Русская религиозная философия – направление в русской философии XIX-XX вв., возникшее на волне православного духовного возрождения второй половины XVIII в. и получившее, в дальнейшем, широкое распространение среди крупнейших философов России и русского зарубежья. Расцвет русской религиозной философии был связан с подъёмом славянофильских настроений после победы России в Отечественной войне 1812 года. Успех русской армии в войне против французской коалиции сплотил аристократию вокруг ценностей славянства, выразившихся, в частности, в идее «соборности». И.В. Киреевский видел в зарождении русской религиозной философии выражение гармонии государственной и народной жизни в России. Апогеем русской религиозной философии в Российской империи стало творчество Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, получившее мировое признание не только как литературное, но и как религиозно-философское достояние.
А.Ф. Лосев писал, что в XIX столетии Россия произвела на свет целый ряд глубочайших мыслителей, которых по гениальности можно поставить рядом со светилами европейской философии. XIX век заслуженно называют «золотым веком» русской философии.
До сих пор популярно толстовство и его основатель – великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1821-1910), который велик и как мыслитель. У Толстого имеются собственно философские сочинения: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Путь жизни» и др. Подвергая критике общественно-политическое устройство современной ему России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который призвана была дать созданная им «истинная религия». В ней Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты церковных учений и в связи с этим роль церкви в общественной жизни. Главная же идея Толстого – непротивление злу силой (ненасилие), которая, с одной стороны, получила огромную популярность (среди последователей учения писателя-философа был Махатма Ганди)¸ а с другой – подверглась критике: Вл.С. Соловьев утверждал, что добро должно уметь защищаться, а И.А. Ильин писал «о сопротивлении злу силой».
Толстой считал, что избавление от насилия, на котором держится современный мир, возможно только на путях непротивления злу насилием, на основе полного отказа от какой-либо борьбы, а также на основе нравственного самосовершенствования каждого отдельного человека. Он подчеркивал: «Только непротивление злу насилием приводит человечество к замене закона насилия законом любви». Считая власть злом, Толстой пришел к отрицанию государства. Но упразднение государства, по его мнению, не должно осуществляться путем насилия, а посредством мирного и пассивного уклонения членов общества от всех государственных обязанностей и должностей, от участия в политической деятельности.
Сущность познания Толстой усматривал в уяснении смысла жизни – основного вопроса всякой религии. Именно она призвана дать ответ на коренной вопрос нашего бытия; зачем мы живем и каково отношение человека к окружающему бесконечному миру.
Религиозные и нравственные идеи Толстого воплотились в движении толстовства. Толстовство – религиозно-этическое общественное течение, которое возникло благодаря учению Толстого. Ведущие темы: непротивление злу насилием, всепрощение, всеобщая любовь и нравственное самоусовершенствование личности, вегетарианство, опрощение. Последователи Толстого организовывали производственные земледельческие общины, призывали к отказу от платежа податей и несения военной службы. Церковь и власти преследовали толстовцев, ссылали их в Сибирь и Закавказье. Возникшие в 1880-х гг. в Тверской, Симбирской, Харьковской губерниях и в Закавказье колонии толстовцев вскоре распались. Толстовство нашло последователей в Западной Европе, Японии, Индии, которые в 1880-1900-х гг. пытались создать толстовские колонии в Великобритании и Южной Африке. В конце XX в. в России возникло неотолстовство, которое основывается на христианском вероучении, отвергая в то же время основные христианские догматы и принимая элементы других религий, преимущественно буддизма и индуизма. Христианство воспринимается только в качестве этического учения. Неотолстовцы свободно толкуют Евангелия, но не признают других книг Библии. Сами неотолстовцы называют себя толстовцами и отвергают приставку «нео». Численность неотолстовцев на начало XXI в. – не более 500 человек, все они проживают в Центральной России.
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) – великий русский философствующий писатель. Его романы и повести «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Записки мертвого дома», «Братья Карамазовы», «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели» стали средством пропаганды гуманистической морали. Большое значение имеет для характеристики мировоззрения Достоевского «Дневник писателя».
Проблемы личности, человеческой свободы, добра и зла, выбора поступков были ключевыми в творчестве Достоевского. Эта проблема затрагивается в разных его произведениях. Отношение к проблеме человеческой свободы нашло яркое выражение в романе «Братья Карамазовы». В этом романе писатель-философ, раскрывая устами одного из персонажей поэму о великом инквизиторе, высказывает идею, которая станет очень привлекательной для представителей французского экзистенциализма Ж.-П. Сартра и А. Камю: «… ничего и никогда не было для человеческого искусства и человеческого общества невыносимее свободы». Поэтому в виде слабости человеческого существа «нет заботы беспрерывнее и поучительнее для человека, как оставаясь свободным, сыскать поскорее того, пред кем поклониться».
Писатель считал аморальным общественное устройство, основывающееся на насилии и гибели людей. По его мнению, разум, не освещенный любовью к человечеству – темный, бессовестный разум, опасен и убивает жизнь. Он полагал, что вера в Бога и исходящее он него добро – основа нравственности. Человек у Достоевского подавлен обстоятельствами жизни. Мир, изображаемый писателем, трагичен и враждебен человеку, а человек в нем одинок перед лицом испытаний. Человека, по Достоевскому, спасает только вера в Бога.
Достоевский был сторонником почвенничества (позднего варианта славянофильства с идеей мессианской роли русского народа как носителя высшей духовной истины). Обращение к глубоко личностным вопросам, как уже было сказано, сделало Достоевского предшественником одного из самых популярных направлений XX в. – экзистенциализма.
На примере Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского видно, насколько сильно сблизились в XIX в. литература и философия. Прежде всего, это позволило философии избежать в какой-то мере жесткой цензуры, поскольку статус «любомудрия» в России был весьма неустойчивым – философию то запрещали, то разрешали (в том числе, в университетах), и она нашла «спасение» в литературе.
Фигура Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900) – знаковая для отечественной философии: именно с ним связан выход русской философской мысли на мировую арену. Вл.С. Соловьев – сын известнейшего русского историка Сергея Михайловича Соловьева.
В 70-е гг. XIX века Вл.С. Соловьев стал известен как православный мыслитель, был близок славянофилам и почвенникам («Критика отвлеченных начал», «Чтения о Богочеловечестве»). Но в 1880-е гг. происходит его разрыв со славянофилами. В этот период Соловьев увлечен идеей создания единой христианской церкви, сближается с католицизмом («Россия и вселенская церковь»). Эти воззрения философа вызвали негативную реакцию в России, ему запретили читать лекции на церковные темы, а его работы подвергались цензуре и запрету к изданию. В 90-е гг. XIX в. Соловьев вернулся к теоретической философии («Красота в природе», «Смысл любви», «Оправдание добра»). Именно в этот период Соловьев разрабатывает свою философскую систему. В ее основе – понятие Абсолютного добра, обладающего чистотой, полнотой и силой. Главная идея в учении Соловьева – всеединство, нашедшая выражение в концепциях Богочеловечества, цельного знания (объединяющего философию, богословие и науку) и вселенской церкви (в настоящее время в духовных кругах очень популярен экуменизм – движение за объединение церквей). Важнейшими нравственными качествами человека являются стыд, жалость и благоговение (отношение человека к самому себе, другому человеку и Богу). Государство понимается Соловьевым как социально организованная жалость. Посредницей между Богом и человеком выступает София – премудрость Божия.
В философии Соловьева возникает идея необходимости единства всего человечества, которую он постоянно проводил в своих работах. Именно поэтому, Соловьев резко выступал против каких-либо различий между нациями и народами. Философия В.С. Соловьева – уникальное явление в истории мировой философской мысли, еще до конца не познанное. Философская система Соловьева оказала огромное влияние на последующее развитие русской религиозно-философской мысли, стала источником творческой активности для многих русских и зарубежных мыслителей: Н.А. Бердяева, братьев С.Н. и Е.Н. Трубецких, Л.П. Карсавина, С.Н. Булгакова, П.И. Флоренского и др. На основе философских разработок Соловьева возникли целые философские направления – «философия всеединства», «софиология». Серьезное влияние он оказал и на развитие литературного процесса, в частности на русский символизм, особенно на поэзию А. Блока и А. Белого. По мнению исследователей, именно идеи Соловьева определили атмосферу духовной жизни первых десятилетий XX в. в России (русский «серебряный век»).
Дата: 2018-09-13, просмотров: 473.