П.Я. Чаадаев, славянофилы и западники
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вопрос об особом характере русской национальной культуры в России встал в острой форме после победы в войне с Наполеоном в 1814 г. Русские войска вошли в Париж, но русская культура не могла соперничать с европейской. Отставание было слишком заметным. К тому же, в Европе вошли в моду идеи Шеллинга и Гегеля об уникальности национальных культур и их оригинальном вкладе в общечеловеческую культуру. В 20-х годах XIX в. ставится вопрос: что же оригинального создала к тому времени русская культура?

Нелегко было Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794-1856) критиковать родину, но, замечает он в первом «Философическом письме»: «Прекрасная вещь – любовь к отечеству, но есть еще нечто более прекрасное – это любовь к истине». А истина состоит в том, что… «мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода; мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, у нас нет традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода нас не затронуло… Мы принадлежим к числу наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок». Письмо П. Я. Чаадаева было публиковано в 1836 г. в журнале «Телескоп», за что редактор журнала был сослан в Сибирь, а сам Чаадаев был объявлен Николаем I сумасшедшим. В течение года Чаадаев был пленником в своем доме под присмотром врачей и полиции.

Итак, Чаадаев инициировал спор о месте России в мировом процессе. Он придерживался религиозно-философской концепции сознания и человека, однако именно он начал говорить о необходимости единения России с другими народами, оторванности России от мирового процесса (что сначала рассматривалась им как недостаток, потом как преимущество – отсталость дает возможность выбора). Идеи Чаадаева предшествовали возникновению двух противоположных направлений в истории русской философии и русской общественно-политической мысли: западничеству и славянофильству.

Идею самобытности России, наличия у нее собственного пути развития, отличного от западного – пагубного, утверждали славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, братья Аксаковы и др.). Их философия была идеалистической. Знаменито утверждение славянофилов о том, что вера должна быть разумной, а разум – верующим. Славянофилы считали реформы Петра и последующую европеизацию трагедией для России. По мнению И.В. Киреевского,  в основе всей общественной жизни западного человека лежит рационализм, голый расчет, эгоизм, стремление поудобнее устроиться в жизни. В основе же русской жизни – «живая вера», воспринятая у отцов православной церкви, нравственная цельность, стремление к общему благу.

А.С. Хомяков сущность православия раскрывает с помощью понятия соборности – свободного единства верующих. Хомяков придавал огромное значение русской деревенской общине, принимающей решения на основе справедливости, в соответствии с обычаем и совестью. Склонность русского народа к организации общественной жизни на основе взаимопомощи дает надежду, что в будущем Россия создаст более гуманное и справедливое общество, чем Западная Европа.

Противниками славянофилов были западники, выступавшие за необходимость западного пути развития России (В.Г. Белинский, А.И. Герцен и др.). Западники целиком приняли реформы Петра и европеизацию страны. Однако в отношении западного пути развития у западников также были сомнения. Главное, что их не удовлетворяло в европейской культуре, – это чрезмерное развитие индивидуализма. Герцен полагал, что в русском народе возможно соединение личного и общественного. Он разработал концепцию «русского социализма», прообразом которого стала русская община. К западникам примыкали революционеры-народовольцы: Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, позднее Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов.

Большинство западников придерживалось материалистической линии. Представитель революционно-демократического направления – Н.Г. Чернышевский – понимал сознание как свойство высокоорганизованной материи – мозга и развивал теорию разумного эгоизма.

Спор славянофилов и западников был спором о судьбе России, ее призвании в мире. «И те и другие, – писал Н. Бердяев, – любили Россию, славянофилы, как мать, западники, как дитя» («Русская идея»). Необходимо помнить, что оба лагеря объединяла искренняя любовь к своей Родине и недовольство ее настоящим положением.



Вопрос № 50

Дата: 2018-09-13, просмотров: 457.