В исследовании под целью понимается общая направленность исследования, проект действия и его результат. Это то, что должно быть достигнуто в конце всей работы. Цель идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств. Наиболее типичные цели: определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели.
Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций.
Формулировку цели исследования можно представить различными способами (через имя существительное). Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:
выявление...;
установление...;
обоснование...;
уточнение...;
разработка...
Цель выражается кратко и предельно точно, демонстрируя то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в задачах, состоящих из комплекса конкретных проблем, выполнение которых ведет к достижению цели. К примеру, цель: изучить особенности песенного фольклора казаков Урала. Цель может иметь как теоретический, так и практический характер. Чаще в эмпирических исследованиях первая часть цели бывает теоретической, а вторая – практической. В исследовании цель формулируется одна, но она предполагает несколько задач, позволяющих её осуществить.
Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Предложим одно из определений понятия «задача».
Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.
Приведём ряд примеров:
1) Тема: «Закономерности развития сюжета сказок В. Гауфа»
Цель: анализ закономерностей развития сюжета сказок на примере текстов сказок В. Гауфа
Задачи:
- изучить теоретическую базу;
- рассмотреть исторические предпосылки возникновения сказки;
- выявить структуру сказки;
- описать сюжеты сказок В. Гауфа с точки зрения классических канонов построения сказок.
2) Тема: «Множество значений сложной функции»
Цель: обобщение знаний о функциях, их графиках, исследование сложной функции.
Задачи:
- систематизировать различные виды сложных функций;
- овладеть навыками нахождения их множества значений;
- составить функции различной степени сложности и их решение.
3) Тема: «Символический образ моря в искусстве»
Цель исследования: изучение символики моря в литературе, живописи, музыке.
Предмет исследования: символический образ моря в искусстве.
Объекты исследования: стихотворения, музыкальные произведения, художественные полотна.
Задачи:
- проанализировать тексты поэтов: В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Н. А. Языкова, Д. Г. Байрона с точки зрения символической составляющей.
-проанализировать музыкальные композиции Н. А. Римского- Корсакова, К. Дебюсси с точки зрения символической составляющей.
-проанализировать художественные композиции И. К. Айвазовского, К. Моне с точки зрения символической составляющей.
В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 398.