Интеллект : предпосылки и детерминанты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Проведенный  нами анализ исследований  по изучению  влияния  генетических  и со- циальных  факторов  на уровень  интеллектуального  развития  свидетельствует  об определяющем  значении  последних.  Однако это не означает, что в поиске  причин индивидуальных  различий  в интеллекте  мы должны  сделать выбор:  или наслед- ственность, или среда. Нельзя  умалять и роль природных  данных человека, диф- ференциальных  особенностей, независимых  от опыта, степени  приобщенности  к культуре.  Обнаруживаются  ли эти природные  особенности  в тестах интеллекта?

К основным  факторам, характеризующим  IQ, многие зарубежные  исследовате- ли относят  скорость умственных действий, показатель, как известно, природно обусловленный.  При  этом лучшим  мерилом  интеллекта  считаются  тесты време-


23 8           Глава 4. Измерение интеллекта

 

ни реакции, которые  «более биологичны», нежели традиционные  IQ-тесты, иска- жаемые культурой  и другими факторами.  Айзенк пишет:  «...скорость  выполнения испытуемым  простейших  заданий  может  служить  хорошим  показателем  интел- лекта <...>  Ф. Гальтон  был прав, предлагая  использовать  время  реакции  как ха- рактеристику  биологического  интеллекта».  Попробуем  в этом разобраться.

Айзенк указывает  на то, что важность  скорости  умственных  действий  для эф- фективной  когнитивной  деятельности  определяется  тем, что она ограничивает: а) число операций, осуществляемых  с поступающей  информацией  одновременно; б) ограничивает  число  операций, которые  могут осуществляться  одновременно для обработки  содержания  долговременной  или кратковременной  памяти.  Также требуют времени  повторение  и упорядочение  информации.  Именно  поэтому, по- лагает Айзенк, даже небольшие  различия  в скорости  обработки  информации  мо- гут иметь важные  следствия  для решения  когнитивных  задач.

В существующей  на сегодняшний  день  психологической  литературе  можно найти разные коэффициенты  корреляции  психометрического  интеллекта  со вре- менем  реакции, однако  обычно  их значения  весьма невелики, но они начинают заметно  меняться  в сторону увеличения  по мере усложнения  заданий, связанных со временем  реакции.  На это указывает  и сам Айзенк, который  пишет:  «Ясно тео- ретически  и подтверждается  эмпирически  то обстоятельство, что, по мере того как проблемы, связанные  со временем  реакции, усложняются, т. е. по мере вовлече- ния большего числа (элементарных)  когнитивных  факторов, требования  к скоро- сти различных  процессов  оказываются  аддитивными  или мультипликативными, итакимобразом,чемсложнеезадание,темлучшийинструментизмеренияинтел- лекта оно собой представляет (выделено  нами. — Л. Б.). Самую нижнюю  позицию занимает  простое  время  реакции, время  реакции  выбора  имеет  более  высокую корреляцию в зависимости  от количества  используемой  для выбора информации» (Айзенк, 1995, с. 120).

Представляется  необходимым  остановиться  на особенностях  тех тестов време- ни реакции, которые  наиболее  высоко  коррелируют  с психометрическим  интел- лектом.  Вновь  обратимся  к Айзенку:  «...на экране  высвечивались  три названия аксиоматических  категорий;  на их запоминание  отводилось  5 секунд. Затем испы- туемому предъявлялись  три слова, остававшихся  на экране  до момента ответа или, если ответа не поступало, в течение  5 секунд.  Нужно  было нажать на одну из трех кнопок  в зависимости  от положения  нужного слова, единственного  относившего- ся к одной из представленных  ранее категорий.  Подобное  же задание  было разра- ботано  для пространственных  стимулов.  Использовались  стимулы  двух уровней упорядоченности:  последовательное  появление  цели и отвлекающего  объекта или случайное»  (там же, с. 121).

Сообщается  о том, что все коэффициенты  корреляции  были положительными (наибольшие  от 0,5 до 0,7).  Этого  и следовало  ожидать, но не потому  что время реакции  коррелирует  с психометрическим  интеллектом, а потому что обследуемым предлагались  достаточно  сложные  задания,  которые  вполне  сопоставимы  с исполь- зуемыми в тестах интеллекта.  Очевидно, нужно  ожидать, в чем мы согласны  с Айзенком, повышения  коэффициента  корреляции  по мере усложнения  тестов на время реакции.  Но из этого вовсе не следует то, что время реакции  — это характе- ристика  биологического  интеллекта.


4.12.Интеллект: предпосылки и детерминанты           23 9

 

 

Индивидуальные  различия  в общей активности  как свойстве  психодинамики генетически  обусловлены  и определяют, в частности, темп психической  деятель- ности  человека.  В свою очередь, этот показатель  будет влиять  на внутригруппо- вую дисперсию  (разброс коэффициентов  интеллекта).  Однако природные  особен- ности, в том виде как они фиксируются  тестом, даны в сплаве, единстве  с множе- ством других факторов  (пол, возраст, психическое  состояние, образование  и т. д.), выступают  как бы в «социализированном»  обличье, и их невозможно  выделить  в чистом виде, так же как невозможно  измерить  интеллект, свободный  от прошло- го опыта человека.  Экспериментально  доказано, что на скорость  (и успешность) выполнения  тестовых заданий  неизбежно  будет оказывать  влияние  уровень сфор- мированности  у испытуемых  действий  по решению  заданий  того или иного типа.

«Чистая»  скорость  протекания  умственных  процессов  оказывается  столь же не- уловимой, как и «чистый»  интеллект.

В оценке  наследственности  применительно  к сложным  психологическим  ка- чествам индивидуума  следует исходить из того, что ограничения, ею накладывае- мые, не препятствуют  мультивариативности  поведения.

 

Наследственность определяет границы, внутри которых организм может развиваться. Если речь идет о сложных психологических качествах человека, то возможности внут- ри этих границ так многообразны, что позволяют существовать почти беспредельному количеству вариантов. К тому же если задать вопрос, насколько интеллектуальные или личностные качества зависят от наследственности, а насколько — от окружающей сре- ды, то он окажется бессмысленным, поскольку ответов на него столько же, сколько существует индивидов... За исключением патологических случаев, каждый человек об- ладает структурными предпосылками для практически беспредельной вариативности поведенческого развития. Эволюция человека движется в сторону расширения преде- лов изменчивости, налагаемых наследственностью, таким образом, человеческое пове- дение все в большей степени зависит от условий окружающей среды. У современного человека нет гена, отвечающего за изучение математики или за понимание абстракци- онизма. Что у него есть, так это генетическая конституция, которая в беспрецедентно высокой степени освобождает большую часть его поведения от наследственных огра- ничений и которая открывает невообразимые возможности для действия в окружаю- щей среде (Анастази, 2001, с. 108-109).

 

 
Непродуктивными  оказываются  и поиски  помимо  скорости, природ-

ных коррелятов  интеллекта.  Как уже было показано, физиологические  показате- ли для измерения  интеллекта  используются  со времен  Гальтона.  Гальтоновские представления  о том, что интеллект  можно измерять  с помощью  тестов на остро- ту зрения, времени  реакции  и т. п., исходили  из наивных  посылок  о том, что чем более развит тот или иной орган чувств, тем точнее и полнее информация, получа- емая с его помощью, а тем самым  выше  способности.  Несмотря  на то что такие представления  не подтвердились  практикой  использования  тестов  типа гальто- новских  шкал, тем не менее  попытки  обнаружить  корреляции  между психофи- зиологическими  показателями  и интеллектом  не прекращаются, а предпринима- ются с упорством, достойным  лучшего употребления.  Достаточно  полные  обзоры таких исследований  можно  найти  в работах Айзенка, который  всячески  поддер- живал данное  направление  исследований.  Кратко  остановимся  на некоторых  из этих многочисленных  работ для того, чтобы увидеть, о какого  рода связях и зави-


24 0           Глава 4. Измерение интеллекта

 

 

симостях  идет речь. Какие  психофизиологические  показатели  коррелируют  с ин- теллектом?

С интеллектом, измеренным  с помощью  тестов, тесно коррелирует  КГР (кож- но-гальваническая  реакция)  — ладонное  сопротивление  растет с возрастом  и с повышением  уровня  интеллекта, причем  обнаруженная  статистически  достовер- ная связь трактуется  как существование  некоторого  биологического  субстрата IQ. Однако если вспомнить  о том, что интеллект, за исключением  случаев патологиче- ских, всегда повышается  с возрастом  (обследовались  дети в возрасте от 9 до 12 лет), то мы имеем дело с незначимым  для понимания  природы  интеллекта  фактом  из- менения  ладонного  сопротивления  с возрастом.

Для поиска  физиологических  коррелятов  интеллекта  весьма часто использу- ются  ЭЭГ-показатели.  Как  и следовало  ожидать, результаты  подобных  исследо- ваний  противоречивы, и просто  невозможно  сделать  какие-либо  определенные выводы.  Тем не менее чаще всего в таких работах предпочитают  говорить  о взаи- мосвязи  IQ с рядом параметров  ЭЭГ.

Другое направление  поиска  биологических  коррелятов  интеллекта  — изучение роли биохимических  агентов.  Ранние  исследования  основывались  на скармлива- нии  молодым  «глупым»  крысам  глютаминовой  кислоты.  В итоге они  «умнели», значительно  более успешно  преодолевая  лабиринты.  Позднее  последовали  иссле- дования  с умственно  отсталыми  детьми.  Отмечался  рост IQ по мере приема  глю- таминовой  кислоты.  Нужно  согласиться  с весьма скептической  оценкой  этих ис- следований, данной А. Анастази.  Отмечая противоречивость  полученных  данных, она подчеркивает, что даже в случае положительных  результатов  остается  откры- тым вопрос  о том, являются  ли эти результаты  обусловленными  особым  биохи- мическим  воздействием  на мозг глютаминовой  кислоты  или следствием  улучшив- шегося  здоровья.

В 1970-1980  гг. было установлено, что IQ высоко  и положительно  коррелиру- ет со скоростью  церебрального  метаболизма  глюкозы  и некоторыми  другими био- химическими  показателями.  Из этого делался  далеко  идущий  вывод о том, что существует биохимический  аналог  G (общего  интеллекта)  Спирмена  (Weiss, 1986 и др.). Критика, данная  Анастази, в равной  мере касается  и этих работ.

Как относиться  к подобным  исследованиям?  Прежде  всего укажем  на то, что при поиске  как психофизиологических, так и биохимических  коррелятов  интел- лекта допускается  предположение  о возможности  непосредственных связей  меж- ду разноуровневыми  параметрами.  В действительности  связи  между разными уровнями  человеческой  индивидуальности  (в нашем  случае между психическим и физиологическим, психическим  и биохимическим)  многократно  опосредованы и, по терминологии  системной  теории, много-многозначны.  Установление  корре- ляций  между индикаторами  разных уровней  индивидуальности  не может приве- сти к раскрытию  реальных  зависимостей, существующих  между ними.  Рассчиты- вая подобные  корреляции, мы в какой-то  мере следуем логике  тех рассуждений, согласно  которым  причиной  смерти  людей является  употребление  ими  в пищу огурцов.  Действительно, ведь каждый  из людей, отведавших  огурцов, рано  или поздно  умирает.


4.12. Интеллект: предпосылки  и  детерминанты  241

 

 

У читателя  может возникнуть  вопрос:  неужели  наши зарубежные  коллеги, на- стойчиво  коррелируя  психометрический  интеллект  с психофизиологическими  и биохимическими  показателями, не отдают себе отчета в том, что это попытка  уста- новить связь между разного уровня явлениями?  Объяснение  этому следует искать в господствующих  в рамках  той или  иной  психологической  школы  взглядах  на природу интеллекта.  В традициях, сложившихся, например, в имеющей  большое влияние  английской  психологической  школы, интеллект, измеренный  с помощью тестов, всегда понимался  как  наследственно  детерминированный.  А исходя  из такого понимания  интеллекта  вполне  допустимо  установление  его связи с други- ми природно, генетически  обусловленными  переменными.

Невозможность  разведения  природного  и приобретенного  в интеллекте  нахо- дит свое отражение  в достаточно  распространенном различении  «интеллекта  типа А» и «интеллекта  типа  В» (Hebb, 1949). Интеллект  А — это интеллект  в чистом виде (внутренне  присущий  потенциал), а интеллект  В — это тот, который  прояв- ляется  в повседневной  деятельности  (средний  уровень  эффективной  деятельно- сти). Создатель этой классификации  считает, что сама по себе постановка  пробле- мы выявления  и измерения  «чистого» интеллекта  несостоятельна.

Верной  (Vernon, 1955) дополняет  эту схему «интеллектом  типа  С», измеряе- мым тестами.  Он считает, что интеллект  С должен  наиболее  точно  отражать  ин- теллект В, но наука не располагает  методами, позволяющими  установить, в какой степени  интеллект  В является  показателем  интеллекта  Л, который  поддается  ис- ключительно  косвенному определению.

Весьма  наивными  выглядят  попытки  некоторых  современных  зарубежных психологов  «взвесить» долю природного  и приобретенного  в интеллекте, подсчи- тать процент  того и другого (Jensen, 1969; Eysenck, 1979; и др.). Любые рассужде- ния об относительной  роли двух непременных  факторов  — среды и наследствен- ности — бессодержательны, ибо развитие  человека определяется  не их соотноше- нием, а взаимодействием.  Методологическую  несостоятельность  схем линейного детерминизма  в изучении  человеческого  индивида  подчеркивает  Б. Ф. Ломов (1984): «Детерминация  развития  индивида  имеет системный  характер  и отлича- ется высокой  динамичностью.  Она необходимо  включает  как социальные, так и биологические  (вообще  природные)  детерминанты.  Попытки  представить  ее как сумму двух параллельных  или взаимосвязанных  рядов  — это очень  грубое упро- щение, искажающее  суть дела. Неперспективны  также попытки  выяснения  их от- носительных  долей (например, в процентах, как это пытался  делать Айзенк  при определении  вклада наследственного  и средового  в интеллект  человека)».  Не дает подлинного  решения  вопроса о соотношении  природного  и приобретенного  в ин- теллекте и концепция  Кеттелла, которая  примыкает, по существу, к концепциям генетического  детерминизма.

В современной  зарубежной  психологии  интеллекта  все более заметно  влияние теорий, которые  реинтерпретируют  уже набившие  оскомину  данные о доминиро- вании генетического  фактора.  Поскольку  мы не обнаружили  в русскоязычной  ли- тературе  каких-либо  упоминаний  об этих представляющих  значительный  инте- рес концепциях, подробнее  остановимся  на наиболее разработанной из них — био- экологическо й  модели  интеллектуального развития.


24 2                Глава 4. Измерение  интеллекта

 

 

Авторы биоэкологической  модели  Стефен  Сеси, Тина Розенблюм, Эдди Бра- ен и Дональд Ли (Ceci, 1990; Bruyn, 1993; Lee, 1997) исходят из следующих основ- ных положений.

1.  Существует  не один, а некоторое  множество  статистически  независимых источников  (ресурсов)  развития  интеллекта.

2.  Наличие  интерактивного  и синергетического  эффекта  между  генными и средовыми  факторами  развития.

3.  Признание  важности  специфических  типов средовых источников  развития интеллекта.

4.  Признание  роли мотивации, определяющей  количество  средовых источни- ков развития  интеллекта, вовлеченных  в актуализацию  потенциальных  воз- можностей.

Каждое  из этих положений  нуждается  в более подробном  рассмотрении.

Во-первых, основываясь  на исследованиях, проведенных  Сеси (Ceci, 1990,1993), утверждается, что интеллект  — многоресурсная  система  (система  с множеством источников  развития).  Подтверждение  этому авторы концепции  видят в том, что обычно наблюдаются  низкие  значения  интеркорреляций  между заданиями, кото- рые требуют для их выполнения  привлечения  одних и тех же когнитивных  опера- ций. Также измерение  отдельных  когнитивных  процессов  приводит  к появлению совсем иных прогностических  показателей  сравнительно  с измерениями, которые базируются  на учете только  генерального  фактора  (G).

Во-вторых,  биоэкологическая  модель предполагает, что с первых дней жизни индивида  возникает  процесс  взаимодействия  между биологическим  потенциалом индивида  и окружающими  его средовыми  факторами.  Хотя биологические  и эко- логические  факторы  сплетены  в неразрывное  целое, их соотношение  постоянно меняется.  С каждым  изменением  устанавливается  как бы новый  комплекс  воз- можностей, а следствием  этого  может  быть то, что даже самые  незначительные изменения  в конце  концов  могут привести  к значительным  последствиям.  Лю- бые изменения, возникающие  в ходе психического  развития, чаще всего не име- ют линейного  характера, эти изменения  синергетические  и неаддитивные.  При этом некоторые  периоды  в развитии  должны  рассматриваться  как сенситивные или те, в течение  которых  возникают  уникальные  возможности  для структури- рования  специфических  «когнитивных  мускулов»  в ответ  на взаимодействие с окружением.

 

В течение таких периодов  нейроны  быстро древовидно  разрастаются, расширяя  свои синаптические, подобные  щупальцам  отростки, протягивая  их вплоть до других ней- ронов. Даже если некоторые  из этих разросшихся  отростков  не обеспечивают  внезап- ного рывка в развитии мозга, который обычно происходит в сенситивном  периоде, они будут востребованы в дальнейшем, с тем чтобы дать возможность  установиться  буду- щему поведению, обеспечивая  его на нейронном  уровне, если, конечно, сами отростки не сократятся  из-за атрофии  или длительной  дисфункции1.

 

 

A bio-ecological model of intellectual development Moving beyond h2  // Intelligence, Heredity and Envi- ronment.  — Cambridge University Press, 1997.


4.12. Интеллект: предпосылки и детерминанты 24 3

 

 

Получается  так, что в то время, когда одни нейронные  процессы  находятся поч- ти под полным  контролем  биологических  процессов  созревания, другие — ответ- ственны  за связи  с окружающей  средой, и значит, в этих нейронных  процессах синапсы  формируются  в ответ на научение, особенности  которого  у людей могут существенно  варьировать.

В-третьих, важнейший  элемент биоэкологической  модели — учение о так на- зываемыхпроксимальных(ближайших)процессах,которыечастичнозависятот дистальных  (периферических)  источников,  имеющихся  в окружении  ребенка,  и выступаютвкачествесвоеобразныхдвижущихсил,«моторов»интеллектуально- го развития.  Проксимальные  процессы  определяются  как взаимные  интеракции между развивающимся  ребенком и другими людьми, объектами и символами,  на- ходящимися  в непосредственном  окружении  ребенка.

Для того чтобы квалифицировать  какой-либо  процесс как проксимальный, вза- имодействие  должно  быть достаточно  продолжительным  и в то же время  вести к постепенно  усложняющимся  формам поведения  (Bronfenbrener  & Ceci, 1994). Эф- фективность  проксимального  процесса  в значительной  степени  определяется дистальными (периферическими)  средовыми источниками. Авторы  в качестве примера  приводят  проксимальный  процесс  наблюдения  за ребенком  родителями. Такой мониторинг  предполагает  буквальное  следование  «по пятам» за детьми, т. е. родителям  необходимо  знать, выполняют  ли их дети домашние  задания, с кем встречаются  после уроков в школе, где они находятся  тогда, когда их нет с друзь- ями, и т. д. Родители, которые  часто прибегают  к такому наблюдению, стремятся к тому, чтобы  их дети получали  высокие  оценки  в школе  (Bronfenbrener  & Ceci,

1984). Однако  самого по себе процесса  наблюдения вовсе недостаточно  для того, чтобы достичь высоких  оценок  в школе.  Родители  должны  иметь представление  о содержании  учебного  материала, изучаемого  их детьми, для того чтобы при необ- ходимости  оказать  помощь  в его усвоении.  Именно  эти знания  (или представле- ния  родителей)  и есть то, что вкладывается  в содержание  понятия  дистальные средовые источники. Проксимальные  процессы  только  тогда становятся своеоб- разным  двигателем, мотором  интеллектуального  развития, когда они подразуме- вают включение  эффективных  дистальных  источников.

Проксимальные  процессы  отличаются  между собой функциями, которые  они выполняют  на разных  уровнях  развития  организма.  Например, в младенческом возрасте  проксимальный  процесс  может  выражаться  в активности  между теми людьми, которые  заботятся  о ребенке, и самим  ребенком, причем  эта активность направлена  на поддержание  внимания  младенца  или поощрения  его к небольшо- му расширению  проксимальной  зоны его потенциала  (потенциальных  возможно- стей). Для подростка  соответствующий  проксимальный  процесс  может выражать- ся в наблюдении, осуществляемом  родителями  во время выполнения  им домаш- него задания.  Таким образом, проксимальные  процессы  — это движущиеся  силы, стимулирующие  развитие;  они — те механизмы, которые  осуществляют  перевод генов в фенотипы.  Благодаря  введению  этих процессов  в модель, полагают  авто- ры, мы можем  понять, почему в одних случаях показатели  наследственности  бу- дут высокими, а в других — низкими.


24 4            Глава 4. Измерение интеллекта

 

Бронфенбренер  и Сеси  (Bronfenbrener, Ceci, 1994) считают  доказанным  сле- дующий факт: если проксимальные  процессы  ярко выражены  в окружающей  сре- де ребенка, то и оценки  наследственности  являются  высокими, «однако  в то же время  индивидуальные  различия  могут  быть слабовыраженными».

Комментируя  это утверждение, они пишут о том, что его первая часть не отли- чается от множества  подобных утверждений, принятых  в традиционной  психомет- рии  (например, Herrnstein, 1973; Humphrey, 1989). Иначе  говоря, почти  всегда признается, что наследственно  обусловленная  изменчивость  (вариативность) будет более высокой  при снижении  изменчивости, связанной  с внешней  средой. Вторая  часть положения  несколько  отличается, как они  подчеркивают, от «тра- диционных  догм». Дело в том, что высокий  уровень  проксимальных  процессов снижает  вариативность  воздействий  внешней  среды, ведь эти процессы  нацеле- ны на то, чтобы  дать возможность  приобрести  опыт  взаимодействия  тем детям, которые  в противном  случае могли  бы его и не получить  (например, находясь  в

«бедной»  среде, дети  все же могут  обладать  высоким  уровнем  проксимальных процессов).  Своим  следствием  это имеет не только повышение  h 2 (коэффициент наследуемости), но также и выравнивание  групповых  различий,

Согласно  биоэкологической  модели, важно  оценить  параметры  экологии  ре- бенка, или дистальную  среду, поскольку, по крайней  мере в двух случаях, она су- щественно  ограничивает  эффективность  проксимальных  процессов.

Во-первых, дистальная  среда содержит  в себе такие ресурсы, которые  следует использовать  в проксимальных  процессах, для того чтобы они имели наибольшую эффективность.  Целостная  внешняя  среда предстает в виде комбинации  дисталь- ных процессов  (например, книг, игрушек, образовательного  уровня  родителей и т. п.) и проксимальных  процессов  (например, взаимных  интеракций  ребенка  с людьми, заботящимися  о нем). Например, для родителей  вовсе недостаточно  быть вовлеченными  вместе  со своими  детьми-подростками  во взаимные  интеракции, которые  призваны  поддержать  внимание  их детей во время занятий  алгеброй  (это пример  проксимальных  процессов, называемых  мониторингом),  если сами  роди- тели не в состоянии  вразумительно  объяснить  соответствующие  алгебраические понятия.  Таким образом, дистальная  среда иногда сама как бы устанавливает  огра- ничители  в отношении  эффективности  проксимальных  процессов.  Ресурсы  дис- тальной  среды следует ввести  в проксимальную  среду точно так же, как вводятся знания  алгебры в проксимальный  процесс  родительского  мониторинга.  Это озна- чает, что учить родителей  мониторингу  домашних  заданий  по алгебре, который должен  осуществляться  ими  вместе  с собственными  детьми, попросту  не стоит, если родители  недостаточно  знакомы  с алгеброй для оказания  подобной  помощи.

Вторая  причина, указывающая  на важность  дистальной  среды, заключается  в том, что она обеспечивает  стабильность, необходимую  для извлечения  какой  бы то ни было  «выгоды» от проксимальных  процессов.  В значительном  количестве литературных  источников  (Bronfenbrener, Ceci, 1994) показано, что чем менее ста- бильно  дистальное  окружение, тем хуже результат  развития  (развивающий  эф- фект), невзирая  на уровень социального  положения, этническую  принадлежность или уровень  способностей.  Частые  изменения  в привычном  строе повседневных дел, постоянные  смены  родителями  своих друзей  или соседей, школ, где учатся


4.12. Интеллект: предпосылки и детерминанты 24 5

 

 

их дети, напрямую  связаны  с ухудшением  результатов  развития, предположитель- но подобная  изменчивость не зависит  от уровня  проксимальных  процессов.

Показатели  наследственности  чрезвычайно  чувствительны  к воздействиям, имеющим  периодический  характер.  Обычно  они  снижаются  во времена  эконо- мических  неурядиц  и поднимаются  в периоды  экономического  расцвета  (Bronfen- brener, Ceci, 1994). Предполагается, что во времена  экономических  спадов  уров- ни проксимальных  процессов  снижаются, так как  внимание  воспитателей, уха- живающих  за детьми, направляется  более  вовне, нежели  внутрь  (на  взаимные интеракции  со своими  детьми).

В-четвертых ,  биоэкологическая  модель подчеркивает  значение  мотивации  как ключевого  фактора  в объяснении  эмпирических  данных.  Если говорить  коротко, то индивид  должен  не просто  обладать  определенным  биологическим  потенциа- лом.  Он также должен быть мотивирован, иначе  говоря, он должен  получать ка- кую-то  пользу, выгоду от его (потенциала)  проявлений  во внешней  среде.  Под- тверждением  этого служит исследование  мужчин  (Ceci & Liker, 1984), которые де- монстрировали  весьма сложные  формы  рассуждений  при обосновании  побед или поражений  жокеев во время скачек на ипподроме.  Вряд ли можно ожидать, что они покажут  уровень  рассуждений  такой  же степени  сложности  в других областях, таких как, например, демография  или философия.  На рис. 4.16 изображены  важ- нейшие  пути включения  проксимальных  процессов, постулируемые  моделью  ин- теллектуального  развития.  Допускается, что проксимальные  процессы  оказыва- ют более глубокое влияние  на различные  когнитивные  операции, чем дистальная среда (например, социоэкономический  статус), в которой эти процессы  задейство- ваны.  Соответственно  предполагается, что различия  в интеллектуальных  пока- зателях  (и соотносимых  с ними  оценках  h 2 ) между «бедной»  и «богатой»  средой будут менее  выражены, чем различия, связанные  с низким  или, наоборот, высо- ким уровнем  проксимальных  процессов.

В дополнение  к предположению  о том, что наиболее  высокие  величины  h 2  сле- дует искать в богатой стимулами  среде и при высоком  уровне проксимальных  про- цессов, биоэкологическая  модель  допускает, взаимосвязанное  с первым, второе предположение.  Наибольшие  различия в величинах  h 2  следует искать  между деть- ми, воспитывающимися  в очень хороших  условиях, и теми, кто воспитывался  в очень  плохих  условиях.

Было  сделано  несколько  попыток  частичной  проверки  высказанных  предпо- ложений.  Например, более 25 лет тому назад Бронфенбренер  (Bronfenbrener, 1975) провел обобщающий  анализ доступных  на тот момент данных по изучению  моно- зиготных  (МЗ)  близнецов, воспитывавшихся  порознь.  Хотя тогда еще отсутство- вали какие-либо  доступные  средства измерения  проксимальных  процессов, тем не менее дистальные  процессы  весьма существенно  отличались.  Бронфенбренер  со- общал, что внутрипарные  корреляции  между IQ МЗ  близнецов, воспитывавши- еся врозь, были выше 0,8 в том случае, если они росли  и развивались  в сходном экологическом  окружении.  Однако  корреляция  снижалась  до 0,28 при условии су- щественно  отличающегося  экологического  окружения  (например, сельская  мест- ность или угледобывающие  районы  сравнительно  с промышленно  развитыми  го- родами).  Эти данные  совпадают  со сформулированным  в рамках  биоэкологиче-


2 4 6          Глава 4. Измерение интеллекта

 

Рис . 4.16 . Биоэкологическая модель

 

ской модели предположением  о том, что h 2 будет либо намного  выше, либо намно- го ниже, чем ранее предполагалось, если уровни  проксимальных  процессов  и ди- стальных  источников  внешнего  окружения  постоянно  варьируют.

Неявное  допущение, следующее  из этого утверждения, состоит  в том, что чем больше  генотипические  различия, тем большее  влияние  оказывают  проксималь- ные процессы  на усиление  фенотипических  различий, но только в «хороших» ус- ловиях среды. Вот почему различия  в коэффициентах  корреляций  между парами ДЗ и МЗ близнецов  почти  всегда более выражены  в «богатой»  среде, чем в «бед- ной» (Bronfenbrener  & Ceci, 1993,1994).  Таким  образом, в соответствии  с биоэко- логической  моделью, причина, по которой  h 2  столь высок  в ряде сравнительных исследований,вовсеневтом,чтокогнитивныефенотипымонозиготныхпарблиз- нецов не подвержены  влиянию  среды, а потому,  что на когнитивные  фенотипы дизиготныхпар  взначительноймере  воздействует  окружающая  среда. Другими словами, Д3 близнецы  становятся  все меньше  похожими  друг на друга, когда име- ются богатые средовые  ресурсы.  Родители, обладающие  такими  ресурсами, могут воспитывать  своих детей совершенно  по-разному, поощряя  развитие  музыкаль- ного таланта у одного ребенка  благодаря  урокам  музыки, а у другого — поощрять


4.12.Интеллект: предпосылки и детерминанты 24 7

 

 

развитие  лингвистических  умений  с помощью  специальных  обучающих  про- грамм, поездок  в специальные  лагеря  для изучения  иностранных  языков  и т. п. Если  ресурсы  позволяют  родителям  обращаться  со своими  генетически  отлича- ющимися  близнецами  по-разному, то ДЗ близнецы  становятся  менее  похожими фенотипически  и внутрипарные  корреляции  между ними  уменьшаются.  В то же время  корреляции  между ДЗ и МЗ  близнецами  увеличиваются, в силу чего и h 2 становится  выше.

Авторы биоэкологической  модели развития  интеллекта  считают, что если они правы  в приписывании решающей  роли проксимальным  процессам, тогда, при отличающихся  их уровнях, величина  оценки  наследственности  будет изменяться и причем  весьма  существенно.  Это  происходит  потому, что h 2  отражает  только часть актуализированного генетического  потенциала, оставляя  неизвестной  вели- чину той его части, которая  осталась  неактуализированной  в связи с недостаточ- ностью проксимальных  процессов.

В отечественной  психологии  проблема  взаимодействия  природного  и приоб- ретенного  в интеллекте  получает  свое решение  в учении  о задатках  как предпо- сылках  его развития.  Генетически  детерминированные  и врожденные  анатомо- физиологические  особенности  мозга и нервной  системы, или задатки, являются лишь условиями  формирования  интеллекта, непосредственно  не определяя  его.

 

Наследственность  включается, конечно, в качестве одного из условий в развитие чело- века, но его способности  являются не прямой, непосредственной  функцией  его наслед- ственности.  Биологические  предпосылки  развития  способностей  человека, так же как исоциальныепредпосылки,обусловливают,нонепредопределяютодаренностичело- века и возможностей  его развития  (Рубинштейн, 1940, с. 534).

 

В качестве задатков  выступают  индивидуальные  особенности  строения  анали- заторов, областей  коры большого  мозга, типологические  свойства  нервной  систе- мы, соотношение  первой и второй сигнальных  систем.

В существующей  на сегодня  литературе  весьма  распространено  недифферен- цированное  употребление  понятий  «врожденное»  и «наследственное»  по отноше- нию к задаткам.  Нередко  врожденные  и наследственные  задатки  отождествляют- ся. Для примера  сошлемся  на предлагаемые  в психологических  словарях  послед- них  лет определения.  В одном  случае  под  задатками  понимаются  «некоторые генетически  детерминированные  анатомо-физиологические  особенности»  (Пси- хологический  словарь, 1983, с. 106), в другом — «врожденные  анатомо-физиоло- гические  особенности»  (Краткий  психологический  словарь, 1985, с. 98).

Необходимо  различать  врожденные  и наследственные  задатки.  Если  первое понятие  описательное, то второе  — объяснительное. С. Л. Рубинштейн (1940) впервые  в отечественной  психологии  отметил: «...то, что оказывается  врожденным, т. е. наличным  к моменту рождения, вовсе не должно быть продуктом  одной лишь изолированно  взятой наследственности;  оно обусловлено  и предшествующим  хо- дом эмбрионального  развития.  С другой стороны, наследственно  обусловленное вовсе не должно  выступать  уже оформившимся  к моменту  рождения»  (с. 534).

В отечественной  психологической  науке понимание  процесса  формирования способностей  (интеллекта)  представлено  двумя направлениями.  В соответствии с концепцией  А. Н. Леонтьева, главными  полагаются  «способности  второго рода»,


2 4 8              Глава 4. Измерение интеллекта

 

т. е. специфически  человеческие  способности  (наряду с признанием  природных, задатками  которых  служат свойства  высшей  нервной  деятельности), которые  вы- ступают как результат присвоения  общественно-исторического  опыта;  «в способ- ности  проецируются  процессы, строящиеся  извне»  (Леонтьев, 1959, с. 144).

С. Л. Рубинштейн  (1960, с. 8) возражает  против  такого  понимания  развития способностей:  «Развитие  способностей  людей совершается  в процессе  создания  и освоения  ими продуктов  исторического  развития  человеческой  деятельности, но развитие способностей  не есть их усвоение, усвоение  готовых продуктов;  способ- ности не проецируются  в человека  из вещей, а развиваются  в нем в процессе  вза- имодействия  с вещами  и предметами, продуктами  исторического  развития».

Дискуссия  о способностях  в отечественной  психологии  отразила  разные  под- ходы к решению  вопроса о социальной  детерминации  психического.  В основе раз- вития психического  нет присвоения, способности  не могут быть «просто насажа- ны извне...  в индивиде  должны  существовать  предпосылки, внутренние  условия» (Рубинштейн, 1960, с. 7). Ясно, что развитие способностей  связано с усвоением  об- щественно-исторического  опыта человечества, но это не означает, что в самих ин- дивидах нет причин  различного  развития  способностей.

 

Способности не могут быть просто заданы извне. Как ни велико значение для их фор- мирования того, чему можно научить, они обязательно предполагают и внутренние условия развития, возрастные и собственно индивидуальные, а эти внутренние усло- вия имеют свои природные предпосылки (Лейтес, 1985, с. 9).

 

Таким  образом, в основе  представления  о наследуемости  интеллекта, долгое время господствовавшего, не изжитого  и сегодня, лежит наивно-созерцательный подход,  связывающий  некоторые  очевидно  наследуемые  особенности  человека (например, внешний  физический  облик)  с его разумностью.  Генетические, врож- денные  факторы  должны  быть поняты  в качестве  предпосылок  развития  интел- лекта.  Если  же говорить  о наследуемости  интеллекта, то необходимо  отчетливо представлять, что он не дан нам изначально  в качестве высокого  или низкого.  Ин- теллект  наследственно  обусловлен  как готовность  структур мозга к особому  виду функционирования, как уникально  человеческая  потенция  быть разумным.

Проделанное  обсуждение  проблемы  интеллекта  в психологических  исследова- ниях позволяет  предложить  его рабочее  определение:

 

Интеллек т — относительно самостоятельная, динамическая структура познавательных свойств личности, возникающая на основе наследственно закрепленных (и врожденных) ана- томо-физиологических особенностей мозга и нервной системы (задатков), во взаимосвязи с ними формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, обусловленной культурно-исто- рическими условиями, и преимущественно обеспечивающая адекватное взаимодействие с окружающей действительностью, ее направленное преобразование.

 












Интеллек т и личность

 

Взаимосвязь  личностных и интеллектуальных  факторов  подчеркивалась  многи- ми исследователями.  Одним  из первых был Бине, который  считал, что исследова- ние интеллекта  в известном  смысле совпадает  с исследованием  личности  и интел- лект проявляется  во всех формах  человеческого  поведения.  Несколько  позднее,


4.13. Интеллект и личность  24 9

 

 

в работах Спирмена, были выделены  характерологические  факторы, определяющие своеобразие  интеллекта.  В последние  годы своей деятельности он, наряду с груп- повыми  факторами  интеллекта, рассматривал  такие факторы, как упорство  (р), неуверенность  (о) и воля  (да). Несмотря  на то что первые  два фактора  Спирмен стремился  интерпретировать  соответственно  как  «инерцию интеллектуальной энергии»  и «неустойчивость  ее поступления», т. е. связывал  их скорее  со способ- ностями, нежели с личностью, название  последнего  фактора  говорит само за себя.

В ходе дальнейших  исследований  были установлены  связи  интеллекта  с «на- ходчивостью  и самоуверенностью», «настойчивостью  и добросовестностью»  (Кет- телл), параметрами  экстра- и иинтроверсии1  и нейротизма  (Eysenck, 1971), а так- же со многими  другими  личностными  показателями.  Во взаимосвязи  с особен- ностями  личности  находится  и темп интеллектуального  развития.  Быстро  разви- вающиеся  чаще  пользуются  механизмами  преодоления  трудностей, а медленно развивающиеся  — механизмами  защиты  (А. Анастази, 1982). Немало  работ посвя- щено соотношению  мотивов  и интеллекта.  Весьма интересные  результаты  получе- ны в исследованиях  М. Воллахаи  Н. Когана (Wollach, Kogan, 1965), которые  изуча- ли личностные  особенности  учащихся  с разными  уровнями  интеллекта  и творче- ских способностей  (табл. 4.15).

Влияние  некогнитивных  факторов  на уровень  интеллектуальных  достижений (на  материале  специальных  способностей)  изучали  и  российские  психологи (В. А. Крутецкий, 1968; и др.). В каких  отношениях  находятся  интеллект  и лич- ность? Влияют ли личностные  особенности  на интеллект  или наоборот?  Сегодня уже ясно, что отношения  между интеллектом  и личностью  — отношения  взаимо- зависимости.

 

Глубокие связи между ними, особенно проявляющиеся в мотивации умственной дея- тельности, зависящей от установок, потребностей, интересов и идеалов личности, уров- ня ее притязаний и т. д., во многом определяют активность интеллекта. В свою очередь, характерологические свойства личности и структура ее мотивов зависят также от сте- пени объективности ее отношения к действительности, опыта познания мира и общего развития интеллекта (Ананьев, 1977, с. 360).

 

Как известно, традиционное  разделение  тестов на измеряющие  интеллект  и ди- агностирующие  личностные  особенности  условно.  Всегда существующее  взаимо- действие  между интеллектом  и личностью  будет оказывать  влияние  на результа- ты тестирования.  Скажем, ответ на вопрос:  «Что вы сделаете, если найдете на ули- це  письмо  с написанным  на  конверте  адресом  и  наклеенной  маркой?»  (уже упоминавшийся  нами  выше  один  из вопросов  субтеста  «общая  понятливость» WAIS)  может быть обусловлен  отнюдь не пониманием  ситуации, а отношением к ней. Личностный  фактор  в той или иной  мере будет «вмешиваться»  и в решение многих других заданий, направленных  по первоначальному  замыслу  на изучение разных сторон интеллекта.  Это находит свое отражение  в современных  тестах. На- пример, в WAIS,  как пишет  его автор, предпринята  осторожная  попытка  учесть некогнитивные  факторы  (Векслер  считал, что все тесты интеллекта  измеряют  как

 

 

 
Несмотря на огромное количество исследований, отсутствуют убедительные данные о взаимосвязи

этих параметров с интеллектом.


25 0 Глава 4. Измерение интеллекта

 



Таблица 4.15

Дата: 2018-12-21, просмотров: 236.