Образы постмодернизма в современной культуре
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Постмодернизм («следующий за модерном») – широкое явление современной культуры, включающее в себя образ жизни, образ мышления и проявляющееся в экономике и политике. Культура постмодернизма формируется в условиях информационного общества с конца 1960-х гг., когда модернизм полностью исчерпал себя в плане поиска новых идей (философских, нравственных, политических).  Впервые термин «постмодернизм» был употреблен Ж. Лиотаром в 1979 г. в значении «дух времени» – сегодняшний тип философствования, дистанцирующийся от классической и неклассической (модернистской) философии. Это постнеклассическая философия.

Постмодернистское искусство провоцирует острые вопросы, требуя не менее острых ответов и затрагивая самые насущные проблемы морали. Оно отказалось от попыток создания универсального канона со строгой иерархией эстетических ценностей и норм. Единственной непререкаемой ценностью считается ничем не ограниченная свобода самовыражения художника, основывающегося на принципе «всё разрешено». Все остальные эстетические ценности относительны и условны, необязательны для создания художественного произведения. Использование готовых форм – основополагающий признак такого искусства.

Ситуация художественного заимствования вплоть до симуляции заимствования, ремейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений – вот содержание искусства эпохи постмодерна. Парадоксальная смесь стилей, направлений и традиций в постмодернистском искусстве позволяет исследователям увидеть в нём творческую почву для формирования новых культурных феноменов. Игра – основополагающий признак постмодернизма как его ответ на любые иерархические и тотальные структуры в обществе, языке и культуре. Примером постмодернистской игры могут служить произведения У.Эко или Д.Фаулза.

Постмодернисты утверждают идею «смерти автора». Смерть современного искусства, по Ж. Бодрийяру, происходит не как конец искусства вообще, а как смерть творческой сущности искусства, его неспособность создавать новое и оригинальное, в то время как искусство как бесконечное самоповторение форм продолжает существовать.

Философский постмодернизм (Ж. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Делез, М. Фуко) отражает современное состояние общей культуры как кризисное, лишенное фундаментальных новаций. Само название «постмодернизм» или то, что наступает после модерна, после современности, носит условный характер. Для эпохи постмодерна характерен плюрализм (множественность взглядов), децентрализация (т.е. отсутствие одного центра); сочетание известных форм и сюжетов; деконструкция, т.е. разъединение частей целого с целью придания ему нового звучания при включении в другой контекст, окружение.

В социальном смысле, постмодернизм выступает против любых проявлений тоталитаризма, главная нравственная позиция человека – «никаких эксцессов!»

С помощью понятия «симулякр» в философии постмодернизма подчеркивается ситуация стирания границ между реальностью и искусственным миром. Язык подменяет реальность. По сути, весь мир воспринимается современным человеком как поток информации (через печать, телевизор, интернет), которая становится привычной и не переживается по-настоящему, является просто системой знаков, текстом, «гулом языка».

Термин «деконструкция» введен Ж. Деррида и означает не разрушение, а принцип свободного и спонтанного комбинирования смыслов, который не зависит ни от субъекта, ни от объекта. Деконструкция представляет собой непрерывный и бесконечный процесс, исключающий подведение какого-либо итога, обобщение смысла.

Предшественниками постмодернистской философии являются Ф. Ницше и М. Хайдеггер.

В соответствии с принципом плюрализма сторонники постмодернистской философии не рассматривают окружающий мир как единое целое, он у них распадается на множество фрагментов, между которыми отсутствуют устойчивые связи. Постмодернистская философия отказывается от категории бытия, которое в прежней философии означало некий «последний фундамент». Прежнее бытие уступает место языку, объявляемому единственным бытием, которое может быть познано. Постмодернизм скептически смотрит он на человека как субъекта деятельности и познания, отрицает прежний антропоцентризм (философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий) и гуманизм. Постмодернизм в философии сближает ее с наукой и литературой, усиливает тенденцию к эстетизации философской мысли.



Терминологический словарь

А

Абсолют – совершенное, единое начало; первоначало мира.

Абстракция – выделение основных свойств предмета, отвлечение от ряда несущественных признаков. Результатами абстракции являются понятия и категории. Абстрактность – свойство языка философии.

Агностицизм – философское воззрение, отрицающее возможность познания мира.

Академия – философская школа, основанная Платоном.

Аксиология – учение о ценностях.

Античная философия – комплекс философских учений, созданных греческими и римскими философами с VII века до н.э. по VI н.э.

Антропология – учение о человеке.

Антропоцентризм – мировоззренческий принцип «человек в центре».

Архэ – первоначало в античной философии.

Атеизм – система взглядов, отвергающих идею Бога и религиозную веру.

Атом – в античной философии мельчайшая неделимая частица бытия.

Атомизм – учение, согласно которому мир – это сочетание атомов и пустоты (пространства).

Атрибут – обязательное, неотъемлемое свойство предмета, без которого он не сможет существовать.

Б

Бессознательное – состояния психики, не контролируемые сознанием.

Биосфера – «сфера жизни», область существования жизни на Земле.

Бог – высшее сверхприродное существо, надмировой Абсолют (теизм); безличная сила, разлитая в мире (пантеизм).

Бытие – предельно общее понятие о существовании; самая широкая философская категория, противоположная категории небытия или Ничто.

В

Вещь – самостоятельная часть материального мира, объект, предмет.

«Вещь в себе» – термин философии И. Канта, обозначающий сущность вещи, скрытую от человеческого познания; ноумен.

Г

Генезис – происхождение, становление и развитие.

Глобальные проблемы – совокупность проблем современной цивилизации, затрагивающих все человечество в целом (экологическая, демографическая, продовольственная проблемы, проблема войны и мира, наркомании, международного терроризма, образования и здравоохранения и т.д.). Решение данных проблем возможно только общими усилиями всех народов.

Гносеология – учение о познании и знании.

Государство – самый крупный социальный институт; особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех законы и обладает суверенитетом.

Гуманизм – мировоззренческий принцип, признающий высшую ценность человека; течение общественной мысли, возникшее в эпоху Возрождения.

Д

Движение – философская категория, обозначающая любое изменение.

Дедукция – логическая процедура движения от общего к частному.

Диалектика – учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и общества; философский метод, основанный на признании противоречий как причины развития (противоположный метафизике).

Досократики – ранние греческие философы (VI – V вв. до н.э.), учения которых не испытали на себе влияние Сократа (Милетская школа, Эфесская школа, Элейская школа, пифагореизм, атомизм). Основная черта данных учений – космоцентризм.

Дуализм – философское направление, признающее равенство двух равноправных противоположных начал мира (материального и духовного).

Душа – бессмертная духовная сущность человека (живого существа).

З

Заблуждение – искаженное, неверное понимание действительности; ограниченное знание, несоответствующее своему объекту.

Закон – устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между явлениями. Законы диалектики: 1. закон единства и борьбы противоположностей; 2. закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот; 3. закон отрицания отрицания.

Западничество – русской общественной и философской мысли, стремившееся к европеизации и модернизации России.

Знание – адекватная, проверенная, упорядоченная информация об объекте. Результат процесса познания.

 

И

Идеал – совершенство, цель человеческих стремлений.

Идеализм – одно из основных философских направлений, признающее в качестве первоосновы мира нематериальное (идеальное) начало: дух, идею, сознание, Бога.

Идея – центральное понятие объективного идеализма Платона (эйдос), обозначающее вечный совершенный образец вещей.

Индивид – отдельно взятый человек, представитель человеческого рода.

Индукция – логическая процедура движения от частного к общему.

Информационное общество – исторический этап развития общества (современный), когда центральным процессом становится производство информации.

Иррационализм – совокупность философских учений, отвергающих разум как основу (человеческого) бытия.

Искусство – творческая деятельность, направленная на создание эстетических ценностей.

Истина – соответствие знания действительному положению дел. Виды истины: абсолютная, относительная, объективная. В нравственном аспекте истина понимается как правда.

История философии – раздел философии, изучающий становление и развитие философского знания.

К

Картина мира – целостный образ мира. Выделяют религиозную, научную, философскую куртины мира.

Категория – предельно широкое понятие, результат абстрагирования. Категории – отражение наиболее существенных связей и отношений действительности.

Космос – в древнегреческой философии: мир как упорядоченное, организованное, одушевленное целое; космос противоположен хаосу – неопределенному, бесформенному состоянию мира.

Космоцентризм – характерная черта античной философии; понимание мира (макрокосмос) и человека (микрокосмос) как составляющих Космоса – гармоничного целого.

Креационизм – религиозное учение о создании мира Богом из ничего; принцип религиозной средневековой философии.

Культура – совокупность созданных человеком материальных, духовных и социальных ценностей; «вторая природа», созданная человеком.

Л

Личность – понятие, отражающее социальную природу человека; отдельный человек, индивид как субъект общественных отношений, обладающий самосознанием. Понятие личности раскрывается через такие категории как свобода, ответственность, долг и т.д.

Логика – наука о правильном мышлении, раздел теоретической философии.

Логос  – в широком смысле – разумное начало.

М

Марксизм – влиятельное социально-философское учение 2-й половины XIX-XX вв., основанное К. Марксом и Ф. Энгельсом. Последователи марксизма развивают теорию классового деления общества и общественно-экономических формаций.

Материализм – наряду с идеализмом одно из главных философских направлений, признающее в качестве основы мира физическое начало, материю.

Материя – одна из основных философских категорий, служащая для обозначения объективной (т.е. не зависящей от сознания) реальности.

Метафизика – философское учение о первоосновах бытия; философский метод, противоположный диалектике, рассматривающий мир как вечное неизменное целое.

Метод – способ достижения цели, решения задачи.

Милетская школа – первая школа древнегреческой философии, в которой была поставлена проблема первоначала – архэ (Фалес – вода, Анаксимандр – апейрон, Анаксимен – воздух).

Микрокосм – в античной философии понимание человека как составной части Космоса, Вселенной в миниатюре.

Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир, также система убеждений, ценностей и принципов.

Мифология – форма исторического мировоззрения, основанного на художественно-образном восприятии мира, синкретизме и антропоморфизме.

Модусы – формы существования субстанции.

Монизм – учение о существовании единственной первоосновы мира, противоположен дуализму.

Мораль – термин, введенный Цицероном как синоним греческого слову «этика»; форма социальной регуляции человеческих отношений. В русском языке соотносится с термином «нравственность».

Мудрость – совершенное знание, духовное и практическое, целью которого является смысл бытия, абсолютная истина; благоразумие; ученость; нравственное совершенство.

Н

Натурализм – философское направление, объясняющее все явления и процессы, исходя из природы.

Натурфилософия – философия о природе.

Наука – организованная система объективного знания; учение; социальный институт, особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных и обоснованных знаний о мире.

Ноосфера – сфера разума, заключительный этап развития биосферы (В.И. Вернадский).

О

Общественный договор – теория происхождения гражданского общества и государства как результата соглашения между людьми.

Общество – сложноорганизованная система, составными частями которой являются индивиды и социальные институты; в широком смысле – все человечество в целом. Общество является объектом изучения социологии.

Объект – предмет познания; то, что существует независимо от сознания субъекта.

Онтология – раздел теоретической философии, учение о бытии.

Основной вопрос философии – вопрос о соотношении материального и идеального: «Что первично: материя или сознание?»

П

Пантеизм – учение, рассматривающее Бога как безличную внутреннюю силу мира, совмещающее Бога и природу. «Бог во всем».

Патристика – «Учение Отцов церкви», ранний этап средневековой философии, в который происходило утверждение норм христианской веры и их религиозно-философское осмысление.

Персонализм – религиозно-философское направление, рассматривающее личность в качестве высшей ценности и определяющее Бога как высшую личность.

Плюрализм – философское воззрение, утверждающее существование множества равноправных первоначал мира.

Позитивизм – философское направление, признающее в качестве истинного только научное – положительное – знание.

Познание – процесс получения, систематизации и накопления знаний. Выделяется чувственное (с помощью органов чувств) и рациональное (с помощью разума) познание.

Политика – искусство управления государством; сфера жизни общества, связанная с функционированием государства.

Понимание – познавательная процедура, направленная на углубление знания, постижение сущности явления.

Понятие – первая ступень абстракции; слово, выражающее наиболее существенные свойства объекта.

Прагматизм – философское направление, представители которого считают практику и полезность критерием познавательной деятельности и культуры.

Практика – целесообразная, преобразовательная деятельность человека.

Прогресс – развитие от низшего к высшему, более совершенному уровню. Регресс – противоположное развитие, от высшего к низшему, упрощение.

Пространство и время – философские категории, в которых выражены изменчивость и структурная организованность материального мира, формы существования материи.

Р

Разум – творческая познавательная деятельность человека, раскрывающая свойства действительности.

Рационализм – философское направление, признающее разум в качестве основы познания, противоположен сенсуализму.

Реинкарнация  – учение о бессмертии и перевоплощении душ.

Религия – тип духовно-практической деятельности, основывающийся на вере в священное. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

С

Самосознание – уровень сознания, осознание субъектом самого себя как мыслящего и деятельного «Я». В нравственном смысле самосознание связано с совестью.

Сенсуализм – направление в теории познания, представители которого считают основой познания органы чувств.

Система – целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. Структура – совокупность связей и взаимосвязей в системе.

Скептицизм – 1. Направление в теории познания, ставящее под сомнение возможность познания мира. 2. Философское направление эпохи эллинизма, считающее основным принципом мышления сомнение и воздержание от суждений всякого рода.

Славянофильство – направление в русской культуре, оформившееся в 40-50-х гг. XIX в. Славянофилы отстаивали необходимость самобытного пути развития России.

Сознание – философская категория, противоположная материи. В материалистической философии – высшая форма отражения, свойство высокоорганизованной материи. Идеальный образ реального мира. В узком смысле – сумма знаний.

Социальная философия – раздел философии, изучающий общие закономерности развития и существования общества.

Социальный институт – социальное установление (структура), выполняющее определенную функцию в обществе (институты семьи, науки, образования, права, собственности, власти, церкви и т.д.). Самым крупным социальным институтом является государство.

Стоицизм – наиболее влиятельная философская школа эпохи эллинизма. Основная заслуга стоиков – в обосновании проблемы моральной свободы и долга.

Субстанция – философская категория, обозначающая первооснову мира, которая существует сама по себе.

Субъект – познающий, мыслящий индивид.

Сущее – категория, обозначающая многообразные проявления бытия, а также любую вещь.

Существование – «процесс» бытия.

Схоластика – «школьная философия», этап развития средневековой философии (IX-XIV вв.), для которого характерно соединение религиозной догматики и формальной логики.

Сциентизм – мировоззренческая позиция, абсолютизирующая роль науки в обществе.

Т

Теизм – мировоззрение, признающее существование единого личностного Бога; в широком смысле признание существования Бога, богов.

Теология (богословие) – учение о Боге.

Теоцентризм – принцип, предполагающий рассматривать Бога как основу мира и его сущность. Характерная черта средневековой философии.

Техника – совокупность создаваемых людьми средств (орудий, инструментов, машин), которые позволяют использовать естественные материалы и явления для удовлетворения своих потребностей; искусственная среда, созданная человеком.

У

Универсалии – общие понятия в средневековой философии.

Ф

Феномен – явление.

Философия (греч. philia – любовь, sophia – мудрость, «любовь к мудрости») – система идей, взглядов на мир, природу, человека и общество в целом. Один из исторических типов мировоззрения.

Философия жизни – философское направление, рассматривающее жизнь как исходное первичное понятие.

Философия науки – дисциплина, изучающая строение научного знания, механизмы и формы его развития.

Фрейдизм (психоанализ) – учение З. Фрейда об определяющей роли бессознательного в психике человека.

Ц

Ценность – то, что важно и значимо для человека и общества. Выделяют ценности абсолютные и относительные, субъективные и объективные, материальные и духовные, положительные и отрицательные. Наука о ценностях – аксиология.

Ч

Человек – центральная философская категория и проблема; субъект познания и культуры, индивид, личность.

Э

Экзистенциализм – «философия существования», центральным понятием является существование – бытие человека в мире.

Элементы – стихии, первые вещества, из которых состоит мир.

Эмпиризм – в теории познания направление, представители которого в качестве основы познания полагали чувственный опыт, эксперимент.

Эпикуреизм – философская школа поздней античности, основанная Эпикуром, в основе ее – принцип удовольствия.

Эстетика – наука о прекрасном.

Этика – наука о морали и нравственности.

Я

Я – субъект; отдельный человек, обладающий самосознанием.

Язык – система знаков, средство человеческого общения.



Литература

Основная литература по дисциплине

 

1. Гуревич, П. С. Философия : учебник [Электронный ресурс] / П. С. Гуревич. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012 . – 404 с. – Режим доступа: http://rucont.ru/efd/189897. - Загл. с экрана

2. Балашов, Л.Е. Философия : учебник [Электронный ресурс] / Л.Е. Балашов. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : ИТК "Дашков и К", 2015 . – Режим доступа: http://rucont.ru/efd/286895. - Загл. с экрана

3. Философия: Учебник [Электронный ресурс] / Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 313 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=371865. - Загл. с экрана

 

Дополнительная литература по дисциплине

 

4. Дорофеева, Т.Г. Философия : учеб.-метод. пособие для бакалавров [Электронный ресурс] / И.Н. Мавлюдов, Т.Г. Дорофеева .— Пенза : РИО ПГСХА, 2013. – 220 с. – Режим доступа: http://rucont.ru/efd/224224. - Загл. с экрана (85 экз НБ ПГСХА)

5. Пугачева, Н.П. Философия : учеб.-метод. пособие для студентов заоч. формы обучения [Электронный ресурс] / Н.П. Пугачева .— Пенза : РИО ПГСХА, 2013. – 92 с. - Режим доступа: http://rucont.ru/efd/227192. - Загл. с экрана (70 экз НБ ПГСХА)

6. Дорофеева, Т.Г. Философия : рабочая тетрадь для бакалавров [Электронный ресурс] / Т.Г. Дорофеева .— Пенза : РИО ПГСХА, 2013. – 84 с. Режим доступа: http://rucont.ru/efd/224225. - Загл. с экрана

7. Философия: учебник для бакалавров / под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 561 с. – Режим доступа: 10 экз. НБ ПГСХА

 



Дата: 2018-09-13, просмотров: 474.