Работа над исследовательским проектом начинается с изучения круга интересов ребёнка, поиска направления и определения сферы исследования. Ученица с математическими способностями анализирует деятельность благотворительного общества с помощью диаграмм. Хорошо рисующая девочка исследует особенности одежды. Ученик, интересующийся оружием, знакомится с воспоминаниями ветерана войны о битве за Ленинград, а девочка с наклонностями начинающего психолога пытается с этих позиций изучить мемуары свидетеля эпохи.
Круг направлений исследований достаточно обширен:
Естественнонаучное направление:
Астрономия—астрономия, науки о планетах, космонавтика, физика атмосферы и др.
Науки о Земле—геология, география, минералогия, ландшафтоведение, метеорология, климатология и др.
Науки о водоемах—гидрология, лимнология, гидрография, океанология, гидробиология и т.д.
Ботаника—изучение жизни растений, ботаника, геоботаника, агрономия, лесоведение, лихенология, бриология и др.
Зоология—изучение животных, орнитология, ихтиология, энтомология, экология животных и др.
Загрязнение сред обитания—источники загрязнения сред обитания (вода, почва, воздух, в том числе в городах) и их контроль
Микробиология, клеточная биология и физиология растений— бактериология, протозоология, микология, альгология (микроскопических водорослей), клеточная биология, физиология растений и др.
Радиоэкология и инженерная экология.
Фармакология, биотехнология и пищевая химия.
Агробиология, агрохимия, защита растений.
Медицина и здоровье— физиология человека и позвоночных животных, фармакология, офтальмология, гигиена, изучение здорового образа жизни и др.
Химия — неорганическая, органическая, физическая; химические технологии; химические исследования, связанные с геологической, биологической и экологической тематикой, проблемами устойчивого развития, здоровым образом жизни.
Физика — экспериментальные работы в области актуальных проблем современной физики.
Математика — новые способы решения теоретических и прикладных задач в различных областях математики.
Гуманитарное направление:
Народная культура — «Фольклористика и этнография», «История и культура российских деревень», «Диалектология и ономастика».
Человек в современном мире — «Человек в мире природы», «Человек в мире людей», «Внутренний мир человека», «Этнопсихология».
Искусство и литература —«Литературоведение», «Искусствоведение».
Философия и культурология.
Психофизиология и здоровье человека.
Лингвистика. Язык в современном мире.
История науки.
История: человек и событие.
Экономика, социология и право.
Региональное краеведение.
Религия вчера и сегодня.
Археология.
§ Образование: история и современность.
После того, как ребёнок определился с выбором направления исследования, необходимо подумать о его теме. Выбор темы исследования – непростой момент. Правильно выбрать тему исследования - значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Главный критерий при выборе темы - личность ребенка, сфера его интересов. Второй критерий - актуальность, общественная значимость темы. Прежде всего, надо исследовать те темы, которые предыдущими поколениями не были затронуты. Поэтому опираемся на необработанные, не проанализированные источники из архивов, запасников музеев. Возможна работа на основе изученных материалов, но в том случае, если мнение предыдущих авторов расходится со взглядами нынешнего исследователя. Иногда тема выбирается по совету учителей или родителей. Иногда ученики предлагают темы, которые им явно не по силам. Зачастую темы носят реферативный характер. А бывает, что тема интересная, но нет достаточного материала для исследования. И здесь ученику нужна консультация педагога.
Современная классификация предлагает нам три основные группы тем:
- фантастические, темы ориентированные на исследование несуществующих, фантастических объектов и явлений;
- эмпирические, темы связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
- теоретические, к ним относятся темы, которые требуют изучения и обобщения фактов, материалов из разных теоретических источников, из книг или бесед с другими людьми.
Названия исследовательских работ должны носить оригинальный характер, должны привлечь внимание, не всегда обязательно полностью будут совпадать с темой исследовательской работы. На начальном этапе работы не всегда можно точно определить тему исследования, пути и способы ее разработки и осуществления. Для этого необходимо изучить научную литературу по вопросу. После чего тема обычно уточняется, изменяется.
Приведём примеры тем исследовательских работ учащихся по краеведению:
литературоведение краеведение: «История Урала в сказах»,
историческое краеведение: «История войны, застывшая в камне», «Жертвы политических репрессий …», «Народ и армия едины».
лингвистика: «Не русский я, но россиянин», «Речевая культура современных школьников»,
ономастика: «Топонимика озер: Синара, Акункуль, Силач»
родословие: «Пишем семейную книгу», «Корнями дерево сильно», «Генеалогическое древо моей семьи»
церковное краеведение: «Христианская церковь Урала. История храма села Воскресенское».
Чем конкретнее название темы, тем грамотнее. Так, темой исследования не может быть раздел предметной области (например, «Физические явления в химии»), не может быть отдельная тема учебного курса (например, «Великая французская революция»). В выборе темы помогут вопросы: что изучаете в данной теме, зачем, почему, к чему в конечном итоге вы стремитесь? Вопросы заставят школьника думать и целенаправленно искать точку отсчёта начатого исследования. Напрямую это относится и к определению целей и проблем исследования.
Чтобы облегчить процесс выбора темы, попытаемся выделить основные критерии:
- желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика, т.е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;
- очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником. В какой-то мере это может напомнить традиционные отношения «мастер - ученик»;
- тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. Примером реализуемой темы может служить тема «Особенности мхов и лишайников городской лесопарковой зоны». Заявленная тема не требует труднодоступных приборов или сложных полевых условий;
- тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.
Формулировка темы должна отражать сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы. Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п
Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке, и здесь главную помощь учащемуся оказывает его научный руководитель, ориентирующий начинающего исследователя в степени проработанности той или иной проблемы, в соответствии с чем и будет выбираться тема работы. Освещение актуальности, как и формулировка темы, не должно быть многословным. Не нужно начинать ее описание издалека. Одной страницы, чтобы показать главное, вполне достаточно.
Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной. Здесь желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях. Важно помнить о том, что тема проекта должна содержать следующие слова: «Возможность», «Потребность», «Необходимость», «Исследование
Примерные вопросы для выявления уже имеющихся знаний в беседе с учащимися:
- Какие из предложенных тем больше всего отвечают вашим склонностям, интересам?
- Почему вы предпочли именно эту тему?
- Что вы можете сказать по этой теме?
- Что вы читали (слышали, изучали на уроках, самостоятельно) по этой теме?
- Как вы относитесь к данной теме (проблеме)?
- Какие способы решения этой проблемы вы знаете?
- Что, по- вашему, необходимо для этого сделать
Что еще вы бы хотели изучить (понять), чтобы найти способ решения данной проблемы?
Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное науке, что предстоит открыть, доказать.
Когда и почему возникает проблема?
Как правило, ее появление связано с тем, что существующее научное знание уже не позволяет решать новые задачи, познавать новые явления, объяснять ранее неизвестные факты или выявлять несовершенство прежних способов объяснения, признанных фактов и эмпирических закономерностей.
Таким образом, можно представить проблему как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения. Разрешение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Это значит, что, обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы. Различают следующие виды проблем:
Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важны. Она определяет стратегию исследования, направление научного поиска. Если проблемы, связанной с тем или иным противоречием нет, то не имеет смысла проводить исследование.
Следует избегать и такой ошибки, как выдвижение проблем слишком широкого плана.
Далее необходимо определить объект и предмет исследования. Объект исследования – это область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться, источник необходимой для исследования информации. Объект исследования характеризуется количественно, структурно, а также с точки зрения пространственно-временной определённости. Например, если изучаются ценности подростков, то в качестве объекта исследования выступают сами подростки. Типичной ошибкой является выделение только процессов в качестве объекта исследования. И педагогика, и психология, и другие области знаний должны изучать не только процессы, но и людей.
Предмет исследования более конкретен, очерчивает только то, что непосредственно будет изучаться в данной работе из каждого объекта. Например, если изучаются ценностные ориентации современных подростков, то предметом исследования являются ценностные ориентации учащихся и условия их формирования.
Приведём ряд примеров:
1) Тема: «Интернет: гуманитарные аспекты общения»
Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью изучения общения в сети Интернет. Данный вид общения приобретает большую значимость и становится одним из основных видов коммуникации в современном мире.
Объектом исследования является сеть Интернет как способ организации межкультурного общения.
Предмет исследования: особенности речевых конструкций в сети Интернет.
2)Тема: «Исчезнувшие памятники России. Короткая жизнь Александро-Невского храма»
Проблема исследования обусловлена поиском утраченных памятников России, восстановлением национальных культурных традиций.
3)Тема: «Молодёжный туризм и особенности его развития»
Проблема исследования: ограниченные возможности для полноценного развития и самореализации молодёжи в условиях города Снежинска; существует потребность в доступных оздоровительных и развлекательных услугах; один из путей разрешения этой проблемы – разработка адаптивного подхода к организации туристического обслуживания молодёжи.
Объект исследования: молодёжный туризм как фактор инновационного развития экономики города Снежинска.
Предмет исследования: создание горнолыжной базы в районе Лысой горы.
Удачная формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая предпосылки успеха для работы в целом. Когда тема будет отвечать этим требованиям и будет раскрываться «по законам исследования», у ребенка будет формироваться умение соотносить такие понятия, как «тема», «проблема», «задача исследования», «пути решения проблемы». Ученые отмечают, что умение видеть проблему – одно из базовых умений исследователя. Практически любая работа при правильном подходе и, если преподнести ее под оригинальным углом зрения, будет актуальной. Но все это возможно только при условии полного владения информацией.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 406.