Участие родителей в проектной деятельности младших школьников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время опытом работы многих отечественных педагогов, данными экспериментальных психолого-педагогических исследований убедительно доказана возможность применения про­ектного метода в процессе обучения младших школьников. Во многих публикациях отражены богатые развивающие возможности проектной деятельности для учащих­ся начальной школы. Однако, несмотря на свою растущую популярность и неоспоримые достоинства, проектный метод ещё не получил должного распространения в начальном звене школьного обучения.

Как максимально эффективно организовать проектную деятельность младшего школьника?

Одним из возможных путей оптимизации применения проектного метода в работе с учащимися начальной школы является подключение родителей к детской проектной деятельности. Это обуслов­лено несколькими причинами.

Во-первых, в силу своих возрастных особенностей младшие школьни­ки далеко не сразу обнаруживают способность быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполне­ния того или иного проекта. Более того, многие из них испытывают существенные трудности в решении ряда организационных, технических, оформительских и других во­просов. Безусловно, главную помощь ребёнку на пути становления его субъектности в проектной деятельности, как и в учебной деятельности в целом, оказывает педагог. Однако младшему школьнику нужна ещё и поддержка родителей, особенно в тех проектах, выполнение которых про­исходит во внеурочное время.

Во-вторых, объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но также и родителей особенно важно в ситуации дефицита внутрисемейного общения, широко распространённого в наше время.

В-третьих, существует такая разновидность проектов, как семейные (например, «Моё генеалогическое древо», «Наши семейные традиции», «Великая Отечественная война в истории нашей семьи», «Семейные реликвии» и др.). Они обладают огромным развивающим потенциалом для младших школьников, и для их осуществления участие родителей просто необходимо.

Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности младших школьников - сотрудничество, содействие, партнёрство ссобственным ребёнком. Очень важно, чтобы взрослые осознавали это и не принимали на себя функции учащегося, иначе теряется смысл выполнения проекта. В связи с этим привлече­ние родителей к проектной деятельности детей должно быть специально организовано педагогом. Мы считаем целесообразным проведение родительского собрания (семинара), на котором объясняется сущность проектного метода, раскрываются формы возможного участия родителей в про­ектной деятельности учащихся, демонстрируются видеофрагменты презентаций детско-родительских проектов, а также продукты проектной деятельности школьников. Желательно заранее подготовить и раздать родителям памятки, содержащие необходимый и доступно изложенный теоретический минимум о проектном методе и практические, чётко сфор­мулированные рекомендации по сотрудничеству с ребёнком. В дальнейшем педагог осуществляет консуль­тирование родителей в процессе подготовки детьми конкретных проектов.

Роль родителей, форма их участия в проектной деятельности младших школьников достаточно разнообразны. Раскроем основные из них.

Мотивационная поддержка.

Мо­жет потребоваться учащемуся на различных этапах проектной деятельности. Заключается в стимулировании интереса к выполняемому проекту, развитии у ребёнка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы. Осуществление этого вида поддержки индивидуально для каж­дого школьника, зависит от особенностей развития его познавательной сферы и самооценки. Родитель может подбодрить своего ребёнка, показать собственную заинтересованность как темой проекта, так и сотрудничеством с учащимся.

Информационная поддержка.

Актуальна на этапе сбора необходимых для выполнения проекта материалов. Родитель нередко сам выступает важным источником информации для ребёнка, может порекомендовать определённые ис­точники или выразить сомнения относительно некоторых из них, помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет.

Организационная поддержка.

Одна из самых необходимых для учащихся начального звена в силу их возрастных особенностей. Весьма разнообразна по своему содержанию и может касаться как внешней стороны выполнения проекта (например, сопровождение ребёнка или группы детей в музей, библиотеку, организация экскурсии для сбора необходимой информации), так и внутреннего плана (например, помощь ребёнку в оптимальном распределении времени и дозировании нагрузки в процессе подготовки проекта).

Техническая поддержка.

Эта помощь может потребоваться млад­шим школьникам на разных этапах подготовки проекта: во время сбора информации, её обработки, в моменты планирования и проведения презентации. Она подразумевает участие родителей в проведении фото- и видеосъёмок, монтаже материалов, подготовке компьютерных презентаций, техническом оснащении докладов, праздников и многом другом.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 372.