Современная система образования столкнулась с беспрецедентной в своей истории задачей. Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычайно высоки. В современных условиях востребован квалифицированный, творчески мыслящий человек, умеющий организовать деятельность, готовый воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения в жизнь. Как подготовить такого человека? На наш взгляд, создание в образовательном учреждении среды для научно-исследовательской деятельности и работа в этом направлении способствуют достижению этой цели.
В методической литературе встречаются самые разнообразные определения исследовательской деятельности учащихся, но все авторы сходятся в понимании цели. Цель не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Научно-исследовательская деятельность учащихся – это перспективная форма организации детей. Это и учеба, и работа одновременно. Максимум самостоятельности и творчества, полная возможность самореализации. Такой вид деятельности учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования - научить мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки. Таким образом, создается среда, провоцирующая школьника на постановку вопросов и желание найти ответ на них. Важным условием выживания и работы человека в информационном мире будет овладение методом научного познания мира или так называемого исследовательского стиля мышления.
Когда, в каком возрасте надо обучать исследовательским навыкам? Ответ на этот вопрос прост: чем раньше - тем лучше. Следом возникает другой вопрос: как организовать исследовательскую деятельность, чтобы ее результаты были практически значимы? Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность происходит постепенно. Когда ученик приходит в первый класс, он любознателен, то есть ему всё «любо знать», всё интересно, всё хочется потрогать, попробовать, изучить устройство и принцип действия. Это ли не явно выраженные врожденные исследовательские качества? Развитие интеллектуальных способностей младших школьников можно только при общем гармоническом развитии ребенка, выявив задатки, склонности, интересы, поэтому познавательные и творческие способности младших школьников формируются с одновременной активизацией их мышления и воображения. Мы считаем, что начав развивать в детях навыки научно-исследовательской работы уже в начальных классах, учителя основной и старшей школы замечают в своих учащихся, насколько они самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы. А это значит, что работать с такими детьми в старших классах будет не только легче, но увлекательнее и приятнее.
В нашем пособии мы рассмотрим организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся, которая развивает его самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей, формирует навыки планомерной, технологичной деятельности и способности к самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции.
Исследовательские проекты - довольно сложный вид деятельности как для школьников, так и для тех, кто руководит ими. Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал (в гуманитарной области это могут быть сведения первоисточников, сопоставление этих первоисточников), творческий анализ собственных данных и вытекающие из него выводы, с опорой на опыт других исследователей.
Главная цель учителя – подготовка учеников к творческой деятельности, учащиеся выступают в роли исследователей, самостоятельно добывающих знания, использующих разнообразные источники и материалы. Как показывает опыт нашей школы, интерес к самостоятельной исследовательской работе у учащихся появляется в седьмом – восьмом классе. Для этих классов разработана и ведется программа элективного курса «Научно- исследовательская деятельность учащихся» (Приложение). Цель курса – развитие мыслительных, коммуникативных способностей учащихся, подготовка учащихся к ведению исследовательской деятельности, приобщение учащихся к социокультурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития; развитие способностей к самопознанию, рефлексии, самосовершенствованию и самореализации на основе овладения общепринятых норм поведения; воспитание уважительного отношения к людям.
Учителю важно вовремя заметить повышенный интерес ученика к проблеме и побудить его к самостоятельному исследованию данного вопроса, помочь преодолеть возникающие трудности. Под самостоятельностью школьника в учебно-исследовательской деятельности подразумевается, что научный руководитель консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы, но ни в коем случае не диктует и не пишет работу за ученика. Работа учителя в этом направлении не должна носить стихийный, бессистемный характер. Только продуманная, логически выстроенная система занятий, организующая исследовательскую деятельность учащихся, даст ожидаемые результы и ребёнок при этом не утратит интерес к длительной работе. При этом учитывается его психологический настрой. В центре предлагаемых проектов лежит обращение к личному опыту исследователя. Для того чтобы проект был интересен ученику, он не должен быть слишком трудным, но и не должен быть легким; необходимо соответствие возрасту, интересам и его возможностям. Большую подготовительную работу проводит учитель в начале учебного года, выявляя желающих заняться исследовательской работой. Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации, поэтому и приобщение к научно-исследовательской деятельности начинается также с мотивации. Основные мотивы учащихся заняться исследовательской работой: интерес к предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; связь с будущей профессией; удовлетворение процессом работы; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе; поступить в вуз; и другие. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен понять, какие вполне конкретные умения и навыки он может приобрести.
Для развития у учащихся исследовательских навыков необходимо сформировать у них следующие умения.
1)Рефлексивные умения:
- умение осмыслить поставленные задачи,
- ответить на вопрос: что я должен узнать для решения данной задачи?
2)Исследовательские умения:
- самому выдвигать идеи, привлекая знания из различных областей науки;
- самостоятельно найти недостающую информацию, выяснить недостающую информацию у научного руководителя, учителя- предметника;
- найти разные варианты решения данной проблемы;
- выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.
3) Навыки самооценки и взаимооценки:
- адекватно оценивать свою работу и работу других;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на позитив, выделяя недостатки;
- делать конструктивные пожелания, замечания.
4)Навыки работы в сотрудничестве:
- коллективного планирования, если работа выполняется в группе;
- взаимопомощи в группе для решения общей задачи;
- находить и корректно исправлять ошибки в работе других участников группы.
5)Коммуникативные умения:
- инициировать учебное взаимодействие со всеми участниками проектно–исследовательской работы;
- вступать с ними в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию;
- отстаивать свою точку зрения, очень важно находить компромисс;
- навыкам анкетирования и интервьюирования, устного опроса.
6)Презентационные умения и навыки:
- уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- использовать различные средства наглядности при выступлении;
- отвечать на вопросы.
.Проектно-исследовательская деятельность проходит через три этапа:
1-й — организационно-подготовительный (возникновение идеи, определение темы, планирование предстоящей деятельности);
2-й — технологический (сбор и анализ информации, проведение необходимых экспериментов, оформление результатов);
3-й — презентативный (мини-маркетинг, публичная защита проекта).
Особенно важное направление, — исследовательская деятельность школьников .
Дата: 2018-12-21, просмотров: 414.