Глава 3. Цель и задачи исследования                                                                        13
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Страницы

 

Глава 1. Введение в научно-исследовательскую деятельность                           3

Глава 2. Тема, проблема и актуальность исследования                                            7

Глава 3. Цель и задачи исследования                                                                        13

Глава 4. Изучение литературы по теме исследования                                              15

Глава 5. Выдвижение гипотез исследования                                                        16

Глава 6. Методы и методики исследования                                                          18

Глава 7. Собственное исследование                                                                       22

Глава 8. Оформление результатов исследования                                                  24

Глава 9. Заключительный этап – защита проекта                                                 27

Глава 10. Дистанционные конкурсы и конференции                                            31

          Список литературы                                                                                    36

          Приложения                                                                                                37

 

 

 

Не старайтесь удовлетворить сво ё тщеславие,

 обучая детей слишком многому.

Возбудите только любопытство.

Откройте своим слушателям глаза,

Но не перегружайте их мозг.

Достаточно заронить в него искру,

Огонь сам разгорится там,

Где для него есть пища.

                                                      А.Франс

 

Целью настоящего пособия является разработка рекомендаций для педагогов, начинающих заниматься научно-исследовательской деятельностью с учащимися. В основу положен практический опыт, наработанный  в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №135» имени академика Б.В. Литвинова» города Снежинска Челябинской области.

Этапы организации научно-исследовательской работы

·  Выбор направления, определение целей, задач, выдвижение гипотезы, составление плана исследования.

· Изучение литературы по теме исследования.

· Выбор методов исследования.

· Собственное исследование (практическая часть работы, т.е. проведение опытов, экспериментов и др., сбор собственного материала);

· Анализ и обобщение полученных в ходе работы результатов.

· Оформление результатов исследования.

· Подготовка выступления.

· Заключение  и выводы.

· Приложения.

· Библиография.

 С чего необходимо начать работу начать работу?

1. Выбрать объектную область исследования - ту или иную предметную дисциплину (математика, биология, литература и т.д.).

.

Глава 8. Оформление результатов исследования

К этому этапу работы  должно накопиться достаточное количество материала: факты, источники, результаты наблюдений и т.д. Собранные  данные должны иллюстрировать  мысли и выводы, сформировавшиеся в процессе обработки материала и работы с литературой. Результаты  исследований могут быть оформлены наглядно (таблицы, графики, модели, приборы, фотографии). Информация нуждается в обработке, её необходимо проанализировать, обобщить, истолковать, сделать выводы.

       Процесс обработки, обобщения и анализа информации необходимо начинать с проверки инструментария исследования на точность, полноту и качество заполнения. При этом необходимо выбраковывать некачественно заполненные анкеты или другой материал. Обработка данных производится либо вручную, либо на компьютере по составленной программе. Полученные результаты заносятся в таблицы, графики, диаграммы. Все данные необходимо прокомментировать, истолковать, объяснить полученные ответы. Затем полученные данные сопоставляются с гипотезами исследования. Устанавливается, какие гипотезы подтвердились или оказались опровергнутыми, о чём это свидетельствует, какие результаты оказались неожиданными, какие можно сделать выводы в итоге.

Иногда при выполнении исследования учащимися их работы носят компилятивный характер. Исследователь должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники.

Любая работа требует выводов и заключения. Кратко формулируются основные результаты работы в виде утверждения, а не перечисления всего того, что было сделано. Выводы нужны для того, чтобы кратко охарактеризовать основные результаты, к которым пришел автор в процессе работы. На данном этапе гипотезы сопоставляются с полученными результатами исследования, подтверждаются или опровергаются, становятся утверждениями, которые формулируются как результат исследований, как выводы. Они должны вытекать непосредственно из основного материала работы и быть результатом анализа приведенных фактов или результатов эксперимента. Кратко формулируются основные результаты работы в виде утверждения, а не перечисления всего того, что было сделано. Утверждающее содержание вывода - это то, на чем настаивает автор, что он готов защищать и отстаивать; иными словами, выводы - это убеждения автора работы, за которые он готов бороться. Формулировки выводов должны быть краткими и точными, и, как правило, состоять из одного - трех пунктов и носить обобщающий характер, содержать решение поставленной в начале исследования проблемы и соответствовать цели и задачам исследования.

Приведём пример

Тема работы: «Феномен Снегурочки в русском искусстве»

Цель: исследовав взаимосвязь искусств, проанализировать феномен образа Снегурочки в русской литературе, музыке и живописи.

Выводы:

В чём же неповторимость образа Снегурочки в русском искусстве?

Прежде всего, Снегурочка – воплощение русского национального характера: ментальность (совокупность этнокультурных, общественных навыков и духовность установок, стереотипов) русского человека заключена в необходимости жить сердцем, а не разумом. И Снегурочка полностью этой духовной установке соответствует. Она готова заплатить за любовь ценой своей жизни, то есть «живёт сердцем». В этом нас убедило сравнение народной и литературной сказок «Снегурочка».

    Изучая своеобразие оперы «Снегурочка» Н. А. Римского – Корсакова, мы обнаружили в главной героине такие качества характера, как скромность, верность, доброту, духовную чистоту, а эти качества человека всегда ценились на Руси.

    Сравнивая художественные образы Снегурочки на картинах Васнецова, Врубеля и Рериха, мы пришли к выводу, что Снегурочка - воплощение чистой и хрупкой, почти прозрачной красоты. Нежная и кроткая, она как бы олицетворяет собою устремлённость, порыв к самому прекрасному и непреходящему.

Ни в коем случае не нужно включать в выводы сведения о практической деятельности – издании брошюр, проведении мероприятий, это, как правило, вызывает нарекания экспертов.

  При анализе работы может возникнуть ситуация, когда  все выдвинутые гипотезы не подтверждаются. Результат исследований – отрицательный. Но это тоже результат и необходимо  указание, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию при формулировке выводов  обратить внимание на перспективы дальнейшего исследования.

В список литературы заносятся публикации, издания и источники, использованные автором. Информация о каждом издании должна включать в строгой последовательности: фамилию, инициалы автора, название издания, выходные данные издательства, год издания, выпуска (если издание периодическое), количество страниц. Все издания должны быть пронумерованы и записаны в алфавитном порядке.

       Работа может содержать приложения с иллюстративным материалом (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т. п.), который должен быть связан с основным содержанием            

Так как наше пособие в основном предназначено для начинающих данную деятельность    педагогов, мы бы хотели предостеречь их от типичных ошибок, которые они могут допустить при использовании этого метода:

  • сами объявляют учащимся тему проекта или сами ставят задачу, вместо того, чтобы создать ситуацию выявления значимой для учащихся проблемы или предложить банк проектов, предоставляя возможность сделать самостоятельный выбор;
  • предлагают свои идеи вместо того, чтобы создать ситуацию, поставить вопросы, побуждающие детей к поиску путей решения проблемы;
  • в работе учащегося отсутствует законченность, что обусловливается отсутствием систематического подхода к исследовательской деятельности. Вместо рассчитанной на долговременный срок работы, иногда в спешном порядке на конференцию представляется текст, созданный в кратчайшие сроки по методу «форсирования»;
  • учащийся не умеет  грамотно вести дискуссию по защите результатов своего исследования и отвечать на вопросы аудитории, что часто является признаком отсутствия этапа предварительного обсуждения;
  • учитель дает творческое задание (сочинение ,реферат, эссе) для закрепления изученного учебного материала, ошибочно называя эту работу выполнением проекта;
  • любую творческую деятельность учащихся принимают за исследовательскую работу , которая также является творческой, но связана с самостоятельным решением проблемы на основе приобретения дополнительной учебной информации по ходу работы над исследовательским проектом;
  • реферат (доклад, систематизацию знаний из различных источников) представляют как проектную работу, которая также может быть оформлена в письменном виде, но в ней, в отличии от реферата, представлен авторский самостоятельный взгляд на решение поставленной проблемы, в том числе на основе изучения литературных источников. , предполагают только выполнение частично первого этапа проекта, но не полностью,  в проекте в введение предполагается помимо изложения информации, собственное видение проблемы,  постановка целей, задач, гипотезы, самостоятельной переработки. А реферат это не предполагает. И классификация данного «проекта- реферата»? Проект предполагает проблему. А изучение литературы по данному вопросу трудно назвать проблемой. Реферат является только частью проекта.

Например, изучив несколько книг по теме "Первоцветы" ученик изложил взгляды авторов письменно, снабдив их комментариями, получил реферат. Если к его же работе "добавить" поставленные в соответствии с целью работы и на основании некоторой гипотезы опыты (эксперименты, наблюдения...) за первоцветами, получаем исследовательский проект.

Список литературы

  1. Ботвинников А. Д. Организация и методика педагогических исследований. – Москва, 1981
  2. Герцог Г. А. Учимся проводить исследование. – Челябинск, 2003
  3. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. – Москва, 1990
  4. Конышева Н. М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: книга для учителя начальных классов. – Москава, 2006
  5. Новый социально-философский словарь. – Екатеринбург, 2003
  6. Стешов А. В. Устное выступление: логика и композиция. – Санкт-Петербург, 2000

 

Ресурсы сети Интернет

  1. http://59209s036.edusite.ru/p16aa1.html
  2. http://www.school2100.ru/upload/iblock/6ad/6adaf615a77ed465f37f57e63169637
  3. http://www.abitu.ru/researcher/practice/practice_org/practice_all/liverts.html
  4. http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=6915&hry=./61046/67230
  5. http://zolotoirodnik.ucoz.ru/010/123.pdf
  6. http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=азбука%20научно-исследовательская%20деятельность%20учащихся&source=web&cd=7&sqi=2&ved=0CFIQFjAG&url=http%3A%2F%2Fwww.sc14chs66.jumpa.ru%2Fcomponent%2Foption%2Ccom_docman%2Ftask%2Cdoc_download%2Fgid%2C64%

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Мотивационная поддержка.

Мо­жет потребоваться учащемуся на различных этапах проектной деятельности. Заключается в стимулировании интереса к выполняемому проекту, развитии у ребёнка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы. Осуществление этого вида поддержки индивидуально для каж­дого школьника, зависит от особенностей развития его познавательной сферы и самооценки. Родитель может подбодрить своего ребёнка, показать собственную заинтересованность как темой проекта, так и сотрудничеством с учащимся.

Информационная поддержка.

Актуальна на этапе сбора необходимых для выполнения проекта материалов. Родитель нередко сам выступает важным источником информации для ребёнка, может порекомендовать определённые ис­точники или выразить сомнения относительно некоторых из них, помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет.

Организационная поддержка.

Одна из самых необходимых для учащихся начального звена в силу их возрастных особенностей. Весьма разнообразна по своему содержанию и может касаться как внешней стороны выполнения проекта (например, сопровождение ребёнка или группы детей в музей, библиотеку, организация экскурсии для сбора необходимой информации), так и внутреннего плана (например, помощь ребёнку в оптимальном распределении времени и дозировании нагрузки в процессе подготовки проекта).

Техническая поддержка.

Эта помощь может потребоваться млад­шим школьникам на разных этапах подготовки проекта: во время сбора информации, её обработки, в моменты планирования и проведения презентации. Она подразумевает участие родителей в проведении фото- и видеосъёмок, монтаже материалов, подготовке компьютерных презентаций, техническом оснащении докладов, праздников и многом другом.

Устный доклад

Для доклада на конференции предоставляется время не более 10 минут. Этого вполне достаточно, чтобы изложить суть работы. Не стоит переживать, если не удалось "сказать всё". После доклада будут заданы вопросы, отвечая на которые, автор дополняет свой доклад.

Типичная ошибка многих докладчиков заключается в том, что большую часть отведенного на доклад времени они тратят на введение, а оставшееся время – на изложение скороговоркой сути работы.

Речь должна быть простой и четкой, докладчик не должен быть "привязанным" к тексту.

Несколько советов докладчику:

  • необходимо назвать тему исследовательской работы, четко и ясно сформулировать ее цель, используя, например, такие ключевые слова и фразы как: "Цель работы заключается в том, что (чтобы)…", "Исследование (работа, эксперимент) ставит своей целью …" и т.п.;
  • далее нужно изложить основное содержание работы, ее идею и суть, рассказать, каким путем автор шел к достижению поставленной цели, какие встретились трудности, как они были преодолены;
  • следует сформулировать наиболее важный результат работы в виде основного вывода или заключения по работе;
  • закончить выступление можно приблизительно так: "Доклад закончен. Благодарю за внимание";
  • далее нужно подготовиться к ответам на вопросы.

Стендовый доклад

Такая форма представления исследовательской работы предполагает демонстрацию ее на стенде. Для этого участнику публичного выступления предоставляется место для расположения плакатов.

Демонстрация должна отражать наиболее важные элементы работы, а именно:

  • цель работы;
  • основные методы и способы, используемые в работе;
  • полученные результаты и выводы.

Проспект работы может демонстрироваться на плакатах, моделях, с помощью технических средств, рекомендуется использование публикаций, свидетельств, отзывов, фотоальбомов, иллюстрирующих проведение исследований с пояснениями, а также раздаточных материалов.

Презентация

С появлением персонального компьютера стало возможно широкое использование презентационных материалов. Презентация – это оживший буклет или каталог. Только если последний ограничен площадью, качеством печати и правилами верстки, то в презентации можно с легкостью обойти все эти сложности. В презентации возможно практически все! Мегабайты звука, красочной информации, динамичных роликов и масса подробнейшей информации на удобном носителе – вот основные преимущества презентационного фильма. Какие цели преследует мультимедийная презентация? Показать результаты исследовательской работы максимально выгодно, подтверждая их графиками, статистикой, теоретическими выкладками и практическими результатами. То есть задача презентации – максимально подробно и обоснованно преподнести все преимущества вашего проекта. Презентация незаменима как основа доклада или дополнение к уже состоявшемуся докладу. Мультимедийная презентация, как форма подачи информации, весьма удобна в рамках всевозможных конференций и семинаров.

Презентации можно условно разделить на несколько видов:

  1. Технический видеофильм. Этот вид презентации представляет собой наглядное пособие по выполнению эксперимента, рассказывает о ходе исследований и работе над проектом, о научных руководителях, об интересах авторов работы, их семье и учебе.
  2. Флэш-презентации – это облегченный вид презентации, часто используемый для представления в Интернете.

Презентация может строиться в строгом соответствии с одним из видов или совмещать сразу все варианты. Все зависит от целей презентации, от особенностей и личных предпочтений автора работы.

Приложение № 3

Содержание работы

Глава 1. Введение. Лексика русского языка с функциональной точки зрения.

 

Глава 2. Диалект. Диалектное слово. Диалектизм.

  • Основные лингвистические понятия.
  • Использование диалектизмов в художественной литературе.

 

Глава 3. Особенности использования диалектизмов в повести В.П.Астафьева «Последний поклон».

  • Идейно-художественное своеобразие повести.
  • Группы диалектизмов в повести.
  • Приёмы подачи диалектизмов в повести.

 

Глава 4. Роль диалектизмов в повести.

 

          Используемая литература.

 

Глава 1 .

Введение.

Лексика русского языка

Методы исследования

  • Поисковый.
  • Наблюдение над языковым материалом.
  • Анализ языкового материала.

 

Глава 2.

Глава 3.

Фонетические диалектизмы

Общеупотребительное слово Диалектное слово Пример употребления в тексте
Енисей Анисей На …Анисей аж
Нынче Нонче Нонче удаль не та…
В амбаре В анбаре В анбаре не будет пусто.
Папиросы Паперёс Кашляю я с паперёс.
Универмаг Нивермаг И почта, и нивермаг недалеко.
Театр Тиятр … и тиятр недалеко.
Ребята Робята Нет, робята
Коля Кольча Кольча глянул на нас и рассмеялся.
По океану По акияну Приплыл по акияну из Африки матрос…
Обезьяна Облизьяну Малютку облизьяну он в яшшике привез…
Утащил Уташшил Уташшил ее с родины невесть зачем…
Обманешь Омманешь Гляди, зато еще когда омманешь баушку?
Монпасье Лампасье Нет ничего в мире слаще и красивее лампасье
Паук Паут Харюз стал хорошо брать на паута и на таракана.
Ревматизм Рематизня Опять рематизня  донимат
Виктор Вихторь Меня, к примеру, она звала Вихторь

2) Словообразовательные диалектизмы

Лёгкость Легота Дай мне леготу.
Всё-таки Всёшки Он сирота, а вы всёшки при родителях!
Тёс Тесина Когда заканчивалась тесина,мы просовывали другую…
Пояс Опояска Кольча отдал мне свою опояску.
Обрывистый холм Крутояр Мы спускались по крутояру на Енисей.
В разные стороны Вразнотырку У Лысухи тоже стекленеет от мороза волос, торчит вразнотырку.
Утром Утресь Утресь зашью!
Змей Змеев Там змеев гибель!
Отсек Сусек Огромный, словно двор, сусек
Работал Робил Он робил и день и ночь.
В глубину В глыбь ...будто погружались в смертную глыбь.
Такую Таку Это куда же вы таку прорву червей накопали?
Вынимая Выная На ходу выная из-за голенища бродней последние рубли
Сберечь Сберегчи Тебе сберегчи хотела…
В другой раз Другорядь Кольча-младший женился другорядь
Стало быть Сталыть Любая пища от бога, а это хлеб в святом месте испеченный, сталыть, вовсе божья пища.
Начнут Зачнут Пить зачнут и себя некультурно вести станут…

 

Лексические диалектизмы

Холм Увал Он растекался по подножию увала.
Склад Завозня В завозню крестьяне свозили артельный инвентарь…
Сорная трава Дурнина То окно, что к селу, затянуло разной дурниной
Малярия Веснуха Во время половодья я заболел малярией, или, как ее по Сибири называют, веснухой
Поляна Россоха Мы с бабушкой добрались до сухой россохи
Острые льдины Торосы Где река сердито громоздила по стрежам льдины, остается нагромождение торосов
Длинные поленья Бадоги Плоты распиливались на длинные поленья – бадоги
Валенки Катанки Она недовольно косит на меня глазом и норовит поймать зубами за подшитый катанок.
Сани Салазки Ребята катаются на салазках, останавливаются, кричат…
Стремена Бастриги Дед обходит сани, привязывает бастриги
Отпечаток Лафтак Оставил на топоре лафтак языка…
Сено Зарод Если козы съедят зарод, что будут есть коровы зимой?
Колыбель Зыбка Бабушка качала ее в зыбке
 Преступник Жиган Вот еще жиган растет?

 

Грамматические диалектизмы

Красивее Красивше ...красивше и сплочённей делались...
Обо всём их заведенье Обо всём ихнем заведенье Танька левонтьевская так говаривала...обо всём ихнем заведенье
Шире Ширше Гулянки ...ширше...
 На льду  На леде Посинел, будто на леде, а не на пече сидел.
Донимает Донимат … меня донимат!

Глава 4.

 Роль диалектизмов в повести.

 

Язык и стиль «Последнего поклона» эстетически выразителен. Используя в тексте диалектизмы, Астафьев делает попытку приблизить слово письменное к устному. И это писателю удается в полной мере. Народная, то ласковая, то бранчливая, то песенная речь бабушки, Катерины Петровны, а также многих жителей Овсянки позволяет читателю окунуться в деревенскую жизнь, ощутить национальный сибирский колорит.

      В.П.Астафьев сохраняет в повести непринужденность интонаций русской народной речи – как современной, так и старинной, - передает пестроту живого языка. Через народный язык автор показывает человека, не стесненного «правилами», черпающего словарные краски для выражения своих чувств из самой жизни.

 

 Для чего же сохранять диалектные слова, которые не только не входят в литературный язык, но даже становятся ненужными самим носителям того или иного говора? Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним этих слов?

Да, потеряем, и потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если не сохранили старинную одежду, домашнюю утварь, древнейшие рукописи.

Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Поэтому долг современного поколения – сохранить эти сокровища живой народной речи, зафиксировав их как можно полнее и точнее в

областных словарях.

 

Используемая литература.

 

1. Астафьев В. П. «Последний поклон»

Москва: «Детская литература», 1983г.

 

2. Булатов М. «Собирал человек слова…»

Москва: «Детская литература», 1966г.

 

3. Введенская Л. А., Баранов М. Т. «Русское слово»

Москва: «Просвещение», 1978г.

 

4. Розенталь Д. Э. «Секреты стилистики»

Москва: «Арес», 1996г.

 

5.    Этимологический словарь русского языка для школьников

     Москва: «Дом Славянской Книги», 2004г. 

 

Приложение № 6

Введение

Клещевой энцефалит – природно-очаговая трансмиссивная (передающаяся клещами) вирусная инфекция, характеризующаяся поражением центральной нервной системы. Переносчиками клещевого энцефалита являются иксодовые клещи.

Проблема клещевого энцефалита сегодня актуальна, так как отмечается повсеместный и неуклонный рост заболеваемости клещевого энцефалита, а так же ежегодный экономический ущерб. Заболевание является одним из наиболее распространенных арбовирусных инфекций в стране, вызванное ухудшением эпидемиологической ситуации. Эти болезни остаются ведущей причиной гибели людей на Земном шаре. Территория Челябинской области является территорией повышенного риска контакта с клещами. Иксодовые клещи служат хранителями и переносчиками возбудителей весенне-летнего клещевого энцефалита. В Челябинской области имеются значительные лесные массивы, которые являются типичными местами обитания таежного клеща. Город Снежинск находиться на границе южной тайги и лесостепи, в зоне экотона (зона перехода между биомами). Ежегодно в г. Снежинске регистрируются случаи заболевания клещевым энцефалитом и клещевым  боррелиозом. Многие горожане имеют дачные участки, посещают лес с целью сбора грибов, ягод, отдыха в потенциально опасных очагах клещевого энцефалита и клещевым  боррелиозом. В связи с этим в сезон активности клещей (с апреля по сентябрь) укусам клещей подвергаются в среднем 800 снежинцев (зарегистрированных случаев). Поэтому проблема изучения заболеваний, возникающих при укусе клеща, на отдельной эндемичной территории является важной и актуальной для науки и практического здравоохранения.

Целью нашей работы является изучение и анализ эпидемиологической ситуации в городе по клещевому энцефалиту и обоснование необходимости профилактической работы среди населения.

Задачи:

· изучить историю исследования клещевых энцефалита и боррелиоза;

· изучить последствия вирусной и бактериальной инфекции для организма;

· выявить переносчиков клещевого энцефалита и боррелиоза, изучить их морфологию и физиологию;

·  проанализировать эпидемиологическую ситуацию в городе по клещевому энцефалиту и боррелиозу за 2006-2010 года;

· рассмотреть профилактические и противоэпидемические мероприятия, проводимые на территории города и разработать рекомендации для населения.

Объект исследования: Таежный клещ

В достижении данной цели и решении поставленных задач мы использовали методы: поисковый, репродуктивный, исследовательский, наблюдение, сравнение

Основная часть

 Вирус клещевого энцефалита укоренился на Урале 400 лет назад с началом активной колонизации Сибири. Из природного очага болезнь занесли животные, сопровождающие человека по его торговым путям, а потом она дошла как минимум до Прибалтики.(Приложение 1)

Это открытие, изучив геном вируса, совершили недавно биологи Уральского государственного университета имени А.М.Горького (УрГУ). «Клещевой энцефалит - дань, уплаченная европейцами за освоение Сибири, которое многократно ускорило естественное распространение вируса» - цитирует пресс-служба УрГУ заведующего лабораторией молекулярной генетики, кандидата биологических наук Сергея Ковалева.- «Знать, как развивается и распространяется вирус, необходимо, чтобы выработать стратегию профилактики энцефалита и борьбы с ним. Обнаруженные нами закономерности могут быть применены и к другим природноочаговым заболеваниям, возбудителей которых переносят те же клещи»

 Вирус клещевого энцефалита относится к роду Flavivirus (группа В), входящему в семейство тогавирусов экологической группы арбовирусов.

Слово «арбовирусы» расшифровывается так: arthropod bome animal viruses – в переводе вирусы животных, переносимые членистоногими. Другое их название – нейровирусы. Оно связано с тем, что подавляющее большинство этих вирусов вызывает поражение ЦНС.

Вирионы вируса клещевого энцефалита имеют сферическую форму с диаметром 40-50 нм, покрытую гликопротеиновой оболочкой.

                 

Внутри внешней оболочки размещается вирусный капсид — геномный нуклеопротеиновый комплекс, покрытый коровым белком диаметром около 30 нм. Он окружен наружной липопротеидной оболочкой, в которую погружены шипы, состоящие из гликопротеида, обладающего гемагглютинирующими свойствами. В своем составе вирусная частица содержит 68% белка, 8% РНК, 17% липидов и 9% углеводов.

Геном вируса представлен одной молекулой однонитчатой РНК общей длиной около 11 тыс. нуклеотидов, которые кодируют полипептидную цепь длиной 3,4–3,6 тыс. аминокислотных остатков.

В репликативном цикле геномная РНК является инициатором инфекционного процесса и служит матрицей для создания дочерних копий.

Геномная РНК служит в качестве м РНК для внутриклеточного синтеза вирусных белков. В геноме все белки закодированы последовательно в виде одной открытой рамки считывания. Для сборки зрелого вируса синтезируются 3 вирусных структурных белка: капсидный белок С (состоит из 111 аминокислотных остатков), мембранный белок М (содержащийся в составе оболочки зрелого вируса, представлен 75 аминокислотных остатков) и поверхностный белок Е. Полипептидная цепь белка Е, включает 496 аминокислот

Главный хозяин вируса энцефалита — таежный клещ Ixodes persulcatus.(приложение2) Он служит вирусу не только транспортным средством, но и постоянным жилищем и местом размножения (будучи внутриклеточным паразитом, вирус успешно передается от взрослых клещей через их яйца к новому поколению). Впрочем, столь же успешно вирус плодится и в организмах грызунов, зайцев, ежей, крупных и мелких хищников, птиц — в общем, всех таежных обитателей, которых кусают клещи. И насколько можно судить, ни клещу, ни его жертвам присутствие в их телах грозного вируса не доставляет никаких неприятностей. За время длительной совместной эволюции паразиты и хозяева «притерлись» друг к другу, научившись минимизировать причиняемый вред. Это классический пример так называемого природного очага — территории, на которой возбудитель той или иной человеческой болезни оказывается естественным компонентом местных экосистем.

Клещевой энцефалит.

Клещевой энцефалит описан А. Г. Пановым в 1935 году на Дальнем Востоке. В 1937 году выделен вирус клещевого энцефалита Л. А. Зильбером. В 1937—1941 годах идентифицировано 29 штаммов возбудителя энцефалита и доказана роль иксодовых клещей как переносчиков инфекции. Большой вклад в изучении клещевого энцефалита внесли: А. Н. Шапалов, А. К. Шубладзе, А. А. Смородинцев, М. П. Чумаков, Д. К. Львов, Ю. В. Лобзин. Клещевой энцефалит вызывает нейротропный вирус клещевого энцефалита, основными переносчиками и резервуаром которого являются иксодовые клещи (Ixodes persulcatus и Ixodes ricinus)

Клещевой энцефалит (энцефалит весенне-летнего типа, таёжный энцефалит) — вирусная инфекция, поражающая центральную и нервную периферическую систему. Тяжёлые неврологические осложнения острой инфекции могут завершиться параличом и даже летальным исходом.

Клещевой боррелиоз (болезнь Лайма) - инфекционное трансмиссивное природноочаговое заболевание, вызываемое спирохетами и передающееся клещами, имеющее наклонность к хроническому и рецидивирующему течению и преимущественному поражению кожи, нервной системы, опорно-двигательного аппарата и сердца. Впервые изучение заболевания началось в 1975 г в местечке Лайм (США).

 Возбудитель тесно связан с иксодовыми клещами и их естественными хозяевами. Общность переносчиков для возбудителей иксодовых клещевых боррелиозов и вирусов клещевого энцефалита обуславливает наличие у клещей, а следовательно у больных, случаев смешанной инфекции. инфекционное заболевание, вызываемое спирохетами и передающееся клещами. Может проявляться даже через несколько лет после укуса клеща, часто переходит в хроническую и рецидивирующую форму. Поражает кожу, нервную систему, опорно-двигательный аппарат и сердце.

Заключение и выводы

 Заболеваемость клещевым энцефалитом и клещевым боррелиозом в Снежинске заметно превосходит показатели заболеваемости в целом по Челябинской области. Возможно, это связано с тем, что город находится в районе, окруженном лесами, и жители часто выезжают на природу, в отличие от людей, живущих в крупных городах. Количество пострадавших от укусов клещами увеличивается с каждым годом, причем сезон активности клещей удлиняется. Пик активности, а значит и наибольшее количество пострадавших, приходится на май, но даже в сентябре остается риск быть укушенным. Пик активности напрямую зависит от климатических факторов. Дождливое лето и мягкая зима приводят к росту популяции клещей.

В результате анализа нам удалось выяснить, что укусы клещом в черте города происходят гораздо чаще, чем за его пределами, в среднем в 2,5 раза за исследуемый период. Примерно половина от общего количества укусов приходится на районы садоводческих кооперативов, причем эта цифра увеличивается из года в год. И это очень настораживает, ведь люди уверены, что находятся не в лесу, поэтому мало заботятся о профилактике укусов.

На теле потенциального "кормильца" клещ безошибочно выбирает место с наиболее тонкой кожей и близко прилегающими к ней сосудами. У человека это - волосистая часть головы, область ушей, локтевые и коленные сгибы, могут быть руки и ноги. Это подтверждается статистическими данными таблицы 4 , более половины зарегистрированных укусов приходится на верхнюю часть тела человека. Отчасти, это происходит из-за того, что заметить клеща на голове гораздо труднее, чем, например, на животе и конечностях.

 Проанализировав данные заболеваемости клещевым энцефалитом в зависимости от проведенных профилактических мероприятий можно проследить такую закономерность, что, количество укушенных клещом увеличивается с каждым годом, а вот количество заболевших в 2010 г по отношению к предыдущему году удалось сократить в 3 раза. Эти цифры говорят о том, что увеличилось количество привитого населения, а так же вследствие программы страхования населения от укусов клещей увеличилось количество людей, которым введен иммуноглобулин.

Анализ данных позволяет сделать вывод, что число укушенных клещами на территории г.Снежинска увеличивается с каждым годом, а , значит и риск заболеть такими тяжелыми заболеваниями, как клещевой энцефалит и клещевой боррелиоз, остается, не смотря на профилактические мероприятия. В нашем городе проводятся активные профилактические мероприятия, направленные на улучшение эпидемиологической ситуации по заболеваемости клещевым энцефалитом и клещевым боррелиозом... Администрация г.Снежинска знает о ситуации в городе(увеличении числа укусов клещом) , выполняет все рекомендации эпидимиологов, обеспечивает проведение акарицидных обработок лесных массивов в районах детских оздоровительных учреждений, городского пляжа и парка.

Разработанные в настоящее время противоэнцефалитные предупредительные мероприятия оказываются эффективными только при пунктуальном выполнении всего комплекса, нельзя ограничиваться лишь частичным использованием какого-либо из рекомендованных методов и средств. При этом большое значение имеет участие самого населения в проведении противоэнцефалитных мероприятий. Поведение человека в природном очаге в весенне-летнее время может способствовать инфицированию или сделать это невозможным. Активное участие населения в проведении противоклещевых мер будет способствовать снижению заболеваемости клещевым энцефалитом. Надо помнить, что предупредить заболевание намного легче, чем вылечить заболевшего и сделать его здоровым человеком.

 

Список используемой литературы:

1Адомосов. М.В. Клещевой энцефалит . – М., 2002 г.

 

2. Атлас Коми-Пермяцкого автономного округа. Редакция под председательством Ф.П. Поваго. Москва, 1999 год.

 

3. Бородулин В.И. Современная медицина. Справочник: болезни, симптомы, синдромы. М.: Мир и образование, 2004 г.

 

4. Вирус клещевого энцефалита //СЭС Инфо, март, 2004 г.

 

5. Казанцев А.П., Матковский В.С. Справочник по инфекционным болезням. – М.: Медицина, 1979 г.

 

.6 Справочник по инфекционным заболеваниям Юрий Белопольский

7. Краткая медицинская энциклопедия./Ред. кол.: Петровский Б.В. М.: Сов. энциклопедия, 1989 г

 

8 Шаповал А. Н. Профилактика клещевого энцефалита Издательство "Медицина". Москва. 1977.

 

9 Шаповал А.Н. Клещевой энцефалит. – Л.: Медицина, 1980. –254

Приложение №7

Содержание

I. Введение                                                                                                                   

II. Основная часть                                                                                         

III. Заключение                                                                                                           

Список литературы

 

Введение

Научно-техническая революция существенно ускорила рост промышленности, энергетики и транспорта. Вопрос о воздействии человека на атмосферу находится в центре внимания экологов всего мира, так как крупнейшие глобальные проблемы современности - «парниковый эффект», нарушение озонового слоя, выпадение кислотных дождей, связаны именно с антропоген-

ным воздействием на атмосферу..

 Все более активное влияние на состояние воздушной среды оказывают выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников, главным образом от автомобильного транспорта.

В последние десятилетия в связи с быстрым развитием автомобильного транспорта существенно обострились проблемы воздействия его на окружающую среду. Автомобили сжигают огромное количество нефтепродуктов, нанося одновременно ощутимый вред окружающей среде, главным образом атмосфере.

Трудно представить жизнь современного города без автомобилей. Численность автомобилей в городах быстро увеличивается. Поэтому непрерывно растет валовой выброс вредных веществ в атмосферу. В отличие от промышленных предприятий, изолированных от жилой застройки санитарно-защитными зонами, автотранспорт - движущийся источник загрязнения воздуха жилых районов и мест отдыха населения. Автомобильные выбросы распространяются на уровне дыхания людей; а рассеяние автомобильных выбросов в условиях городской застройки затруднено. С каждым годом количество автотранспорта растет, а, следовательно, растет содержание в атмосферном воздухе вредных веществ. Постоянный рост количества автомобилей оказывает определенное отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека На сегодня в Снежинске (по данным) состоят на учете 23 084 транспортных средства. Из них на личный подвижной состав приходится 21 667 единиц: в собственности граждан находятся 15 945 легковых и почти полторы тысячи грузовых автомобилей, 351 автобус.

В Снежинске ежедневно выходят на линию несколько сотен автобусов маршруток, большегрузных машин. Кроме того, многотысячную армию автомобилистов представляют владельцы личного легкового транспорта.

 

Все эти транспортные средства оказывают вредное воздействие на биосферу.

В наше время проблема выбросов в атмосферу вредных веществ, загрязнения ее стоит особенно остро. Более половины вредных выбросов приходится на выхлопные газы автотранспорта. А он, как известно, оставляет свой грязный след на нашей планете на всех этапах «жизни» - от производства до утилизации. Но наибольший вред окружающей среде наносит без сомнения его эксплуатация.

Как называется вещество? Почему оно опасно?
Нетоксичные вещества( N2, O2, CO2) Вызывают “парниковый эффект”
СО Вызывает кислородное голодание
NO Раздражает слизистые оболочки и поражает ткань лёгких. Высокие концентрации могут вызвать астму и отёк лёгких.
Углеводороды Воздействуют на сердечнососудистую систему и способствуют возникновению злокачественных опухолей
Альдегиды Раздражают слизистую оболочку и дыхательные пути, поражают ЦНС
Твердые вещества Влияют на органы дыхания, сердечнососудистую систему.
Сернистые соединения Влияют на слизистые, приводят к нарушению обмена веществ, а при высокой концентрации – к отравлению организма.

 

Чем нас убивают дороги?

Среди отраслей экономики России транспортный комплекс является крупнейшим загрязнителем окружающей среды. Мы предполагаем, что состояние атмосферного воздуха на наших улицах города далеко не благополучное. В своей работе мы решили исследовать состояние атмосферного воздуха на улицах нашего города и влияние выбросов автотранспорта на заболевания верхних дыхательных путей у детей, живущих на этих улицах.

 

Цели и задачи

 

Исходя из выше сказанного, мы в своей работе поставили следующую цель:

установить степень антропогенного влияния автотранспорта на экологическое состояние воздушной среды на улицах Снежинска( в районе улицы 40 лет Октября у здания филиала ЮрГУ, перекрестке улиц Ленина – Васильева у магазина «Хлебный», у здания школы №135).

Основные задачи:

· выяснить, какое влияние на здоровье человека оказывают выхлопные газы автомобилей;

· исследовать загрязненность атмосферного воздуха разными методами;

· изучить интенсивность транспортного потока, движущегося по улицам в разные периоды суток;

· проанализировать данные, полученные при исследовании разными методами состава атмосферного воздуха;

· выяснить влияние загрязнённости атмосферного воздуха автомобильными выхлопами на легочные заболевания детей, живущих на обследуемых улицах;

· привлечь внимание населения к состоянию воздушного бассейна в городе Снежинске

 

Объект исследования: район улицы 40 лет Октября у здания филиала ЮрГУ, перекресток улиц Ленина – Васильева у магазина «Хлебный»,отрезок улицы у здания школы №135.

Предмет исследования: экологическое состояние воздушной среды, вызванное движущимся автотранспортом.

Гипотеза: Если количество автотранспорта в городе будет расти, то это может в дальнейшем привести к ухудшению здоровья жителей города.

II. Основная часть

Этапы исследования

Для исследования загрязнения атмосферного воздуха нами выполнены следующие этапы работы.

· Мы изучили литературу о вкладе автотранспорта в общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

· Взяли снежные пробы и провели химический анализ снежного покрова.

· Рассчитали количество вредных веществ выбрасываемых в атмосферу автотранспортом.

· Исследовали загрязнения воздуха твердыми частицами (пылью, сажей, копотью) с помощью индикаторных карточек.

· Проанализировали статистические данные у детей заболеваемости органов дыхания на изучаемых объектах

Анализ и результаты

Первый этап

 Мы изучили литературу по данному вопросу. Предварительные сведения по данному вопросу описаны во Введение.

Второй этап

Мы взяли пробы и провели химический анализ снежного покрова.

При обработке пробного материала пользовались методическим пособием “Школьные технологии” № 6- 2001 год.

Данные были обработаны и оформлены в таблицу № 11. Удобным и практичным методом исследования является взятие снежных проб для изучения загрязнения воздуха .Снег является индикатором чистоты воздуха.

Из химического анализа следует, что наиболее чистый снег в ноябре. На всех участках за исключением перекрёстка Ленина и Васильева. Если в снег попали основания кислот, то он будет иметь кислотную реакцию. Выпадение соединений металлов защелачивает снег. В декабре в районе 135 школы снег загрязнился и имел щелочную реакцию. В январе снег почти не изменился. К марту загрязнения были везде кроме лесопарка. Мы считаем, что это обусловлено восстановлением движения машин. Кислотной реакции мы не наблюдали.

 Третий этап.

На этом этапе при подсчете интенсивности транспортного потока, движущегося по улицам в разные периоды суток (с 10 до12 часов,с12 до 14 часов, с 15 до 16 часов, с 17 до 19 часов)мы установили ,что большая по величине автотранспортная нагрузка приходится на 12-13 часов дня (обеденное время),и с17 до18.30(конец рабочего дня).

Далее производился подсчет количества единиц трех видов автотранспорта (легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили), прошедших по каждому из участков в течение 20 минут. Полученные данные указаны в диаграмме 1, 2, 3.

Затем по формулам произведено вычисление теоретического количества автомашин, которые могли пройти по участкам за 1 час и общий путь, проделанный каждыми из трёх типов автомобилей за это время.

Для непосредственного расчета количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, необходимо, прежде всего, знать, сколько топлива было затрачено автомобилями. Для определения количества использованного за 1 час топлива мы применили формулу:

Qi = Li *Yi ,

где:

Qi - количество сжигаемого топлива за 1 час, л;

Yi - удельный расход топлива для каждого вида автотранспорта (л/км), (табл. 4).

Li - общий путь, пройденный каждым типом автомобилей за час, км;

Li = Ni * l

где

Ni – количество автомобилей за 1 час;

i –обозначение типа автотранспорта;

l –длина участка (100м) = 0,1 км.

Li - общий путь, пройденный автомобилем за 1 час.

Результаты, полученные при расчете количества сжигаемого топлива, приведены в табл. 5, 6 и 7.

Затем нужно было подсчитать общее количество бензина и дизельного топлива, сжигаемого в двигателях автомашин

Qбен = Qлегк + Qгруз + Qавтоб

 

Qдиз.т = Qдиз

 

Объем вредных веществ (отдельно по трем компонентам - угарному газу, углеводороду(пентану), диоксиду азота (IV) определен по формуле:

Vв = Kв * Qт ,

где:

Vв - объем вредного вещества, выделяемого автомобилем ;

в - вид вредного вещества;

К - коэффициент, численно равный количеству выбросов соответствующего компонента (в литрах) при сгорании в двигателе автомобиля за 1 км; (табл. 8).

Q - количество топлива, л

т - вид топлива.

Результаты расчетов (отдельно по участкам) указаны в табл. 9.

В конце исследования нами подсчитана масса вредных веществ и количество воздуха, необходимое для их разбавления до значений, допустимых по санитарно-гигиеническим нормам.

Масса выбросов найдена по формуле:

mв = Vв * Mв / 22,4,

где:

mв - масса вредного вещества;

Mв - относительная молекулярная масса;

Количество воздуха, необходимого для разбавления, определено по формуле:

 

Vвозд = mв / ПДКв ,

где:

ПДКв - предельно допустимая концентрация вредного вещества в

воздухе жилых районов.

Результаты расчетов приведены в табл. 10.

 

Четвёртый этап

Результаты исследования загрязнения воздуха твердыми частицами (пылью, сажей, копотью) с помощью индикаторных карточек подтверждают результаты других наших исследований диаграмма 13.

Пятый этап

Далее мы проанализировали статистические данные заболеваемости органов дыхания по Снежинскому врачебному участку среди детей. Целесообразность учета детской заболеваемости определяется тем, что дети в меньшей степени, чем взрослые, подвержены внутригородской миграции. Они теснее привязаны к территории, на которой живут и учатся, не испытывают непосредственного влияния профессий. Кроме того, из-за анатомо-физиологических особенностей дети более чувствительны к качеству среды обитания, а сроки появления неблагоприятных эффектов у них короче. Заболевания верхних дыхательных путей в городе Снежинске занимают I место (28,7% среди других заболеваний).

За 2005 год –318 детей

За 2006 год-323 ребёнка

За 2008 год 339детей

За 2009 год 354 детей

Проанализировав, число детей поставленных на учёт с лёгочными заболеваниями мы выявили (таблица 12), что наблюдается незначительный рост числа заболеваний органов дыхания.

Результаты, полученные в ходе обработки данных исследований, свидетельствуют о том, что количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу жилого района работающими автомобильными двигателями, велико, а воздуха для их разбавления до безопасной концентрации явно не достаточно.

III. Заключение

Действие вредных газов на сегодняшний день исследовано только частично. Как правило, основное внимание в зависимости от обстоятельств направляется на изучение лишь обособленного действия каждого из них. Так мы почти ничего не знаем, насколько велик их вред, если эти газы действуют в совокупности. И до тех пор, пока мы не в состоянии составить верное представление об этом, необходимо предвидеть степень опасности для человека отдельных вредных загрязняющих веществ, имеющихся в пределах атмосферы.

Сравнивая результаты исследования воздуха по разным методикам, мы установили, что наиболее загрязненный участок – это перекресток улиц Ленина – Васильева. Это подтверждается данными таблиц № 10,11,13,. Также исходя из таблицы № 11 в районе школы № 135 загрязненность выше, чем на улице 40 лет Октября в районе филиала ЮрГУ. Далее мы проанализировали статистические данные заболеваемости органов дыхания по врачебным участкам среди детей.

Мы установили, что наблюдается незначительный рост числа заболеваний органов дыхания у детей города Снежинска проживающих на исследуемых участках.

Выводы:

Проанализировав интенсивность движения автотранспорта и заболеваемость органов дыхания у детей, мы можем сделать следующие выводы:

1.В результате исследований мы установили взаимосвязь интенсивности движения и степени загрязнённости исследуемых участков.

Взаимосвязь интенсивности движения автотранспорта и роста числа заболеваний органов дыхания, хотя и наблюдается, но с уверенностью об этом говорить нельзя, так как на заболевание органов дыхания воздействуют погодные условия, которые в нашей работе не учитывались.

 

  • С результатами своей работы мы ознакомили отдел по экологии и природопользования администрации города, коммунально-бытовую службу и внесли предложения:
  • проводить дальнейшее озеленение города : вдоль дорог посадить растения, уменьшающие содержание газов в воздухе: калина, рябина, ель колючая, тополь, боярышник. Для ограничения попадания вредных веществ выхлопных газов необходимо высаживать вдоль дорог растения, устойчивые к загрязнению окружающей среды, например иву и березу.
  • . строительство дороги вызывает кратковременные, но значительные отрицательные воздействия на природу. Ими являются: загрязнение воздуха, почвы и воды; загрязнение растений; засорение придорожной полосы отходами строительных материалов... Мы внесли предложение усилить контроль администрации при строительстве новых дорог и при проектировании новых улиц в городе необходимо в полном объёме учитывать факторы, влияющие на их экологическое состояние (направление ветра, ширину улицы, расстояние между домами и т. д.). В проектировании дорог должен принимать участие ландшафтный архитектор, которому необходимо увязать технические факторы с потребностями природы и ландшафта, проектировщик должен исключить противоречия между дорогой и требованиями охраны окружающей среды.
  • Необходимо через СМИ, пропагандировать использование автомобилистами природного газа в качестве топлива. Газ лучше смешивается с воздухом, поэтому он полнее сгорает в двигателе, а значит, и вредных веществ в отработавших газах меньше. Кроме того, газовое топливо продлевает жизнь автомобильного двигателя почти в 1,5 раза.
  • .Наиболее перспективным являлся бы переход на альтернативные источники энергии. Идеальным вариантом было бы использование электромобилей, но имеющиеся в настоящее время опытные образцы, пока ещё не могут конкурировать с традиционными автомобилями. Стали инициаторами в 2010 проведения конкурса среди учащихся старших классов школ города, на лучший проект автомобиля будущего.
  • Проводить с населением разъяснительную работу о влиянии автомобильных выбросов на продукты питания, купленные на стихийных рынках у дороги.
  • Через СМИ, выпуск листовок, через сайт и газету школы предупреждать о недопустимости употребления продуктов купленных на этих рынках.

Список литературы

1.. Акимова Т.А. Охрана и контроль загрязнения природной среды / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин - Л.: Гидрометеоиздат, 1990

2 Вопросы обработки, оценки и анализа данных о загрязнении атмосферного воздуха и других сред: методические указания - Л.: Гидрометеоиздат, 1984.

3. Герасимов И.П. Научные основы мониторинга окружающей среды / И.П.Герасимов. - Л.: Гидрометеоиздат, 1987. .

4. Голубев И. Р., Новиков Ю. В. Окружающая среда и транспорт. - М.: Транспорт, 1987. –

.5 Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. – Санкт-Петербург: НИИ «Атмосфера, 2005. – 106 с.

6. Мониторинг и методы контроля окружающей среды / Ю.А. Афанасьев, С.А. Фомин, В.В. Меньшиков и др. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001 - 337 с.

.5 Малов Р. В. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды / Р.В. Малов. - М.: Транспорт, 1988.

.6 Краткий справочник школьника. 5-11 классы. /Авт. - сост. П.И. Алтанов и др. - М.,1997 г.

7. “Школьные технологии” № 6- 2001 год.

8.Гигиена и основа экологии человека Ю.П.Пивоваров Москва 2004 год

 

 

Приложение №8

Содержание

Введение                                                                       

Цель работы                                 

Задачи                                                                 

Предмет исследования                                      

Гипотезы                                                                                       

Методы исследования.                                   

Глава I. Эколого-биологические особенности        

китайской дубовой павлиноглазки (Antheraea pernyi)

Глава 2. Результаты исследования.                        

Гусеницы первого возраста.                              

Гусеницы второго возраста                               

Гусеницы третьего возраста                                       

Стадия имаго.                                                             

Стадия яйца.                                                

Выводы

Приложения                    

 

Введение

Я не могу точно сказать, когда началось мое знакомство с бабочками, но помню, что в пять лет, увидев на стене школьного кабинета под стеклом десяток расправленных бабочек, захотел иметь у себя таких же. Собирая свою коллекцию (сегодня в ней только бабочек, собранных в черте нашего города, около 150 видов из 19 семейств(ПриложениеВ.Фото13)), мне постоянно приходится обращаться к энциклопедиям, научно-популярной литературе, справочникам и определителям. И впервые о возможности разведения бабочек в неволе я узнал из книги Пола Уэйли “Бабочки” издательства “Dorling Kindersley” (стр.62). Но тогда этот процесс показался мне достаточно сложным. Вновь я встретился с описанием содержания бабочек в домашних условиях на страницах книги Л.В.Каабака “Бабочки мира” (стр.75). Но я по-прежнему плохо представлял как без специального оборудования, а именно просторных вольеров, содержать бабочек дома. В инсектарии Челябинского зоопарка я увидел дальневосточных брамей (Brahmaea certia) в совсем небольшом вольере. Хозяин инсектария объяснил мне, что эти ночные бабочки малоподвижны, не питаются и живут всего несколько дней, поэтому содержать их в неволе достаточно легко. Я приобрёл пособия по разведению бабочек – О.А.Ткачева “Бабочки.Опыт содержания и разведения в домашних условиях” и В.В.Башинского “Разведение бабочек”. А этим летом я приехал в челябинский инсектарий в тот момент, когда там только что вывелись гусеницы китайской дубовой павлиноглазки (Antheraea pernyi ). Эти бабочки по поведению похожи на брамею, и я решил попробовать развести их дома. Хозяин инсектария предоставил мне 50 крошечных гусениц, и я приступил к разведению бабочек.

Цель работы: проследить фазы индивидуального развития китайской дубовой павлиноглазки в комнатных условиях, а так же ее пищевые предпочтения.

Задачи:

1. Проанализировать учебно-методическую литературу лепидоптерологической направленности.

2. Познакомиться с эколого-биологическими особенностями китайской дубовой павлиноглазки.

3. Создать оптимальные условия для разведения китайской дубовой павлиноглазки в комнатных условиях.

4. Вести дневник наблюдения за стадиями развития дубовой павлиноглазки.

5. Выявить предпочтения в выборе корма гусениц дубовой павлиноглазки.

6. Проверить методику по успешному разведению чешуекрылых на примере китайской дубовой павлиноглазки в комнатных условиях.

7. По различным источникам составить полное систематическое положение китайской дубовой павлиноглазки (приложение 1)

Предмет исследования индивидуальное развитие китайской дубовой

павлиноглазки в комнатных условиях.

Гипотезы:

1. Мы предполагаем, что китайских дубовых павлиноглазок, можно разводить в комнатных условиях без специального, сложного оборудования, и их выращивание не требует особых материальных затрат.

Гусеницы второго возраста.

10 августа в контейнере появились первые гусеницы второго возраста. Их было 5 штук. Они были изумрудно-зеленого цвета с желто-коричневой полоской и синими точками по бокам, плоской коричневой головой, длиной 2-3 см. и покрыты волосками, собранными в отдельные пучки(ПриложениеА.Фото1, Фото2).

11 августа полиняло еще 15 гусениц, на следующий день, 12 августа, полиняли еще 19 гусениц и 13 числа полиняли последние 3 гусеницы.

Аппетит гусениц стал постепенно увеличиваться. Прежнего количества корма стало хватать только на день. Спустя четыре дня, 18 августа, был проведен эксперимент по выявлению дополнительных вкусовых пристрастий гусениц.

В контейнер, помимо дуба, были помещены веточки рябины, сирени, яблони, липы и березы. Вечером того же дня обнаружили, что листья рябины, сирени и липы не тронуты, листья яблони погрызены частично, а листья березы съедены все, дубовые же листья были съедены в меньшей степени. В течение нескольких дней мы кормили гусениц только березовыми листьями. В день они съедали около двух веток по 30-35 листьев. За это время погибли 2 гусеницы, возможно из-за смены корма. Через 3 дня гусеницы стали поедать листья березы в большем объеме, но так как из них возможно не вывелись бы полноценные бабочки ( в природе они предпочитают дуб), 25-го августа гусениц разделили на две партии: 15 штук оставили в прежнем контейнере, а 26 штук пересадили в небольшой аквариум (40х22х25 см). Гусениц в контейнере продолжали кормить березой, а в аквариуме вернулись к традиционной пище павлиноглазки дубовой – дубу. Но оказалось, что гусеницы отвыкли от дубовых листьев и в первые сутки в аквариуме ели очень неохотно. На 3 сутки их аппетит стал прежним.

Гусеницы третьего возраста.

С 25-го августа по 29-е число все гусеницы перешли в стадию третьего возраста(ПриложениеА.Фото3), лишь 4 гусеницы так и не полиняли и погибли спустя 6 дней от начала общей линьки. С каждой линькой размер гусениц увеличивался, увеличивался и их аппетит. Кормить гусениц приходилось 2 раза в сутки – утром и вечером. К сожалению, осенний период создал определенные проблемы в кормлении гусениц – листва на березах и дубах стала желтеть и опадать. Пришлось заготавливать последние зеленые листья березы и дуба и замораживать в морозильной камере холодильника. А перед кормлением отогревать и подсушивать их феном. Таким образом, был решен вопрос с питанием гусениц.

10-го сентября практически одновременно полиняли гусеницы в пластиковом контейнере. В аквариуме третья линька началась на день позже и продолжалась до 15 сентября.

Формирование куколки.

19-го сентября гусеница в аквариуме стала делать кокон(ПриложениеА.Фото5). На следующий день она заплелась полностью, и 21-го числа кокон стал совершенно твердым. Так постепенно все гусеницы свили коконы и перешли в следующую фазу своего развития – куколки. Всего образовалось 24 кокона, от гусениц, питавшихся березой, были белые, а от тех, что ели дубовые листья – желтоватые. 6 коконов убрали в холодильник до весны, а 18 коконов разложили в небольшой коробочке на влажном песке в комнате(ПриложениеА.Фото6). В качестве садка для будущих бабочек приспособили сетчатый контейнер для игрушек ( 36х36х58 см).

Стадия имаго.

 6 октября, через 16 дней, вывелась первая бабочка(ПриложениеБ.Фото9). Это была самочка, абсолютно правильно сформированная, крупная и очень красивая! А на следующий день вывелась вторая самочка. Эти экземпляры были оставлены для коллекции. 9-го октября вывелись еще две самочки, а через день вывелся самец. (ПриложениеБ.Фото10). Всего за неделю вывелись 15 бабочек.

Стадия яйца.

 11-го октября утром на стенке садка были обнаружены отложенные яйца! Так как в первые дни в садке были одновременно и самцы и самки, они успели отложить несколько кладок, в которых насчитывалось до сотни яиц(ПриложениеБ.Фото11). Так как впереди была зима, часть яиц поместили в холодильник, а часть оставили на балконе, чтобы создать естественные условия для их зимовки. А несколько яиц были помещены на влажный песок в комнате, и через 12 дней из них вывелись маленькие черные гусеницы (ПриложениеБ.Фото12) – такие же, какие были привезены летом из инсектария.

Выводы:

Полученные автором результаты целиком подтверждают материалы, приведённые в публикациях [3],[4] ,[5] ,[6] :

В результате нашей работы нам удалось:

- создать оптимальные условия для разведения китайской дубовой павлиноглазки в комнатных условиях.

- зафиксировать все основные закономерности развития китайской дубовой павлиноглазки в домашних условия.

- в результате нашего эксперимента, выявить предпочтения в выборе корма гусениц дубовой павлиноглазки. Гусеница данного вида бабочки предпочитала в качестве корма березовые листья, несмотря на то, что в научных публикациях упоминается, что основным кормом гусениц являются дубовые листья.

- была проверена общая методика по содержанию чешуекрылых в домашних условиях. Нами было установлено, что общая методика по выращиванию чешуекрылых в комнатных условиях подходит и для выращивания китайская дубовая павлиноглазка.

Содержание

Страницы

 

Глава 1. Введение в научно-исследовательскую деятельность                           3

Глава 2. Тема, проблема и актуальность исследования                                            7

Глава 3. Цель и задачи исследования                                                                        13

Глава 4. Изучение литературы по теме исследования                                              15

Глава 5. Выдвижение гипотез исследования                                                        16

Глава 6. Методы и методики исследования                                                          18

Глава 7. Собственное исследование                                                                       22

Глава 8. Оформление результатов исследования                                                  24

Глава 9. Заключительный этап – защита проекта                                                 27

Глава 10. Дистанционные конкурсы и конференции                                            31

          Список литературы                                                                                    36

          Приложения                                                                                                37

 

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 360.