Философия русского Просвещения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Личность М.В. Ломоносова

 

В XVIII в. в России, как и в Европе, наступило Просвещение. Его особенностью было то, что выразителями идей была не зарождавшаяся буржуазия, а дворянство, которое стояло на защите самодержавия. Поэтому сами просветительские идеи имели своей целью обоснование разумности и законности царской власти.

Формирование основ новой культуры объединяло мыслителей самой различной мировоззренческой ориентации. Например, Феофан Прокопович – один из просвещеннейших и мыслящих людей своего времени, был писателем и проповедником; М.В. Ломоносов известен, в первую очередь, как поэт, ученый-энциклопедист, организатор отечественной науки и образования; В.Н. Татищев – выдающийся историк и философ, призывавший к созданию системы русской философской терминологии; Н.И. Новиков – знаменитый книгоиздатель и переводчик, А.Н. Радищев – писатель-революционер, выступивший с критикой самодержавия и крепостничества; Д.А. Голицын – экономист и публицист, который в своих философских работах выступал в защиту философии как самостоятельной и наиболее значимой науки в системе «полезного» знания.

Русское Просвещение стало началом самобытной национальной философии, обеспечившей ее быстрый взлет в XIX в. и в дальнейшем сохранившей свое самостоятельное значение.

Безусловно, первостепенная роль в развитии и реализации идей Просвещения в России принадлежит Михаилу Васильевичу Ломоносову. Это выдающийся отечественный государственный деятель, организатор науки и народного образования в России, первый русский профессор, академик, учёный-энциклопедист, историк, художник и поэт, заложивший основы русского литературного языка. Заслуги его перед российской культурой огромны.


А.С. Пушкин посвятил М.В. Ломоносу свое стихотворение «Отрок»:

Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;

Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!

Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:

Будешь умы уловлять, будешь помощник царям.

Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 г. в деревне Денисовка близ села Холмогоры в Архангельской губернии в зажиточной семье крестьянина-помора. С ранних лет он любил выходить с отцом в море. Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер. Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву. Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию, выдав себя за сына дворянина. Там жизнь Ломоносова была очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения. По окончании академии в числе наиболее отличившихся учеников он был послан в Петербург для зачисления в Академический университет. В числе лучших студентов в 1736 г. отправляется в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. В Германии Ломоносов сначала учился в Марбургском университете под наблюдением и руководством знаменитого физика и философа Х. Вольфа, а затем во Фрейберге – у химика и металлурга И. Генкеля.

В 1741 г. Михаил Васильевич вернулся на родину. И в 1742 г. уже был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии. Деятельность Ломоносова в Академии Наук была весьма разносторонней. В 1746 г. он первым стал читать публичные лекции по физике на русском языке, тогда же опубликовал перевод краткого изложения «Экспериментальной физики» Х. Вольфа. В 1748 г. по его настоянию была построена первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория. Он исследовал атмосферное электричество, самостоятельно сформулировал законы сохранения материи и движения, разработал учение о природе цветов, в мае 1761 г. во время прохождения Венеры по диску Солнца открыл существование у неё атмосферы, в ходе проведения анализов горных пород доказал органическое происхождение нефти, торфа и каменного угля. Учёный в течение многих лет разрабатывал технологию получения цветного стекла на бисерной и мозаичной фабрике близ Петербурга. Сам Ломоносов создал ряд мозаичных портретов, а также знаменитую монументальную мозаику «Полтавская баталия» (1762-64). Мозаичные работы российского учёного были высоко оценены российской Академией Художеств, избравшей его в 1763 г. своим членом.

Наряду с научными изысканиями Ломоносов занимался также литературным творчеством, опубликовав ряд од и трагедий, и став одним из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Разработанная академиком теория «трёх штилей» сыграла значимую роль в становлении русского литературного языка. Кроме того, Ломоносова считают основоположником отечественной журналистской этики. Что касается философии, Ломоносов был сторонником деизма и создал корпускулярную теорию. Согласно представлениям Ломоносова, все вещества состоят из мельчайших «нечувствительных» частичек, физически неделимых и обладающих способностью взаимного сцепления. Свойства веществ обусловлены свойствами этих частичек. Ломоносов различал два вида таких частиц: более мелкие – элементы, соответствующие атомам в современном понимании, и более крупные корпускулы – которые мы называем теперь молекулами.

Проявляя заботу о распространении просвещения в России, Ломоносов настаивал на создании университета европейского типа, доступного всем слоям населения. Его работа увенчалась успехом: в 1755 г. по его проекту совместно с графом И.И. Шуваловым был организован Московский университет, носящий ныне имя первого российского академика.

Большой вклад Ломоносов внес также в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 гг. Это издание значительно облегчило работу с историческими документами.

В 1757 г. Ломоносов был назначен советником академической Конференции, представив план реорганизации управления Академии и проект её устава. С 1760 г. учёный начал курировать Академический университет и Академическую гимназию.

На протяжении всей жизни Ломоносов был инициатором самых разнообразных научных, технических и культурных мероприятий, направленных на развитие науки и образования в России и имевших первостепенное государственное значение. В последние годы жизни научные работы академика были оценены и за пределами России – Ломоносов был избран почётным членом Шведской (1760), а затем Болонской Академии Наук (1764).

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 г., и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Наиболее крупным среди русских философов конца XVIII в. был Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Он вошел в историю русской просветительской философской мысли как смелый и решительный противник самодержавия и крепостничества. Радищев, начав образование в России, продолжил его в Лейпцигском университете, где он основательно познакомился с идеями западных философов. В своих литературных произведениях Радищев критикует крепостной строй. Особенно наглядное выражение это получило в оде «Вольность» и в «Путешествии из Петербурга в Москву». Критика крепостничества и абсолютизма ведется Радищевым с экономической, политической и моральной точек зрения.

Радищев написал свой основной философский труд “О человеке, о его смертности и бессмертии” в ссылке. Он посвящен решению вопроса о сущности человеческой души. Первые две книги посвящены рассмотрению материалистического понимания смертности человеческой души, а в третьей и четвертой книгах даются аргументы, которые используются идеалистами для доказательства ее бессмертия. Недостаточность развития естествознания не позволила Радищеву полностью отвергнуть бессмертие души. Хотя он признавал его недоказуемость с точки зрения науки, но допускал возможность веры в него.

Мыслитель считает понятие «бытие» наиболее общим философским понятием. Философ выводит сущность человека из единства материальной и духовной натур. Мыслитель считал мозг особым орудием познавательной деятельности и в то же время вместилищем души. В познающем разуме Радищев выделяет разум теоретический, исполнительный и общественный.

В этических воззрениях Радищев отстаивал идею моральной автономии личности. При этом он доказывал, что рабство, возведенное в жизненный принцип, разлагает души и рабов, и господ. Рабство лишает человека инициативы, заинтересованного отношения к труду. Радищев высоко оценивал моральные качества русского народа: твердость в предприятиях, неутомимость в исполнении намеченного.

Эстетический идеал Радищева – естественная красота, не испорченная модой. Прекрасное в человеке он рассматривал как единство нравственного и эстетического.

Историческая ценность философии второй половины XVIII в. заключается не только в ее практической направленности, но и в постановке целого ряда вопросов, на которые искали ответ мыслители последующего времени.

 




Вопрос № 48

Дата: 2018-09-13, просмотров: 581.