Сверх-Я Super-Ego (мораль и другие общественные установления)
Я Ego (чистое сознание)
Оно Id (бессознательное)
либидо
Эрос (инстинкт жизни)
и Танатос (инстинкт смерти)
Психоанализ
С точки зрения Фрейда, в основе поведения человека лежит конфликт между Я и Оно, разворачивающийся под воздействием Сверх-Я. Неприятные человеку воспоминания и переживания вытесняются из сознания в область бессознательного, но и там они продолжают разрушительно воздействовать на психику, вызывая неврозы. Сексуальная энергия либидо не может найти прямой выход в поведении человека и поэтому подвергается сублимации – процессу перехода либидо в другие формы психической энергии. Фрейд считал, что возникновение цивилизации стало возможным благодаря наложению обществом запретов на проявление первичных биологических инстинктов. Сексуальная энергия в результате сублимации переходит в энергию творческой деятельности, с помощью которой создаются наука, искусство, религия, общественные структуры.
Зигмунд Фрейд изложил свои взгляды в многочисленных трудах: «Введение в психоанализ. Лекции», «Толкование сновидений», «Я и Оно», «Тотем и табу» и др.
Неофрейдисты внесли ряд поправок в предложенную их учителем концепцию человека. Они не согласились с утверждением Фрейда о чисто биологической природе Оно. Этот бессознательный слой психики в действительности управляется не только биологическими влечениями, но и изменяется под воздействием социальной среды. К.Г. Юнг понимал либидо не как сексуальную энергию, а как психическую энергию вообще. Неофрейдисты опровергли утверждение, что бессознательное (Оно) и сознание (Я) всегда находятся в состоянии конфликта между собой. Такой конфликт, действительно, наблюдается у больных-невротиков, однако у здорового человека Оно, Я и Сверх-Я вполне могут находиться в состоянии гармоничной взаимосвязи. Фрейд неоправданно рассматривал личность больного, психически неустойчивого человека как универсальную модель личности вообще. Его последователи обнаружили, что внутренние конфликты, возникающие в человеческой психике, не обязательно становятся такими разрушительными и болезненно обостренными.
Юнг дополнил фрейдовскую концепцию бессознательного учением о коллективном бессознательном, которое оказалось сходным у разных людей. Юнг обнаружил одинаковые образы и представления, непроизвольно появлявшиеся в древней мифологии, в сновидениях здорового человека и в фантазиях душевнобольных. Эти сходные образы он назвал архетипами коллективного бессознательного. Юнг считал, что архетипы, или образы-символы, почти не поддаются научному анализу. Однако они способны воздействовать на сознание, разрушая рациональное, логическое мышление.
Крупнейший представитель неофрейдизма Эрих Фромм разработал концепцию «гуманистического психоанализа», который должен восстановить гармонию между личностью и обществом, освободить человека от отчуждения и от иллюзий его бытия. Подлинной ценностью человека Фромм считал способность к любви.
Для неофрейдизма характерен повышенный интерес к социальным и культурным проблемам, сближение с экзистенциализмом и марксизмом.
Вопрос № 56
Философия постмодернизма.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 465.