Классические философские системы отличались претензией на целостность, завершенность, стремлением к объяснению закономерностей объективной и субъективной реальности. Словосочетание «неклассическая философия» выражает тип философствования, сформировавшийся во второй половине XIX-XX вв. и стремящийся преодолеть установки классической философии.
В этой связи можно выделить несколько векторов:
иррационалистическая традиция (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше);
социальная программа, ориентированная на изменения общества (марксизм, неомарксизм);
аналитическая программа, переосмысливающая научные ценности (неопозитивизм, постпозитивизм, аналитическая философия, структурализм);
психологическая программа, рассматривающая проблемы философского самосознания (феноменология, герменевтика, экзистенциализм, психоанализ).
Рациональное познание, безграничная вера в науку, в прогресс, в безграничные способности разума провозглашались классической философией решающей силой. Сущность человека определена границами его разума.
Формирование неклассической философии было обусловлено необходимостью отразить кризис западной цивилизации и культуры. Пересматривается статус разума, познающего субъекта, что приводит к альтернативным формам осмысления бытия и человека – иррационализму (лат. irrationalis – неразумный, бессознательный), обращающему внимание на внерациональные формы духовного проявления человека (волю, интуицию, бессознательное и т. п.).
В рамках неклассической философии центральной философской программой становится антропологическая, причем человек рассматривается не как существо рационально-познающее или социально-активное, а как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, самосозидающее. От монологического стиля мышления неклассическая философия переходит к диалогу, субъект-субъектным отношениям, от поиска всеобщих принципов к утверждению самоценности индивида. Причем такая уникальность личности обнаруживает себя благодаря воле (в философии жизни, волюнтаризме), интуитивным порывам (в интуитивизме), бессознательным установкам (в психоанализе), в условиях постоянного выбора в «пограничных ситуациях» (в экзистенциализме). В рамках неклассической философии осуществляется лингвистический поворот – переходе от философии сознания к философии языка (лингвистическая философия, структурализм, постструктурализм).
Итак, 2-я половина XIX-XX вв. характеризуются усиленным интересом к проблеме человека в новых исторических условиях, т.е. философия стала носить антропологический характер (это был третий «антропологический поворот» после Сократа и эпохи Возрождения). Поиски смысла жизни человека и человечества осуществлялись в чрезвычайно сложных социальных условиях. В XX в. это две мировые войны; глобальные проблемы; чрезвычайно высокий темп НТП; потеря духовно-нравственных идеалов и обесценивание ценностей. Отказ от традиционной философии привел к мысли о том, что «философия мертва» (постмодернизм). Гениальные умы еще в XIX в. почувствовали назревающий кризис человеческого существования (Кьеркегор, Ницше, Достоевский). Философия снова объединяется с искусством (яркий пример – постмодернизм).
В рамках неклассического типа мышления особое место занимают следующие направления.
Иррационализм решающим фактором в познании и поведении полагает не разум, а внеразумное, бессознательное начало – волю, интуицию, чувства. Волюнтаризм – разновидность иррационализма, в котором разумное начало умаляется в пользу воли. А. Шопенгауэр (1788-1860) считал интеллект лишь орудием воли к жизни. Мир, по его мнению – арена страданий, пожирание волей самой себя.
Словом «воля» Шопенгауэр обозначает не только сознательное желание, но также бессознательный инстинкт и действующую в неорганическом мире силу. Реальный «мир как воля» отличается от воображаемого «мира как представления». Если «мир как представление» существует только в интеллекте, «сознании», то «мир как воля» действует без интеллекта и сознания – как «бессмысленная», «слепая», не знающая усталости «воля к жизни». Эта воля бессмысленна. Поэтому наш мир является не «лучшим из возможных миров» (Лейбниц), а «худшим из возможных». С пробуждением сознания появляется и средство «преодолеть бессмыслие» воли. Придя к пессимистическому выводу, что непрерывная, иррациональная воля к жизни вызывает невыносимое состояние страдания, интеллект убеждается, что избавление от него может быть достигнуто (по типу буддийской нирваны) путем бегства от жизни, отрицания воли к жизни. Однако Шопенгауэр подчёркивает, что это отрицание никоим образом не должно отождествляться с самоубийством.
В ф илософии жизни жизнь понимается как первичная и исходная реальность. С. Кьеркегор связывает экзистенциальное мышление с духовной жизнью личности, утверждает самоценность индивида, который одинок. Для А. Бергсона сущность жизни постижима только с помощью интуиции.
Ф. Ницше (1844-1900) центральным понятием считает волю к власти, ставит на первое место биологическое начало в человеке, а интеллект считает лишь орудием для сохранения инстинктов. Ницше утверждает идеал человека, свободного от морали – «сверхчеловека». Его основные произведения «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Человеческое, слишком человеческое».
Основополагающим понятием для Ницше выступает «становление» как поток вечного круговорота и возвращения. Сверхчеловек – главная цель развития человечества, это личность, стоящая по ту сторону добра и зла. Сверхчеловек станет носителем новой морали, иных моральных ценностей. Существующая мораль (особенно христианская) является моралью рабов. Новая мораль утвердится новой расой – расой господ, которая будет с презрением относиться к понятиям добра и справедливости, присущим морали рабов. Сверхчеловек как новая каста господ не будет знать жалости и справедливости. Несмотря на подобные жесткие высказывания, тем не менее, нельзя вырывать отдельные положения из работ Ницше и по ним судить о всей его философии. На философию Ницше уже пытались опереться национал-социалисты Германии и современные неофашисты. Сам Ницше не выдержал картины избиения лошади перед окнами своего дома, что обострило его болезнь и положило конец его творчеству. Что испытал бы он, если бы дожил до ужасов гитлеровских концлагерей и ГУЛАГа. Ницше критиковал немцев за войны, которые они вели и которые задержали процесс объединения Европы. С симпатией смотрел на Россию, как на последнюю из существовавших империй. Видел кризис общества и культуры, проявлявшийся в росте алкоголизма, кризисе семьи.
Часто выдвигают аргумент в защиту учения Ницше о сверхчеловеке, ссылаясь на выдающегося русского философа Владимира Соловьёва, у которого тоже есть положение о сверхчеловеке. Но Владимир Соловьёв понимал сверхчеловека как «обоженного» человека, или «Богочеловека», то есть, прежде всего, как человека морального. Сверхчеловек Ницше стоит по ту сторону добра и зла, то есть над всякой моралью.
Ницше предвидел, что XX век станет наиболее трагическим веком, он писал: «Я обещаю трагический век: высшее искусство в утверждении жизни, трагедия, возродится, когда человечество, без сострадания, будет иметь позади себя сознание о самых жестоких войнах…».
К сожалению, наука и общество оказались абсолютно глухими к этим пророчествам В результате, в начале ХХI века наука сталкивается с такими же неразрешимыми проблемами, какие стояли перед ней в начале ХХ века. Несмотря на прогресс науки в деле объяснения сущности человека, нужно признать, что эти попытки выглядят наивно в сравнении с теми глубокими концепциями, которые были созданы в рамках неклассической философии в конце XIX – первой половине ХХ вв. Да и сама философия оказалась не в состоянии сохранить тот уровень глубины, который был ею достигнут. Во второй половине ХХ века произошел явный упадок философского мышления, в результате чего традиции, зародившиеся столетие назад, не получили развития. Поэтому в наши дни важной задачей является осмысление основных достижений неклассической традиции.
Вопрос № 53
Дата: 2018-09-13, просмотров: 445.