Следующим шагом должно стать изучение доступной литературы по теме исследования. Это необходимо в первую очередь для определения новизны исследования – необходимого критерия его оценки. Новизной исторического исследования может стать не только принципиально новая тема, что в школьном исследовании сделать трудно, хотя возможно, но и новый подход к старой проблеме, ее необычный ракурс, новый способ решения, обнаруженный документ, предмет или фотография, какой-либо оригинальный вывод. Изучить научную литературу. Можно делать выписки в виде конспектов (интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения), фиксировать исключительно цитаты, составлять тезисы, аннотации, рецензии и т.д. Не нужно пытаться включить в исследование весь имеющийся материал, как бы звучны не были имена и цитаты. Не следует стремиться к заимствованию материала. Ведь основой для получения нового знания должны служить не чьи-то, а собственные мысли, пусть и возникшие в ходе знакомства с чужими работами как отклик на них.
Главы «Обзор литературы» и «Библиография» пишутся одновременно. В главе «Обзор литературы» приводятся данные, полученные на основании изучения литературных источников, в т.ч. научных журналов, газет, сайтов, (по рекомендациям членов жюри Всероссийских конференций предпочтительно за последние 10 лет). В работе должна присутствовать краткая характеристика того, что известно о теме данного исследования. Это нужно, чтобы знать степень изученности темы, а также для того, чтобы иметь возможность подтвердить значимость данной работы выводами предыдущих исследований. В обзоре необходимо показать, что автор знаком с областью исследований по нескольким источникам и ставит новую задачу, а не «изобретаете велосипед». Можно подобрать литературу самостоятельно или с помощью научного руководителя используя систематические каталоги библиотек, получая консультации библиографов.
Источники следует изучать целенаправленно, наиболее важные данные нужно конспектировать, кратко излагая их содержание или делая дословные выписки. При составлении конспекта желательно указывать фамилию и инициалы автора, название работы, место и год издания, а для статей – название журнала или сборника, год, том, выпуск, страницы. Это пригодится в дальнейшем для составления списка литературы. Составление конспекта поможет более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время представления работы.
Например, в проекте по разработке экологического паспорта города Снежинска, первоначально приводится обзор данных об экологическом мониторинге, в т.ч. разработке экологических паспортов в различных странах мира, России, Челябинской области и населенном пункте, для которого разрабатывается экопаспорт. Данные приводятся очень сжато, с конкретными цифрами. После каждой выдержки в квадратных скобках ставится номер литературного источника (он может идти по порядку, по тексту или указываются порядковые номера из «Библиографии», составленной по названиям работ в алфавитном порядке).
В конце обзора литературы дается резюме: анализ доступной литературы (так как возможно, что вы не нашли какие-либо опубликованные источники) показал, что не имеется сведений по экологическому состоянию вашего населенного пункта в таком-то году, что эти сведения неполные, или нуждаются в проверке и уточнении, или что они отражают проведение длительных мониторинговых исследований на ограниченной территории. В заключение главы указывается новизна вашего проекта, вашей разработки.
Приступая к работе, учащемуся и его руководителю необходимо составить план исследования. Надо учесть, что при проведении работы возникает необходимость дорабатывать и совершенствовать план. Исследование – живой и творческий процесс, что-то нужно дополнить, отчего-то отказаться. Для того чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?». Для этого необходимо определить, какими инструментами или методами мы можем пользоваться, а затем выстроить план работы.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 431.