Интеллек т и биологическая среда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Довольно  расплывчатое  понятие  «биологическая  среда», используемое  в зарубеж- ных  работах,  объединяет  значительное  количество  разнообразных  переменных, большая  часть которых  характеризует  особенности  беременности, родов  и неона- тального  периода.  Насколько  же зависимы  индивидуальные  различия  в интеллек- те от биологической  среды?


210  Глава 4.  Измерение  интеллекта

 

Наиболее  представительным  исследованием, посвященным  изучению  факто- ров биологической  среды, является  работа  Бромана  (Broman, Nichols, Kennedy,

1975), обследовавшего, совместно  со своими  коллегами, 53 043 женщины  в разных клиниках  США. В работе представлены  коэффициенты  корреляций  132 парамет- ров с IQ в 4-летнем  возрасте  (примечательно, что наряду  с многочисленными пре- и неонатальными  характеристиками, а также особенностями  родового  про- цесса, авторами  охвачены  расовые, социально-экономические  и клинико-анам- нестические  данные  о семье и матери ребенка).

Прежде  всего, обнаруживается  очевидная  связь  социально-экономических параметров  с интеллектом  (социально-экономический  индекс семьи — 0,43, обра- зование  матери — 0,35, наличие  отца — 0,19 и т. п.). Кроме этих параметров, толь- ко 17 из оставшихся  125 дают корреляции  от 0,11 до 0,37 с интеллектом  в 4-лет- нем возрасте.  К наиболее  значимым  из них относятся:

1) отсутствие  — наличие  полной  экстракции  плода при родах — 0,37;

2)  количество  посещений  консультации  для беременных  — 0,25;

3)  минимальная  величина  гематокрита  во время беременности  — 0,22;

4) минимальная  величина  гемоглобина  — 0,21;

5)  масса плода при рождении  — 0,17.

Связь  между отсутствием  экстракции  плода при родах с более высоким  IQ в возрасте  4 лет (1) авторами  не интерпретируется, хотя и является  наиболее  зна- чимой.  Обращает  на себя внимание  то, что эта корреляция  исчезает  в том случае, когда группы  черных и белых матерей  рассматриваются  отдельно.

Следующий  параметр  (2) без труда может быть понят  в качестве  социального. Ясно, что количество  посещений  консультации  для беременных  (при возможно- сти это осуществлять)  во многом  связано  с общим  уровнем  культуры будущей ма- тери, при  непосредственном  участии  которой  будет в дальнейшем  происходить умственное  развитие  ребенка.  При совпадающих  социально-экономическом  ста- тусе и расе становится  несущественной  связь с интеллектом  показателей  гемато- крита и гемоглобина  в период  беременности  (3,4).

Как видно, полученные  результаты указывают  на то, что для крупных новорож- денных  незначительно  возрастает  вероятность  иметь более высокий  IQ в возрас- те 4 лет (5). (Коэффициенты  корреляции:  для массы плода при рождении  — 0,17, длины тела — 0,15, окружности  головы  — 0,15.)

Однако  ошибочно  считать, что масса ребенка  при рождении  может оказывать непосредственное  влияние  на его интеллектуальное  развитие.  Эта весьма слабая корреляция  фактически  отсутствует в группе белых матерей  (0,07) и незначитель- на для черных (0,11). Можно  предположить, что за этими  корреляциями  скрыва- ются неравные  социальные  условия, в которых оказываются  черные и белые дети после рождения.

Авторами  этого  исследования  был  использован  регрессионный  анализ  для прогнозирования  IQ В 4-летнем  возрасте  на основе  выделенных  132 параметров. Оказалось, что фактически все вариации  в IQ могут быть предсказаны  на основе учета образования  матери  и показателей  социально-экономического  фона.

Из обсуждаемых  здесь данных делается вывод о том, что особенности  беремен- ности, родов и неонатальные  характеристики  не имеют сколь-нибудь  существен-


4.7. Интеллект и половые различия 211

 

 

ного значения  для объяснения  индивидуальных  различий  в интеллекте.  Это мо- жет вызвать недоумение, ибо хорошо известно, например, влияние  патологии  бе- ременности  на умственное  развитие  ребенка.  Дело здесь в том, что случаи  вы- раженной  патологии  авторами  не рассматриваются, так как нa их основе  нельзя сделать заключение  о закономерностях  взаимосвязи  изучаемых  параметров  с IQ для популяции.  Кроме того, следует учитывать и то обстоятельство, что описыва- емые авторами  отклонения  от «нормы» в протекании  беременности  и родов, спо- собные  как-то  повлиять  на умственное  развитие, вероятнее  всего, компенсиру- ются за 4-летний  период жизни ребенка.  Дети, родившиеся  с теми или иными  от- клонениями, обычно  становятся  объектом  повышенного  внимания  со стороны родителей, врачей и педагогов.  Это еще одно свидетельство  значения  социальных факторов  в развитии  интеллекта.

 
Надо сказать, что отечественные  исследования  по этой проблеме, сегодня, к сожалению, забытые, начаты были у нас значительно  раньше, за рубежом. Речь идет о малоизвестной  работе П. П. Блонского  (1929), изучавшего  связь IQ млад- ших школьников  с легкостью  или трудностью  родов.  Хотя в его исследовании  и не уточняется, что конкретно  понимается  под «легкими»  или «тяжелыми»  рода- ми, на значительном  материале  (140 школьников)  показано, что так называемые трудные  роды не оказывают  неблагоприятного  влияния  на последующее  интел- лектуальное  развитие  детей.

Вполне  естественно, что многими  исследователями  неоднократно  задавался вопрос  о различиях  в интеллекте  между мужчинами  и женщинами, тем более что массовые  стереотипы, складывающиеся  столетиями, внушали, что у женщин  если не более слабый, то уж обязательно  своеобразный  ум.

 



Дата: 2018-12-21, просмотров: 223.