Различия в интеллекте, обусловленные числом детей в семье и очередностью
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

И х рождения

 

Идея о том, что очередность  рождения  имеет связь с разными  психологическими характеристиками, была высказана  Ф. Гальтоном  в его книге  «Английские  люди науки.  Их природа  и питание»1  (English men of Science.  Their nature and nurture,

1874). Гальтон устанавливает, что выдающиеся  люди британской  науки очень ча- сто являются  перворожденными  в семье. Взаимосвязь  психологических  перемен- ных с очередностью  рождения  интересовала  многих  ученых,  предпринимались неоднократные  попытки  объяснения  этого феномена.  Одно из известных  предпо- ложений, сыгравших  определенную  роль в теории личности, разработанной А. Ад- лером, — положение  о  «сохранении традиций».  Согласно  этой  гипотезе, перво- рожденный  ребенок более пригоден, чем дитя, появившееся  позднее, принять  тра- диционные  семейные  ориентации.  Иная точка зрения представлена  сторонниками теории  «семейного ресурса»,  согласно  которой  каждый  новый  ребенок  приводит к большему напряжению  в возможности  использования  семейных  ресурсов, вклю-

 

 

 
Под термином  «питание»  Гальтон понимал  все факторы  среды, влияющие  на организм  человека.


2 3 2            Глава 4. Измерение интеллекта

 

 

1 2           3           4         5           6          7           8           9

Последовательность рождения

 

Рис . 4.15 . Очередность рождения, размеры семьи и интеллект

 

чая деньги, домашнее  пространство  и внимание  родителей.  К новейшим  теориям очередности  рождения  может быть отнесена  теория, развиваемая  Фрэнком  Сал- ловэем  (Sulloway, 1996). Он полагает  (не без влияния  адлеровской  гипотезы), что перворожденные  дети имеют  преимущество  в построении  и поддержании  роди- тельских  и семейных  устоев, тогда как рожденные  позднее  будут более успешны в своих бунтарских  тенденциях, они более радикальны.

У детей из многодетных  семей обычно  отмечаются  более низкие  показатели  по тестам интеллекта, чем у детей из малочисленных  семей, и это замечено  многими и давно.  Помимо  численности  семьи на интеллектуальное  развитие, по материа- лам зарубежных  исследований, существенно  влияет  очередность  рождения.

К. Зайонц  и О. Маркус  (Zajonc, Markus, 1975) провели  анализ данных Л. Бел- монт и Ф. Маролла  (Belmont, Marolla, 1973), обследовавших  свыше 386 000 испы- туемых (высокооднородная  выборка, состоящая  из призываемых  в армию), кото- рый позволяет  сделать  следующие  выводы  (результаты  представлены  на графи- ке — рис.  4.15):           )

• уровень  интеллекта, измеренного  тестом  Равена, у детей  снижается  с уве- личением  численности  семьи;

• в семьях с одинаковой  численностью  детей родившиеся  раньше  имеют  бо- лее высокий  уровень интеллекта  по сравнению  с рожденными  позднее  (это снижение  интеллекта  у последних  нельзя  объяснить  с генетических  пози-


4.11. Различия в интеллекте, обусловленные числом детей в семье... 23 3

 

 

ций, поскольку  у детей одной  семьи  комбинация  родительских генов  все- гда случайная).

Причины  этих различий  неоднократно  обсуждались  в литературе.  Р. Зайонц и X. Маркус  (Zajonc, Markus, 1975), последователи  теории  «семейного  ресурса», предложили  так называемую  модель совместного  воздействия, объясняющую, по их мнению, обнаруженные  закономерности.  Исходное  положение  модели заклю- чается  в том, что интеллектуальный  уровень  ребенка  определяется  интеллекту- альным  уровнем  семьи, всех ее членов.  Зная  уровень  интеллекта  каждого  члена семьи, нетрудно  рассчитать  так называемый  «средний  показатель  интеллектуаль- ного  уровня  семьи».  Например, если уровень  интеллекта  каждого  из родителей равен  120, то у первого  ребенка  интеллект  будет формироваться  в интеллектуаль- ной среде, равной  80 (120 + 120+0 = 240; 240:3 = 80). Второй  ребенок, предполо- жим, родился  в то время, когда показатель  первого достиг 30. Следовательно, ин- теллектуальный  уровень  семьи при рождении  второго ребенка  понизился  до 67,5 и т. д. Согласно  этой модели, получается, что в малых семьях со значительным  ин- тервалом  между датами  рождения  детей  следует  ожидать  наиболее  благоприят- ных условий  для интеллектуального  развития.

 
Позднее  авторы  заметно  усложняют  расчеты  в своей  модели  интеллектуаль- ного развития.  Зайонц  и Маркус  выражают  модель интеллектуального  развития следующим  дифференциальным  уравнением:

 

 

 
 
 
 
где  — уровень умственной  зрелости, достигнутый  в t лет i ребенком  в семье из п членов, среди  детей; сумма  + выражает  размер интеллектуаль-

 
 
ного роста, накапливаемого  ежегодно,  — отражает  рост, определяемый  интел- лектуальной  средой семьи;  ежегодный  рост, определяемый  особыми  обстоя- тельствами  развития  последнего  ребенка  в семье.

В модели  полагается, что воздействие  факторов  семейной  среды на интеллек- туальное  развитие  ребенка  неодинаково  в разных  возрастах.  Например, появле- ние брата или сестры  для ребенка  3 лет более существенно, нежели  для ребенка

12 лет. Авторы  модели  предположили, что влияние  семьи  на интеллектуальное развитие  ребенка  может быть представлено  с помощью  так называемой  сигмовид- ной функции  возраста, иначе говоря, функцией  вида

 
 
где k — константа  роста, at — возраст.  Таким  образом, два слагаемых  и выра- жены как взвешенные  ежегодные  прибавки  в этой функции:


23 4            Глава 4. Измерение интеллекта

 

где W 1  и W 2 — веса слагаемых                     — возраст ребенка, следующего  за

 
данным;  индекс  последнего  ребенка, равный  0 для того, который  в t лет не

 
имел младших  братьев или сестер, и равный  1 в остальных  случаях. Веса W 1  и W 2 представляют  собой  метрические  вклады  компонент  в интеллектуальное  разви- тие и должны оцениваться  в соответствии  с экспериментальными  данными  и при использовании  коэффициента  корреляции  Пирсона.  Из возможных  значений  кон- стант выбираются  те, коэффициент  корреляции  которых  максимален.  Константа k в  и/(т) также должна быть заранее  оценена, она отражает скорость  роста на- коплений.  Эта константа  обычно  различна  для разных тестов и популяций.

 
 
 
С помощью  уравнения  (2) оценивается  интеллектуальная  среда семьи, скла- дывающаяся  из интеллектуальных  уровней  членов  семьи  (квадратный   корень  из уровней  интеллекта  членов  семьи).  Получается, что появление  в семье взрослого повышает  качество  интеллектуальной  среды, а ребенка  — ухудшает. В то же вре- мя  для последнего  ребенка  в семье равна 0 (уравнение  3), потому что этот ребе- нок всегда находится  в худшем положении  сравнительно  с другими детьми. Он ли- шен возможности  объяснять  правила  игр, значение  слов, событий  и т. п. В свою очередь старшие дети при появлении  нового члена семьи оказываются  под воздей- ствием  двух разнополюсных  факторов.  С одной  стороны, происходит  обеднение интеллектуальной  среды, с другой — старшие  дети получают возможность  реали- зации функции  обучения, ускоряя  собственное  развитие  (значение  становится Зайонц  считает, что при рождении  очередного  ребенка, в слу-

чае когда старшие  дети в семье не достигли  14 лет, происходит  временное  замед- ление  их интеллектуального  развития.

Как относиться  к рассмотренной  модели?  Вне зависимости  от использования простого  или более сложного  вариантов  расчета, бросается  в глаза известная  ме- ханистичность  модели.  Правомерно  ли говорить  о снижении  интеллектуальной среды  семьи  при  рождении  уже первого  ребенка?  Разве  можно  считать, что его интеллект  формируется  в среде, которая  представлена  уровнем  интеллекта  роди- телей плюс интеллект  (?!) новорожденного?  Насколько  справедливо  рассматри- вать интеллектуальную  среду семьи  как простую  сумму интеллектуальных  (пси- хометрических!)  уровней  родителей?  Нам  представляется, что расчет  интеллек- туального  потенциала  семьи, уподобленный  расчету  ее  финансовых  доходов, неприемлем  в принципе.  Интеллектуальная  среда семьи (задаваемая  родителями, а не новорожденным!), в которую  попадает  появившийся  на свет ребенок, оста- ется той же самой, что и до его рождения. Естественно, она может  изменяться, причем  как  в лучшую,  так  и в худшую  сторону.  Ухудшение  интеллектуальной среды может происходить  и под влиянием  появления  новых детей в семье, кото- рые могут, например, забирать  все больше времени  у родителей  на их воспитание, т. е. того времени, которое  ранее  отводилось  самообразованию, путешествиям, просмотру  кинофильмов  и т. п. Однако  это не есть обязательное  условие.

Известно, что на первых этапах жизни  ребенка  огромное  значение  для психи- ческого  развития  в целом, и интеллектуального  в том числе, имеет установление


4.11. Различия в интеллекте, обусловленные числом детей в семье... 23 5

 

 

родителями  активного  и постоянного эмоционального  контакта  с младенцем, со- здание  и поддержание  для него  условий  эмоционального  комфорта.  Вероятно, этот фактор  будет определяющим  на самых ранних  стадиях развития, а не психо- метрический  интеллект  родителей, который  может приобретать  то или иное зна- чение для ребенка  в старшем  возрасте.

Зайонц, в подтверждение  действенности  своей модели утверждает, что она поз- воляет  предсказать  уровень  интеллектуального  развития  последующих  поколе- ний. Так, в 1976 г. он объявил  о том, что у американских  учащихся баллы по тесту школьных  способностей  будут снижаться  вплоть до 1980 г. При этом он опирался на статистические  данные  о росте среднего  размера  семьи в предшествующий  пе- риод. Предсказание  подтвердилось.  После  1980 г. стал наблюдаться  рост показате- лей тестов школьных  способностей.  Нам представляется, что такие предсказания вовсе не подтверждают  истинности  предложенной  модели и могут быть осуществ- лены на основании  анализа других феноменов, возникающих  при увеличении  раз- мера семьи, например  изменение  социоэкономического  статуса и др. Неслучайно многими  исследователями  отмечается, что модель  работает  только  при  анализе больших  выборок  и часто оказывается  несостоятельной  для объяснения  индиви- дуальных случаев.  Р. Пломин  (Plomin, 1986) считает, что «при рассмотрении  ин- дивидуальных  показателей  модель может объяснить  на основе факторов  порядка рождения  и размера  семьи менее чем 2 % вариаций».

Некоторые  исследователи  склонны  рассматривать  порядок  рождения  как ар- тефакт (Дж. Роджерс, 2000; и др.). Вышеупомянутый  Фрэнк  Салловэй, указыва- ющий на связь радикализма  и очередности  рождения, отмечает, что «<...> очеред- ность  рождения  не является  реальной причиной  радикального  мышления, даже высоко коррелируя  с ним. Но фактор  очередности  рождения  может быть представ- лен как выполняющий  функцию  представительства  (proxy)» .

Таким  образом  получается, Что фактор  очередности  рождения  может  высту- пать  как  представитель  многих  различных  показателей, включая  образование родителей, их уровень  интеллекта, социоэкономический  статус семьи, вес при рождении  и преждевременные  роды.  Например, во многих  исследованиях  отме- чается  то, что родители  с низким  уровнем  образования  имеют  большие  семьи. Предположим, у седьмого  ребенка, растущего  в такой семье, обнаруживается  не- высокий  уровень  интеллекта.  В этом случае очередность  рождения  не причина, а непрямой  показатель  родительского  образования.

В исследованиях  советских  психологов, многие  из которых, как уже говори- лось, были надолго забыты, ранее, чем в зарубежных  работах, были получены  све- дения  о связи уровня  интеллектуального  развития  детей с очередностью  их рож- дения.  П. П. Блонский  (1929), обследовавший  учащихся начальных  классов, при- ходит к выводу, что связь  между IQ школьников  и, как он пишет, «порядковым номером  их рождения»  не выступает  достаточно  ясно.  Однако  все-таки  заметно, что дети с низким  IQ имеют  наиболее  высокий  номер  беременности  (седьмой  и выше), а дети с высоким  IQ — наиболее низкий.  Данные, полученные  П. П. Блон- ским, представлены  в табл. 4.14.

Наиболее  удовлетворительным   объяснением  снижения  интеллекта  детей  из многодетных  семей можно  считать предположение  о том, что в этих семьях зача-


23 6  Глава 4. Измерение интеллекта

 

стую создается среда, недостаточно благоприятствующая интеллектуальному раз- витию. В зарубежных исследованиях установлена обратно пропорциональная за- висимость между численностью семьи и социально-экономическим  положением родителей. Согласно отечественным данным, количество детей находится в обрат- ной зависимости от уровня образования матери (С. И. Голод, 1988).

 






Таблица 4.14

 
I Q дете й в связи с очередностью их рождения (П. П. Блонский, 1929)

 

Феномен многодетной семьи, все реже наблюдаемый в развитых странах и ре- гионах, очевидно, характерен для определенных культурно-экономических усло- вий. Помимо этого, возможно, что в таких семьях будет проявляться своего рода аналог «близнецового эффекта», т. е. преимущественное общение детей друг с другом, а не со взрослыми. Родители зачастую лишены возможности приложить равные усилия для воспитания и обучения каждого последующего ребенка. Ис- следования социологов свидетельствуют о том, что в городских многодетных се- мьях выше процент правонарушений, совершаемых малолетними, чаще наблюда- ется педагогическая запущенность, нравственно-психологический  климат при- мерно в 10 из 100 семей характеризуется как неудовлетворительный.

Несомненно, оказывают влияние и факторы, относящиеся к «биологической среде». Известно воздействие ряда патологических нарушений беременности и родов на интеллектуальное развитие ребенка, но не это интересует нас прежде всего. Даже в «норме» каждая последующая беременность, наступающая все в бо- лее позднем возрасте, создает менее благоприятные условия для развития плода, нежели предшествующая. Хотя в этих случаях влияние «биологической среды» на развитие интеллекта может быть представлено как косвенное, его нельзя игно- рировать. Например, слабый ребенок чаще болеет, отставая в развитии от своих сверстников. С. И. Голод (1988) отмечает, что примерно половина детей, рожден- ных в многодетных семьях, попадают в группу повышенного риска по медико- биологическим показателям.

Можно предположить, что при развитой общественной системе дошкольного обучения и воспитания, организации эффективной и многосторонней помощи многодетным семьям будут созданы необходимые предпосылки для выравнива- ния условий интеллектуального развития детей. Косвенно это подтверждают дан- ные исследователей из стран со сравнительно высоким уровнем государственной помощи семье. Они не обнаружили зависимости уровня интеллектуального раз-


4.12. Интеллект: предпосылки и детерминанты 23 7

 

 

вития детей от числа братьев и сестер в семье (И. Котаскова, 1968). Правда, речь идет о семьях, в которых  не более 3-4 детей.

Теперь  о феномене «старшего  как более умного».  Исследованиями  на значи- тельных выборках  (свыше  7000 детей обследовали  на протяжении  7 лет) обнару- жено, что первенцы  имеют более высокие  уровни  моторной  активности  сравни- тельно  с младшими  братьями  и сестрами  (Warren et al., 1989). Оказалось, что по сравнению  с первенцами  вторые и третьи дети спят дольше, меньше времени  про- водят с родителями, менее активны  (данные по 10-месячным  младенцам).  Прогноз развития  более благоприятен  для единственного, перворожденного  ребенка  и де- тей из двухдетных семей  (Stewen, 1990). Старшие  дети имеют больше  шансов  по- лучить  высшее  образование, что обеспечивает  доступ к профессиям, в которых можно достичь известности, популярности.  Интересно, что анализ биографий  79 известных  психологов  показал, что 52 % из них — это старшие  или единственные дети в семье (Scott, 1989).

Надо полагать, что факторы  «биологической  среды», так же как и в случае оче- редности  рождения, должны учитываться  при интерпретации  зарубежных  данных о том, что дети, родившиеся  раньше, имеют более высокий  уровень  интеллекту- ального развития.  Вероятно, значение  этих факторов  будет возрастать  по мере уве- личения  интервала  между рождениями  детей, но их нельзя считать определяющи- ми. Различия  в интеллекте  между старшими  и младшими  детьми, на наш взгляд, детерминированы  преимущественно  факторами  социально-психологическими (например, сложившаяся  в определенных  культурно-исторических  условиях, не- редко сохраняющаяся  и сейчас родительская  установка  на преимущественное  по- ложение  в семье старшего ребенка;  более выраженная, по отношению  к младшим, индивидуализация  его обучения  и воспитания  и т. д.). Наконец, отметим необхо- димость  тщательной проверки  результатов  исследования  Л. Белмонта  и Ф. Ма- роллы  хотя бы потому, что получены  они  на высокооднородной, специфичной выборке.

Таким  образом, данные  зарубежных  исследований, указывающие  на зависи- мость уровня  интеллекта  от числа детей в семье и очередности  их рождения, не могут быть поняты  вне социального, средового  «контекста», обусловливающего особенности  развития  ребенка.

 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 253.