Современной западной философии.
Проблема бытия человека
«Философия не есть наука, не есть даже наука о сущностях, а есть творческое осознание духом смысла человеческого существования» (Н.А. Бердяев, «Я и мир объектов»). В философии XX в. значительно возрастает интерес к онтологической проблематике. Понятие «бытие» вновь выступает на первый план философских исследований. Над этой проблемой работали Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, М.Хайдеггер, К Ясперс и многие другие.
М. Хайдеггер критикует традиционный подход к бытию, основанный на рассмотрении бытия как сущего, субстанции, как чего-то извне данного и противоположного субъекту. Для самого Хайдеггера проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия, проблема предельных оснований человеческого существования. Самым важным выражением общечеловеческого способа бытия является страх перед ничто. В сочинении «Бытие и время» он ставит вопрос о смысле бытия, который оказался забытым традиционной европейской философией. Хайдеггер хочет раскрыть смысл бытия через рассмотрение человеческого бытия, поскольку только человеку изначально свойственно понимание бытия («открыто» бытие). Основу человеческого существования составляет его конечность. Поэтому рассматривается как самая существенная характеристика бытия. Ни одно из живых существ, кроме человека, неспособно задаться вопросом о бытии, как таковом.
В философии XX в., в отличие от классической, не мир, не природа, а человек становился точкой отсчета. Ж.П. Сартр в работе «Экзистенциализм – это гуманизм» поясняет специфику существования человека следующим образом. При изготовлении вещи человек предварительно формирует ее идею. Ремесленник, изготавливающий нож, исходит из своих представлений о том, что такое нож и какой именно нож сейчас надо сделать: сущность здесь предшествует существованию вещи. Принципиально иным образом обстоит дело с человеком. Человеческое дитя рождается, уже существует, но ему еще предстоит обрести человеческую сущность, стать человеком. Здесь существование предшествует сущности. Человек делает самого себя, обретает свою сущность, уже существуя. Человек – «проект», который живет, развертывается, реализуется или не реализуется, и этот процесс длится всю его жизнь, не теряя остроты и драматизма.
X. Ортега-и-Гасет писал, что идея прогресса «усыпила» в европейце и американце то радикальное чувство опасности, которое и является субстанцией человека. Философы XX в. делали вывод, что отчуждение является общей характеристикой жизни человека в обществе, в особенности на нынешнем этапе истории, когда существует реальная опасность уничтожения человечества. Мыслителям представлялось, что философия обязана помочь человеку, охваченному трагическими умонастроениями, искать и находить свое «Я», смысл своей жизни в самых трагических, «абсурдных» ситуациях.
Во всем многообразии философских направлений выделим и кратко охарактеризуем следующие.
Прагматизм – типичная американская философия (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи). Истинность знания, считали представители прагматизма, определяется его практической полезностью для успеха поступков и действий. Задача философии состоит в создании общего метода решения реальных проблем. Познание – инструмент приспособления человека к окружающей природной и социальной среде, а задача человека – наилучшим образом устроиться в жизни.
Философия прагматизма
Фрейдизм основан З. Фрейдом. Центральная проблема данного направления (А. Адлер, К.Г. Юнг, А. Фрейд) – бессознательное и его влияние на психику человека.
Феноменология – учение о феноменах – возникающих в сознании смыслов предметов и событий; научная философия об идеальных сущностях. Главная категория феноменологии – интенциональность – направленность сознания на объект. Философия понималась как строгая наука (Э. Гуссерль).
Герменевтика – философия понимания, способ толкования культурно-исторической ситуации и человеческого бытия вообще. На первом месте – проблема языка (Х.Г. Гадамер).
Философская антропология в центр поставила проблему человека, осуществляла поиск антропобиологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры, нравственности, права. В рамках данного направления создается аксиология – учение о ценностях (М. Шелер).
Позитивизм – философское направление, утверждающее подлинность позитивного (положительного, научного, основанного на факте) знания. Знание должно проверяться на истинность через практику, опыт, т.е. верифицироваться. Философия не может претендовать на самостоятельное изучение реальности. Выделяют основные этапы позитивизма: 1) первый позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер) и эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус); 2) неопозитивизм, решавший проблему универсального языка науки (Р. Карнап, А. Айер и др.); 3) постпозитивизм, в основе которого – поиск критерия истинности научного знания, исследование развития научного знания, этические аспекты научной деятельности (с 60-70 гг. XX в.: К. Поппер, П. Фейерабенд, И. Лакатос, Т. Кун и др.). В настоящее время постпозитивизм – основа для философии науки.
Экзистенциализм – философия существования, наиболее популярное философское направление в XX в.
Постмодернизм (Ж. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Делез) – отражает современное состояние общей культуры как кризисное, лишенное фундаментальных новаций.
Вопрос № 54
Дата: 2018-09-13, просмотров: 448.