XX век – очень сложный для России период, в течение которого она пережила многочисленные потрясения, что не могло не отразиться на философии. В соответствии с периодами истории России принято выделять философию Серебряного века, советскую и постсоветскую философию. Особо нужно отметить русский духовный ренессанс конца XIX – начала XX вв., т.н. «серебряный век» отечественной философии.
Переплетение философии с другими формами духовной жизни, главным образом с искусством и с литературой, находило свое выражение не только в теории, но и в жизни. Так, характерно появление философско-художественных салонов: салон Д. Мережковского и З. Гиппиус, где собирались сторонники «нового религиозного сознания»: Н. Бердяев, В. Розанов, А. Блок, А. Белый; салон поэта и философа В. Иванова – «среды»; петербургские религиозно-философские собрания с участием журналов «Новый путь», «Вопросы жизни»; вокруг журнала «Русская мысль» под руководством П. Струве группировались либералы. Однако в русском ренессансе были трагические противоречия: культурная элита была изолирована в небольшом круге и оторвана от широких социальных течений того времени.
Русская революция 1905-1907 гг. явилась одним из крупнейших событий начала ХХ в. В сборнике «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции», вышедшем в 1909 г., ведущие философы, правоведы, публицисты попытались осмыслить опыт первой русской революции, оценить тенденции русской общественной мысли и идеалы русской интеллигенции. После своего выхода «Вехи» породили огромное количество откликов и полемику. Только за первые шесть месяцев 1909 г. о сборнике было опубликовано 154 статьи.
Одной из важнейших задач русской религиозной философии было обоснование и обретение веры в условиях социального радикализма. Реакцией на потерю религиозно-нравственных ориентиров было течение, получившее название богоискательства, а затем – богостроительства (в условиях победившего большевизма). Религиозный экзистенциализм периода, определяемого временем Первой мировой войны, представлен такими именами, как Н.А. Бердяев и Л. Шестов.
Крупнейший представитель русской философии первой половины ХХ столетия – Николай Александрович Бердяев (1874-1948). От первоначального увлечения марксизмом Бердяев перешел к последовательному антикоммунизму. Он стал активным поборником «нового религиозного сознания» – веховства. Находясь во Франции, создал философские воззрения, ставшие одной из первых в Европе разновидностей христианского экзистенциализма, а также развивавшие религиозный персонализм. С точки зрения Бердяева, личность это понятие религиозного сознания, и, следовательно, мы в состоянии постичь проявление человеческой сущности лишь посредством ее отношения к Богу. Бердяев выступил против тотального подчинения индивида общественно-полезным целям и провозгласил свободу человека высшей ценностью.
Соловьевскую традицию «всеединства» развивал в своем многоплановом творчестве «русский Леонардо да Винчи» П.А. Флоренский. Философию интуитивизма представляли в отечественной мысли системы С.Л. Франка и Н.О. Лосского («идеал-реализм»).
Значительное влияние в начале XX в. в русской умственной культуре принадлежало кантианству и неокантианству (А.И. Введенский, И.И. Лапшин, С.И. Гессен, Б.В. Яковенко, Ф.А. Степун).
Уникальным явлением представляется и евразийство с его идеей России – «Евразии» (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий) и русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).
Феноменология в России XX в. представлена такими крупными философами, как Г.Г. Шпет и А.Ф. Лосев.
Питирим Сорокин – русский философ, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества. Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории стратификации социальной мобильности.
Историческая судьба философии в России XX в. была трагичной. Идеологическая программа Советской власти не терпела инакомыслия, и все философы немарксистского направления под угрозой ареста и расправы вынуждены были покинуть родину. «Философский пароход» 1922 года – кампания советского правительства по высылке за границу, в пожизненную эмиграцию, представителей русской духовной элиты. Данная акция спасла от ареста и расстрела многих впоследствии всемирно известных философов. Многие из тех, кто решил остаться были расстреляны (П. Флоренский) либо погибли в лагерях от голода, болезней и непосильного, изнуряющего труда.
В сентябре 2017 г. исполнилось 95 лет со дня высылки из Петрограда большевиками цвета русской интеллигенции. Об этом драматическом событии напоминает скромный гранитный обелиск, установленный возле Благовещенского моста в Санкт-Петербурге. На нем лаконичная надпись: «С этой набережной осенью 1922 года отправились в вынужденную эмиграцию выдающиеся деятели отечественной философии, культуры и науки».
Здесь стоял пароход «Обер-бургомистр Хаген», названный «философским». Таких пароходов было два: еще «Пруссия». Они доставили в Германию более 160 человек – профессоров, преподавателей, писателей, врачей, инженеров. Среди них были такие блестящие умы и таланты, как Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин, С.Е. Трубецкой, Б.П. Вышеславцев, Н.О. Лосский, Л.П. Карсавин, П.А. Сорокин, С.Н. Булгаков и многие другие. Высылали еще и поездами, пароходами из Одессы и Севастополя. Высылка носила грубый, унизительный характер: разрешалось взять с собой лишь две пары кальсон, две пары носков, пиджак, брюки, пальто, шляпу и две пары обуви на человека; все деньги и остальное имущество, а самое главное книги и архивы подвергались конфискации. На корабле изгнанникам дали «Золотую книгу» для памятных записей именитых пассажиров. Ее украшал рисунок Федора Шаляпина, покинувшего Россию чуть раньше: великий певец изобразил себя голым, со спины, переходящим мировой океан вброд. Надпись гласила, что весь мир ему – дом. Л.Д. Троцкий так прокомментировал эту акцию: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».
Среди высланных летом и осенью 1922 г. (за границу и в отдаленные районы страны) наибольшее количество было преподавателей вузов и в целом лиц гуманитарных профессий. Из 225 человек: врачи – 45, профессора, педагоги – 41, экономисты, агрономы, кооператоры – 30, литераторы – 22, юристы – 16, инженеры –12, политические деятели – 9, религиозные деятели – 2, студенты – 34.
В результате высылки лучших русских умов заграница, особенно США, получили в «подарок» целую когорту блестящих специалистов. И. Сикорский построил в США первый в мире вертолет, инженер В. Зворыкин изобрел в США телевидение, химик В. Ипатьев создал высокооктановый бензин, А. Понятов придумал первый в мире видеомагнитофон, В. Юркевич спроектировал во Франции самый больший пассажирский лайнер «Нормандия», профессор Питирим Сорокин стал создателем американской социологии, гениальный актер МХАТа М. Чехов – основоположником американского психологического театра, В. Набоков – знаменитым писателем, а русского композитора И. Стравинского в США считают американским гением музыки. Имена всех утраченных Россией гениев и талантов просто невозможно перечислить…
Итак, в XX в. русская философия развивалась в двух направлениях: марксизм-ленинизм в СССР (Г.В. Плеханов; Л.Д. Троцкий, В.И. Ленин; И.В. Сталин); русская религиозная философия, в основном, русского зарубежья, развивавшая традиции отечественной мысли XIX-XX вв. (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Л.И. Шестов).
Основные этапы советской философии:
– 1917-30-е гг. – время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;
– 30-50-е гг. – период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние на философию позиции И.В. Сталина;
– 60-80-е гг. – время возрождения самостоятельности советской философии. К основным проблемам, которые разрабатывала советская философия 60-80-х гг., можно отнести следующие: проблема ценностей; проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к «истинному Марксу», «истинному Ленину»; проблема гносеологии; проблема сознания; проблема культуры; проблема философских методов.
Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии: Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики); А. Богданов (теория систем); А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории); Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза); М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности); В. Асмус (широкий круг исследований); Ю. Лотман (общество, философия, история).
В постсоветский период, после распада СССР (конец 1991 г.) усилился процесс переоценки ценностей, глубокого анализа сущности марксизма и пересмотра отношения к нему и марксистской философии. В философских исследованиях идут поиски нового мировоззрения, духовно-нравственного и социального осмысления цивилизационных перемен в мире. Важную роль в расширении научных связей сыграло проведение в 1993 г. XIX всемирного философского конгресса в Москве. Интенсивное издаются работы по истории отечественной философии, особенно философской мысли в России конца XIX – начала XX вв., осмыслению ее места и роли в истории мировой философии. Впервые в России были изданы труды многих видных философов, репрессированных, эмигрировавших или высланных из страны. Растет потребность в выработке новых мировоззренческих ориентаций, нового отношения к природе, обществу, в условиях техногенной цивилизации. Отражением этих потребностей стал возросший интерес к этике ненасилия. В этом плане показательны работы А.А. Гусейнова. Впервые была выделена как область исследования философия религии. Остро обсуждается вопрос о месте России в общемировом цивилизационном процессе.
Вопрос № 52
Дата: 2018-09-13, просмотров: 451.