Оригинальным и уникальным направлением русской мысли стал космизм, получивший развитие в XIX-XX вв. В отношении западной философии, мы говорим о космологии (учении о Космосе, например, Коперника и Бруно) или космоцентризме (в античности), в основном, с точки зрения исследовательской. Русский космизм – учение о духовно-нравственном освоении космоса, единстве с ним. Можно сказать, космизм отличается от космологии так же, как русская философия от западной. Космизм связан с философией всеединства. Признаками русского космизма считаются: рассмотрение мира, космоса как единого целого, а человека – в неразрывной связи с космосом; эволюционистское понимание космоса, в развитии которого решающую роль играет творческая активность; подчеркивание роли науки в преобразовании космоса; признание необходимости объединения усилий людей, единства человечества. В идеологии космизма важное место занимает идея преодоления смертности человека.
Различают формы русского космизма: религиозно-философский (Н.Ф. Федоров, Вл.С. Соловьев, Н.А. Бердяев), художественно-эстетический (М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, Ф. Сологуб, В. Хлебников и др.) и естественнонаучный (Н. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский).
Н.Ф. Федоров (1829-1903) – основатель религиозного варианта космизма. «Философия общего дела» – это грандиозный проект. Федоров утверждал необходимость активного преодоления смерти и освоения Вселенной. В окружающей нас Вселенной преобладают хаос и вражда, ведущие к разрушению. Остановить этот процесс можно, преобразуя мир на основе соединения науки и религиозной веры, преодоления «небратского» отношения между людьми. Спасение мира – задача самого человечества. Решение этой задачи предполагает научное управление природой, освоение новых миров и власть над смертью. Особенно оригинальна идея поэтапного воскрешения всех предков на основе использования научных достижений. Лишь устранив несправедливость по отношению к предкам, можно преодолеть разобщенность и достичь всеобщего блага.
Естественнонаучный космизм XX в. практически воплощает идею единства человека и Космоса. Учение К.Э. Циолковского (1857-1935) относится к естественнонаучному направлению, несмотря на его фантастические элементы. Мыслитель рассматривает космос как живое, одухотворенное целое, населенное высокоразвитыми живыми существами. Осваивая космос, люди станут преобразовывать космические процессы в соответствии с космической этикой, уменьшая сумму страданий живых существ. По мнению мыслителя, жизнь распространяется по вселенной в основном расселением, а не самозарождением. Также Циолковский допускал существование живых видов, более совершенных по сравнению с людьми, которые произойдут от людей либо уже имеются где-то на других планетах. Ученый обосновывает идею заселения человеком космоса, разрабатывает технические проекты. В 1903 г. он представил теорию полета ракеты.
А.Л. Чижевский изучал влияние космических факторов на процессы, происходящие в живой природе, например, влияние циклов солнечной активности на природные явления и социально-исторические процессы. Согласно его идеям, циклы активности Солнца проявляют себя в биосфере, изменяя жизненные процессы, начиная от урожайности и заканчивая заболеваемостью и психическим настроем людей. Это отражается и на исторических событиях.
Наиболее значительный представитель естественнонаучного направления в космизме – В.И Вернадский (1863-1945). Выдающийся ученый, создатель целого комплекса наук о Земле рассматривает феномен жизни в его связи с другими планетными сферами. Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Введение понятия живого вещества дало естественнонаучную основу для изучения жизни, понимаемой им как космическое явление. Земля вступает в новую эпоху: человек благодаря научно-техническому прогрессу стал главной силой на планете. Он рассматривается в единстве с биосферой, исследуется его эволюционно преобразующая деятельность. Становление ноосферы – сферы разума, по Вернадскому, объективный процесс, предполагающий развитие науки как планетарного явления, отношений между людьми, прекращение войн.
Идеи русского космизма особенно актуальны в эпоху экологического кризиса и поиска путей выхода из него.
Вопрос № 51
Дата: 2018-09-13, просмотров: 503.