Интеллек т и половые различия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 
Обследование  детей разного  возраста  показало, что на ранних  этапах развития, примерно  до 7 лет, девочки в своем интеллектуальном  развитии  обычно опережа- ют мальчиков.  В дальнейшем  эти различия  сглаживаются, и взрослые  женщины и мужчины  не отличаются  по усредненным  показателям

вития.  В то же время имеются  данные  о том, что число мужчин  на обоих концах кривой  нормального  распределения, построенной  по результатам  измерения  IQ, заметно превосходит  число женщин.  Иначе говоря, среди мужчин больше как тех, кто имеет высокий  интеллект, так и тех, показатель  IQ которых  приближается  к умственной  отсталости.

Результаты  психометрических  исследований  также показывают, что у женщин более развит  вербальный  интеллект, а у мужчин  зрительно-пространственный. Немало  дискуссий  было  посвящено  математическим  способностям  мужчин  и женщин.  Обычно результаты исследований  указывают  на то, что математические способности  мужчин  превосходят  способности  женщин.  Однако  к результатам подобных  исследований  нужно  относиться  с большой  осторожностью.  Скорее всего женщины  не ориентированы  на занятие  математикой, поскольку  с раннего возраста привыкают  к мысли о том, что это не их сфера деятельности.  Как показа- но в современных  исследованиях, успешность  в том или ином виде деятельности


212  Глава 4.  Измерение  интеллекта

 

обусловлена  не только определенными  способностями, но и соответствием  (несо- ответствием)  успешности  половой  роли.  В случаях, когда обнаруживается  несо- ответствие  успешности  в какой-либо  деятельности  социальным  или групповым стереотипам  женской  половой  роли (например, в случае занятия  математикой), может актуализироваться  так называемый  мотив  избегания  успеха.

Очевидные  физиологические  различия  между мужчинами  и женщинами  не- мало  исследователей  наталкивали  на мысль  о том, что имеются  биологические основания  различий  в познавательной  сфере. Так предполагалось  существование генетического  механизма  наследования  пространственных  способностей  (Staf- ford, 1961; и др.). Однако  в последующих  работах эти предположения  не получили подтверждения.  Различия  в познавательной  сфере также связывали  с контроли- руемыми  гормонами  различиями  в скорости  созревания  женщин  и мужчин.  Но и в этом случае отсутствуют  экспериментальные    доказательства.  В последние  годы достаточно  активно  ведутся работы, в которых  различия  в познавательной  сфере связываются  с функциональной  специализацией  мозговых полушарий.  Согласно полученным  результатам, отмечается  более выраженная  тенденция  к латерализа- ции вербальных  и пространственных  способностей  у мужчин и к билатеральному представительству  обоих типов  функций  у женщин.  В то же время  все больше исследователей  вполне  справедливо  приходят  к выводу о том, что биологические интерпретации  половых различий  в познавательных  способностях  не могут объяс- нить всей сложности  имеющихся  данных.

В целом нужно признать, что пол не оказывает  значимого  влияния  на уровень интеллекта, измеряемого  с помощью  распространенных  стандартизованных  те- стов интеллекта.

 

Интеллек т и питание

 

Многие  из авторов  исследований  1980-1990-х гг. стремились  изучить влияние  на интеллектуальнее  развитие детей особенностей  их питания.  К одним из наиболее известных  относится  исследование  Шоенталера  (Schoenthaler,1986), который изучал на протяжении  нескольких  лет изменения  результатов  выполнения  Кали- форнийского  теста достижений  в зависимости  от условий  питания  школьников Нью-Йорка.  В ходе исследования  из пищи детей постепенно  устраняли  синтети- ческие  красители  и вкусовые  добавки, а также некоторые  консерванты.  В то же время  из питания, также постепенно, исключали  продукты, содержащие  сахаро- зу. Результаты  этого исследования  представлены  на графике  (рис.  4.7).

В 1997 г. Айзенк  и Шоенталер  (Eysenck, Schoenthaler, 1997), обратившись  к изучению влияния  витаминов  и минералов  на коэффициент  интеллекта, обобщи- ли результаты  наиболее  значительных  исследований.  Эти авторы отмечают, что в любом из известных  исследований  наблюдался  прирост  невербального  интеллек- та при нормализации  уровня витаминов  и минералов  в пище детей и подростков. Эмпирические  данные  по этим исследованиям  представлены  в табл. 4.9.

По результатам  собственной  работы (для определения  IQ использовались  про- грессивные  матрицы  Равена  и некоторые  другие невербальные  тесты)  Айзенк  и Шоенталер  приходят  к следующим  выводам.


4.8. Интеллект и питание

 

 

1.  Неадекватные  уровни  минералов  и витаминов  в крови  приводят  к сниже-

 
нию  детей ниже оптимального  уровня.

2.  Добавление  в стандартную  детскую  диету витаминов  и минералов  может привести  к значимому  подъему невербального  IQ.

3.  Этот эффект  подъема  касается  только  текучего  интеллекта  (невербальные тесты) и не относится  к кристаллизованному  интеллекту  (вербальные  тесты).

4.  Чем младше ребенок, тем больше наблюдаемый  эффект.  Меньший  эффект наблюдается  у подростков.

 
5.  Подъем  не наблюдается  у детей с адекватным  уровнем  в крови  минера- лов и витаминов.

6.  Дефицит  витаминов  имеет большее  значение, чем дефицит  минералов, за исключением, возможно, магния  и железа.

7.  Примерно  у 20 % американских  детей, имеющих  стандартную  диету, при добавке витаминов  и минералов  происходит  приращение  IQ на 9 единиц.

8.  Этот процент  имеет тенденцию  к повышению  в условиях  городского  гетто и других групп детей, лишенных  социальной  опеки  и т. п.

9.  Средний  показатель  для  всех  обследованных  детей  относительно  мал (3,5 IQ-единиц  в среднем для всех исследований), потому что у большинства детей эффект  приращения  был незначителен  или не наблюдался  вообще.

10.  Рассматриваемые  эффекты, связанные  с пищевыми  микродобавками, про- являются  на протяжении  года и даже дольше.

 


1976-77

Диета

не изме- нялась


1977-78

Диета

не изме- нялась


1978-79

Диета

не изме- нялась


1979-80

Первое изме- нение диеты


1980-81

Второе изме- нение диеты


1981-82   1982-83

Нет допол- Третье нительного изме- изменения нение диеты                                        диеты











Дата: 2018-12-21, просмотров: 277.