — важнейшая  характеристика интеллекта, оказывается  все-таки, как он сам пишет, что «испытуемый, сравни- тельно медленно  выполняющий  интеллектуальные  операции, тем не менее может лучше Справиться  с заданиями  теста, нежели  другой, работающий  быстрее»  (там же, р. 190). Как уже было отмечено, на скорость  интеллектуальных  операций  все-


4.13. Интеллект и личность 251

 

 

гда будет оказывать  влияние  уровень  сформированности  действий  по решению заданий  того или иного типа. Это лишает показатель  скорости  умственных  опера- ций той, едва ли не абсолютной, генетической  предопределенности, на которой настаивает  Айзенк.

Обнаружение  влияния  таких личностных  качеств, как настойчивость  и склон- ность к проверке  ошибок  (подчеркнем:  не наследуемых, а формирующихся  в про- цессе обучения  и воспитания), на успешность  решения  заданий  теста не следует рассматривать  как нечто совершенно  новое, ранее неизвестное.  С. Л. Рубинштейн (1940) писал:  «Если под общей  одаренностью  разуметь  взятую в ее единстве  со- вокупность  всех данных  человека, от которых  зависит  продуктивность  его дея- тельности, но в нее включается  не только его интеллект, но в единстве  и взаимо- проникновении  с интеллектом  и все другие свойства  и особенности  личности, в частности  эмоциональной  сферы, темперамента  — эмоциональная  впечатлитель- ность, тонус, темпы деятельности  и т. д.» (с. 537).

Так, установлены  связи  интеллекта  (измеренного  с помощью  WAIS)  с преоб- ладающим  эмоциональным  состоянием  (А. Кепалайте, 1982). Жизнерадостность, оптимизм  — большая  успешность  в решении  вербальных  заданий, в случае же пессимистических  депрессивных  переживаний  испытуемые  успешнее  справляют- ся с невербальными  заданиями.  Нетрудно  предположить, что процесс  решения  за- даний  теста определяется  множеством  психологических  механизмов  и за IQ бу- дут скрываться  не только такие личностные  качества, как настойчивость  и склон- ность в проверке  ошибок.

Учесть все возможные  взаимовлияния  между интеллектом  и личностью  невоз- можно, особенно  когда речь идет об измерении  интеллекта  с помощью  существу- ющих тестов. Необходимо  признать  относительную  самостоятельность  интеллек- та (способностей)  как структуры познавательных  свойств.  Известная  обособлен- ность  интеллектуальной  сферы  может  быть  иллюстрирована, например, часто встречающимся  видом  инфантилизма, при  котором  соответствующее  возрасту развитие  интеллекта  (по тесту Векслера  это могут быть показатели, относящиеся к верхней  границе  нормы)  сочетается  с задержками  в формировании  личности (А. Е. Личко и др., 1985). Вряд ли будет плодотворным  включение  все новых и но- вых некогнитивных  факторов  в сферу интеллекта, несмотря  на их представитель- ство в любом акте познания.  В своем крайнем  варианте  это приводит  к тому, что любые психические  свойства объявляются  способностями  (например, у К. К. Пла- тонова, 1972). Интеллект  растворяется  в личности, утрачивается  его функцио- нальное  своеобразие.  Это в свою очередь может привести  к отрицанию  возможно- сти измерения  интеллекта, а за ним и отдельных личностных  проявлений.

Приведенные  здесь соображения, разумеется, не снимают  задачи углубленного анализа  сложных  взаимосвязей  между интеллектом  и личностью.  Представляется плодотворным  введение  в качестве  единицы  такого анализа  понятия  интеллекту- альной активности  — «клеточки», в которой  синтезируются  интеллект  и личность. Мерой  интеллектуальной  активности  выступает  интеллектуальная  инициатива, которая  характеризует  индивидуальный  качественный  уровень  познавательной деятельности  (Н. И. Непомнящая, Д. Б. Богоявленская, 1974). Дальнейшее  разви- тие этого положения  прокладывает  путь к диагностике  творческих  способностей,


25 2            Глава 4. Измерение интеллекта

 

не обнаруживающих  себя при традиционном  тестировании  интеллекта.  Учет лич- ностных  переменных  необходим  и для предсказания  последующего  уровня  интел- лектуального  развития.

 








Заключени е

 

Проблема  измерения  интеллекта  занимает  особое место в психологической  науке не только  потому, что с нее началась  психодиагностика, но и в связи  с дерзким стремлением  исследователей  оценить  возможности  святая святых человека  — его ума, важнейшего  органа познания  как самое себя, так и явлений  окружающей  дей- ствительности.  Первоначально  тесты интеллекта  понадобились  для решения  за- дачи улучшения  человеческой  породы  посредством  отбора наиболее  разумных  ее представителей (Гальтон).  Но очень быстро поиски  в этом направлении  сменяют- ся задачей выявления  в общеобразовательной  школе детей, которые  имеют сколь- нибудь заметные  отклонения  в своем психическом (интеллектуальном)  развитии и не могут усваивать  знания  и умения, обеспечивающие  в дальнейшем  адекват- ное функционирование  личности  в обществе (Бине).  С созданных  Бине и его кол- легами  тестов  интеллекта  начинается  их победное  шествие  по всему миру.

Изучение  структуры интеллекта, начавшееся  с работ Спирмена, первоначаль- но приводит  ученых к утверждению  о существовании  генерального  фактора, свя- зывающего  между собой различные  способности, а позднее  — и к открытию  дру- гих факторов.  Ныне  никто  из психологов  не отрицает  существования  как гене- рального, так  и групповых  факторов, однако  до сих пор  существует  известное противостояние  в понимании  природы  интеллекта.  В ряде теорий, оказавшихся достаточно  жизнеспособными, игнорируется  общая основа интеллекта, он распа- дается на независимые способности, число которых варьирует от исследователя  к исследователю.  Ценность  этих теорий  (ни одной  из которых  так и не удалось до- казать  отсутствие  связей  между разными  сторонами  измеренного  интеллекта) в открытии  новых факторов, на основе  которых  создаются  новые  тесты.

Одним  из важнейших вопросов, обсуждаемых  уже многие  десятилетия, яв- ляется определение  роли наследственности  и среды в развитии  и формировании интеллекта.  Высказанное  Бине на заре развития  психодиагностики  предостереже- ние  о том, что полученные  с помощью  тестов  интеллекта  результаты  зависят  не только  от наследственности, но прежде  всего определяются  факторами  социаль- ными, было быстро забыто.  Уже в 1920-е гг. тесты интеллекта, во всяком  случае в большинстве  европейских  стран и в США, приобретают  значение  инструментов, с помощью  которых  можно  определить  природные особенности  ума. С этого вре- мени  проблема  измерения  интеллекта  становится  не только проблемой  психоло- гической, но приобретает  и социально-политическое  значение.  Социальным  по- следствиям  измерений  интеллекта  посвящал  свои заседания  Конгресс  США, у нас эта проблема  была «по-революционному»  быстро  и с известными  последствиями для науки и общества решена  печально  знаменитым  постановлением  ЦК ВКП(б) от 1936 г.

Неисчислимые  попытки, вплоть до фальсификации  результатов, доказать, что измеряемый  с помощью  тестов  интеллект  имеет  генетическую  (биологическую)


Заключение                                                                                                     25 3

 

 

основу, оказались  безуспешными  и постепенно  (хотя и очень медленно  идет этот процесс!)  становятся  в большей  мере достоянием  истории, нежели сегодняшнего дня. Свидетельством  тому являются  современные  представления  о структуре ин- теллекта  (Стернберг) и его развитии  (биоэкологическая  теория).

Рассмотренные  нами многочисленные  исследования, посвященные  установле- нию  связей  показателей  интеллекта  с характеристиками    биологической  среды, полом, возрастом, особенностями  питания, числом детей в семье и очередностью их рождения, свидетельствуют  об определяющем  значении  социальных  факторов, причем  наиболее  заметная  роль принадлежит  образованию.

Подводя  итоги  нашему  достаточно  подробному  анализу  проблем, возника- ющих  в диагностике  интеллекта, нужно  подчеркнуть, что любое  его измерение сегодня, конечно  же, не может раскрыть  все стороны  и аспекты  сложнейшей  ра- зумной деятельности  человека.  Наука всегда идет от простого  к сложному.  Доста- точно  вспомнить  о том, что когда-то  время  определяли  по солнцу  и это вполне удовлетворяло  людей на определенном  отрезке  существования  человечества.  Со- временные  тесты для измерения  интеллекта  достаточно  широко  и успешно  ис- пользуются  психологами  для установления  имеющегося  уровня  развития  позна- вательных функций  у детей и взрослых, для целей профессиональной ориентации и профессионального  отбора, для установления  выраженности  интеллектуально- го дефекта  при некоторых  психических  заболеваниях.




Дата: 2018-12-21, просмотров: 222.