Метод - это довольно широкое понятие. Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д. Например, экспериментальный метод исследования включает в себя организацию и проведение эксперимента.
Методика–это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации. Методика – это как бы модель исследования, причем развернутая во времени. Определенная совокупность методов продумывается для каждого этапа исследования. При выборе методики учитывается много факторов, и прежде всего предмет, цель, задачи исследования. Например, в экспериментальном методе исследования можно использовать методику электроэнцефалографии.
Выбор методик и методов исследования определяется характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что именно эти методы позволяют получить ожидаемый результат, тогда как любые другие приемы могут привести к ошибочным результатам. Выбранные методы работы должны быть простыми и доступными для школьников
Можно использовать в исследовании следующие методы:
Общенаучные методы исследования
В исследованиях их реализатор неизбежно сталкивается с процедурой интерпретации полученных данных. Для этого он использует следующие мыслительные операции: анализ, синтез, инструкция, дедукция, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация и др., которые принято относить к общенаучным методам исследования.
Анализ - расчленение изучаемого объекта с целью его глубокого познания. Процедура анализа состоит в сведении сложных понятий или представлений об объекте исследования к более общим и простым, т. е. переход от нерасчленённого объекта к выявлению его строения, состава, свойств, признаков, их отношений, структуры и связей. Типичным примером анализа является классификация.
Классификация – разделение множества свойств или отношений предметов, входящих в объект, на классы и иерархически соподчинённые им подклассы.
Синтез – процедура, обратная анализу, обозначающая соединение отдельных элементов, сторон, составляющих объект и предмет исследования, в единое целое. Данная процедура позволяет получить новое знание об объекте на основе установления свойств взаимодействия и связи его частей.
Индукция – вид обобщения, построенный на знаниях о частях предметов или какой-либо их совокупности, на основе этих знаний делается вывод обо всём классе данных предметов; или из отдельных суждений индуцируется общее правило.
Дедукция – форма мышления, позволяющая на основе логических правил из отдельных общих данных (предпосылок) выводить новое предположение (заключение).
Сравнение – познавательная операция о сходстве и различии объектов, явлений.
Обобщение – мысленный переход от класса рассматриваемых отдельных объектов (предметов, фактов, понятий) на более высокую ступень абстракции путём выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденция развития).
Абстрагирование – метод научного познания, основанный на формировании образа реального объекта путём мысленного выделения ряда интересующих исследователя признаков и отвлечения от других несущественных свойств и сторон.
В некоторых случаях бывает недостаточно метода работы с различными источниками информации для более полного раскрытия проблемы. Возникает необходимость сбора эмпирических данных. Сбор эмпирических данных может быть осуществлен такими способами: наблюдение, интервью, опрос, анкетирование.
Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.
Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование:
Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения.
Интервьюирование является разновидностью беседы. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности.
Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.
Беседу и интервью называют опросом "лицом к лицу", анкетирование — заочным опросом.
Социометрические методы исследования
Социометрический опрос – метод сбора информации, используемый для изучения структуры межличностных отношений в социальных группах. Этот метод иногда называют социометрическим тестом, с его помощью можно прогнозировать определённые свойства группы как целостного образования, а также структуру взаимоотношений между членами группы.
К социометрическим методам исследования относится эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности.
Собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций). Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения.
План проведения эксперимента
1. Формулируем цель проведения эксперимента, предполагаем возможные результаты, выясняем связи объекта, выбранного для наблюдения, с другими, уже изученными объектами.
2. Планируем проведение эксперимента, выясняем какое оборудование, материалы необходимы для этого. Составляем схему проведения эксперимента.
3. Выбираем самый подходящий способ фиксирования результатов
4. Последовательно осуществляем все этапы эксперимента, записываем результаты, проверяем точность полученных результатов.
5. Обрабатываем полученные результаты, сравниваем полученный результат с выдвинутой ранее гипотезой, формулируем вывод, объясняем, что доказывает данный эксперимент, связываем его с изученными явлениями, теориями, законами.
6. Анализируем и обобщаем полученные в ходе работы результаты.
Наиболее многообразны эксперименты на учебно-опытном участке. Они особенно длительны и занимают весь вегетационный период, т. е. целое лето. Перед учащимися ставят вопросы или задачи, которые решают путем сравнения результатов опыта и контроля (опытные и контрольные растения или животные ставятся в одинаковые условия, кроме одного испытываемого). Во время опыта проводят точные наблюдения с измерениями. Особенное значение имеет правильная фиксация наблюдений и результатов опыта в специальных табличках, позволяющих сравнивать показатели развития и урожайности опытных и контрольных растений и подводящих к выводам. Постановка опытов должна приучать учащихся к дисциплине мысли, к культуре, точности, достоверности и честности в исследованиях.
Методика при проведении полевых исследований определяются постановкой конкретных задач работы. Следует детально описать, где и когда проводился сбор материала, с какой периодичностью и повторностью, какими методами обрабатывался, какие методики использовали, какие инструменты и приборы при этом применялись, какие ставились эксперименты. Если это необходимо, то приводятся результаты математического анализа, статистической обработки результатов исследования, таблицы, графики, схемы.
Методики пишутся с употреблением глаголов в 3-м лице множественного числа: например, «отбирают пробу», «добавляют раствор» и т.п.
При описании можно делать ссылки на источники литературы, откуда взято описание конкретной методики для более полного изучения.
Рекомендуем использовать методики школьного экологического мониторинга, которые имеют ряд преимуществ: они просты, не требуют больших объемов реактивов, сложной аппаратуры, большого количества времени и специальной квалификационной подготовки; многие из них можно выполнить непосредственно при выходе на исследуемый объект.
Необходимо помнить, что, чем больше экологических показателей (или показателей экологического состояния среды) будет определено, тем более точно можно оценить экологическое состояние исследуемой территории. В то же время, объем работ должен быть соизмерим с возможностями творческого коллектива.
Метод лихеноиндикации широко применяется для оценки степени загрязнения атмосферного воздуха. В методике рекомендуется использовать в качестве субстрата сосну. Степень лишайникового покрытия в процентах замеряется на 10 деревьях с четырех сторон света, на уровне глаз (примерно на высоте 1,3 м) и у основания дерева. Затем рассчитывается средний процент по сторонам света и общий средний процент. Рассчитывается также коэффициент ОЧА (оценки чистоты атмосферного воздуха) с использованием данных по проценту покрытия накипными, листоватыми и кустистыми лишайниками. При значении ОЧА больше 0,3 - воздух чистый, а при значении ОЧА меньше 0,1 - воздух загрязненный.
Методики исследования водных объектов
По карте населенного пункта определяются все водные объекты, расположенные на его территории: реки, ручьи, родники, пруды и т.д. Если появились новые водные объекты, то они наносятся на карту. Пробы воды из водных объектов должны отбираться ежегодно в одно и то же время. Лучше это делать в начале июня, так как это время наиболее удобно и для определения биотического индекса водных объектов (личинки многих беспозвоночных в данное время находятся в прибрежном иле в соответствии с их жизненными циклами развития).
Пробу воды из водного объекта лучше отбирать с его середины (если широкая река или большой по площади пруд, то отбор проб следует производить с лодки), с глубины 50-100 см специальными пробоотборниками или с помощью шеста с прикрепленной банкой. Для отбора проб воды лучше использовать хорошо вымытую стеклянную посуду. Для анализа достаточен объем пробы 1,5-2 л. Пробы воды рекомендуется анализировать непосредственно у водного объекта с использованием переносной лаборатории.
Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц. Сделайте выводы о тенденциях явлений и процессов, отраженных в статистическом материале (динамика, уровень, удельный вес, роль данного явления).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 418.