Глава 9. Заключительный этап – защита проекта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

После окончания исследования, оформления полученных результатов, прочтения и одобрения ее научным руководителем наступает последний этап — защита. К сожалению, важность этого этапа иногда недооценивается, и тогда даже качественно проведенное исследование выглядит при публичном представлении не убедительно. Автор или «заваливает» аудиторию и жюри объемом информации, или на ходу пытается выстроить логику своего изложения. В итоге — «смазанное» представление у слушателей и чувство неудовлетворенности у выступающего и его научного руководителя. И, напротив, искусно подготовленный доклад по защите написанной работы может «затенить» некоторые его недостатки и, таким образом, повысить шансы выступающего на хорошую оценку. Чтобы сформировать у школьника хотя бы элементарные навыки участия в научной дискуссии, целесообразно тщательно подготовить его к процедуре публичной защиты.

Что необходимо при этом учитывать выступающему?

· При подготовке выступления следует учесть, что доклад лучше рассказывать, чем читать. Поэтому необходимо подготовить конспект (план) выступления.

· Все наглядно-иллюстративные материалы (диаграммы, графики, схемы, таблицы и т. п.), используемые вами при выступлении, должны быть легко читаемы сидящими в зале и понятными без дополнительных объяснений. Поэтому они должны быть подписанными и иметь расшифровку условных обозначений.

· Во время выступления наглядно-иллюстративный материал должен использоваться. Если речь идёт о цифрах, показанных в таблице или проиллюстрированных графиком, то нужно обращаться к соответствующей таблице или графику.

· При демонстрации наглядно-иллюстративного материала следует использовать указку, авторучку, карандаш, но никак не палец. При этом нужно повернуться к слушателям лицом, а не спиной.

· Во время выступления смотрите на своих слушателей, лишь по необходимости заглядывайте в конспект (план) выступления.

· Чтобы преодолеть неуверенность, полезно найти (глазами) в зале кого-то внимательно слушающего и доброжелательно смотрящего на Вас. Чаще смотрите на него во время выступления.

  • Старайтесь уложиться в регламент (10 минут на доклад). Для этого полезно потренироваться заранее, используя часы. Если время выступления превышает регламент, следует убрать второстепенную информацию из доклада.

По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1-2 мин., но не более. Учитывая этот лимит времени, ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы (выполненная автором работа находится на столе у комиссии, и ее члены могут ознакомиться с содержанием в ходе выступления школьника).

Бытует мнение, что причина неудачного выступления — это недостаток времени. Однако это представление ошибочно. Если выступающий не сумел заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей.

Подготовку выступления лучше всего начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика — залог понимания его аудиторией. Выступление можно условно разделить на три части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.

Существует несколько способов привлечения внимания аудитории.

Вот некоторые из них: можно начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.

Первая часть, по сути, кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Для того, чтобы выступление вызвало интерес аудитории, очень важно правильно настроить слушателей с самого начала.

Во второй части, самой большой по объему, вам нужно представить содержание разделов основной части вашей работы. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому необходимо после краткого изложения содержания разделов исследовательской работы отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой работы. Это могут быть использованные впервые по отношению к данному материалу методики, достигнутые автором результаты исследования.

Особое внимание необходимо обратить на речь докладчика. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям.

В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. Желательно в заключении создать кульминацию выступления, предложить слушателям поразмышлять над проблемой, показать возможные варианты дальнейших исследований.

Во время выступления необходимо использовать презентацию (10-12 слайдов).

После того, как докладчик закончил свое выступление, члены комиссии задают вопросы. Вопросы может задать и любой из присутствующих.

Вопросов не нужно бояться: это еще одна возможность продемонстрировать обстоятельность и глубину изучения темы. Существует представление, что если задают вопрос, то желают «потопить» докладчика. Это ошибочное мнение. Скорее всего, если задают вопросы, это значит, что тема заинтересовала, привлекла внимание слушателей.

 При ответах на вопросы не стоит забывать о нескольких простых правилах.

Если заданный вопрос выходит за рамки вашего исследования, не стоит на ходу придумывать ответ, неподкрепленный результатом исследования. Вполне допустимо сказать, что это не было предметом вашего исследования или что это планируется исследовать на следующем этапе. Таким образом, вы только поддержите образ вдумчивого исследователя.

Очень важным условием ответа на вопрос является правильное понимание того, что именно спрашивает оппонент. Поэтому будет целесообразно уточнить вопрос и, согласовав понимание вопроса, отвечать на него. В противном случае есть опасность, что вы отвечаете не на вопрос, который вам задали, а на свою версию этого вопроса: не следует впадать и в другую крайность — начинать уточнять очевидные и понятные вещи. Везде хороша мера.

При подготовке к защите работы помните, что Ваш доклад должен отвечать на вопросы

           - Зачем проводились исследования или опыты? (Цель и задачи исследования или опытов)

             - Что известно из литературы по теме Вашего исследования или опытов? (коротко)

             - Где и когда проводились исследования или опыты?

             - Какие методы сбора материала использовались и почему?

             - В каких условиях проводили сбор материала?

             - Сколько материала собрано?

             - Какие результаты (в сроках и цифрах) получены?

             - Чем объясняется получение таких результатов?

            - Какие выводы сделаны?

Ответить на данные вопросы (в указанной последовательности) необходимо при защите любого исследовательского проекта или опытнической работы.

По сложившейся этике проведения научной дискуссии перед тем, как отвечать по существу на заданный вопрос, принято благодарить его автора. Ведь спрашивающий проявил интерес к вашей работе. Кроме того, вопросы часто позволяют увидеть новые направления для дальнейшего исследования.

Поскольку устное выступление является своего рода сценическим искусством, т.е. включает в себя владение голосом, правильно выбранные жесты и позу, не лишней будет предварительная тренировка чтения доклада в знакомых вам условиях.

Перед тем как выступать на научных конференциях районного и более высокого уровня, желательно пройти уровни классный и школьный. Необходимо помнить, что чем больше ученик выступает, тем больший опыт он приобретает.

 Выступая, всегда помните, что Вы имеете, по крайней мере, два преимущества. Во-первых, Вы рассказываете об интересующих Вас исследованиях или опытах тем, кому это так же весьма интересно. А во-вторых, Вы лучше всех владеете данным материалом, так как никто, кроме Вас (не считая соавторов и руководителя), эту работу не выполнял.

 Своё выступление необходимо рассматривать как обмен опытом работы с коллегами по интересующей Вас тематике. Не надо волноваться. Вы обязательно успешно защитите свою работу.

И главное: поймите для себя, зачем Вы приехали на конференцию?

Если для Вас важно любой ценой занять призовое место, то примите соболезнования. Если же Вам интересно обменяться опытом с коллегами и узнать, как сделать свои исследования ещё интереснее и глубже, то не надо волноваться. Вы обязательно достигнете цели и успешно защитите свою работу.

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 364.