Судьба человека перед лицом глобальных проблем
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. existentia – существование) – направление в философии, главным предметом изучения которого стал человек, проблемы его существования. Экзистенциализм начал зарождаться еще в середине ХIХ в., а в 20-70-е годы ХХ в. стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе. Актуализации и расцвету экзистенциализма способствовали следующие причины:

– нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество в Первой мировой войне, накануне и во время Второй мировой;

– бурный рост науки и техники, использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т.д.);

– опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);

– усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (миллионы погибших в двух мировых войнах, концлагеря);

– распространение фашистских и иных тоталитарных режимов;

– бессилие человека перед природой техногенным обществом.

Философы-экзистенциалисты уделяли особое внимание следующим проблемам:

– уникальность человеческой личности, ее переживаний;

– противоречие между внутренним человеческим миром и окружающей средой;

– проблема отчуждения человека;

– проблема одиночества, заброшенности человека;

– проблема бессмысленности, абсурдности, жизни;

– проблема внутреннего выбора.

Основателем экзистенциализма считается датский философ С. Кьеркегор (1813-1855). Он поставил вопрос: почему философия занимается сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами познания и почти не уделяет внимания человеку? Философом были выделены понятия неподлинного и подлинного существования. Неподлинное существование – «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания. Подлинное существование – выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождение себя, превращение в хозяина своей судьбы. Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхождении к нему человек проходит три стадии: эстетическую, этическую и религиозную. На эстетической стадии жизнь человека определяется внешним миром. Человек «плывет по течению» и стремится только к удовольствию. На этической стадии человек осознанно выбирает себя. На религиозной – он глубоко осознает свое призвание, внешний мир не имеет для него особого значения. С этого момента и до конца человек «несет свой крест» (уподобляясь Иисусу Христу), превозмогая страдания и внешние обстоятельства.

В XX в. экзистенциализм представлен атеистическим, светским, вариантом и религиозным – персонализмом.

Экзистенциализм

«атеистический», светский                     религиозный

Германия: М. Хайдеггер, К. Ясперс   Россия: Н.А. Бердяев, Л. Шестов

Франция: Ж.-П. Сартр, А. Камю

Испания: Х. Ортега-и-Гассет

 

Итак, согласно экзистенциализму, человек одинок, заброшен в мир, и экзистенция – существование есть бытие-в-мире. Утверждается тотальная ответственность человека. Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном. Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав его, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое. Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит, – мое»).

Центральными понятиями являются экзистенциалы – состояния, определяющие существование: страх, тревога, забота, ответственность, свобода и т.д. Экзистенциалисты вводят понятие «пограничной ситуации» (К. Ясперс) – ситуации между бытием и небытием, когда человек наиболее остро чувствует конечность и ценность своего бытия (болезнь, голод, война, приближение смерти).

Жизнь – абсурд (А. Камю). Смертны все – и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни (абсурд – в переводе «не имеющий оснований»): соприкосновение со смертью особенно близкой и внезапной; соприкосновение с окружающим миром – человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой («Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что мир мой»). В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

Современное общество не нуждается в личности, его интересует стандартный безличный человек. Сознание человека разорвано, но понять смысл своего бытия и внести смысл в бытие может только сам человек. Чтобы жить, нужно иметь мужество быть вопреки абсурду. Таким образом, экзистенциализм болезненно и точно отреагировал на страшные события XX века. Два великих представителя данного направления – Ж.П. Сартр («Тошнота») и А. Камю («Бунтующий человек») – удостоены Нобелевской премии в области литературы, что подчеркивает общечеловеческую значимость экзистенциализма.

 

Двадцатый век породил проблемы особого типа, названные глобальными. Они касаются системы «мир-человек» в целом и имеют всеохватывающий, планетарный характер. От их решения напрямую зависит жизнь социума, судьба человечества, условия его жизнеобитания, состояние природной среды, социальный прогресс и сохранение цивилизации. К ним можно отнести проблемы экологии, охрану здоровья человечества, демографические проблемы, проблемы кризиса культуры, вопросы войны и мира.

Современные исследования позволяют отнести к глобальным проблемам более двух десятков проблем, среди которых:

– угроза экологической катастрофы;

– минерально-сырьевой кризис;

– медико-биологические проблемы здоровья;

– сохранение вида homo sapiens;

– проблемы предотвращения войны с использованием средств массового поражения;

– прекращение гонки вооружений;

– сокращение ареалов нищеты и бедности;

– проблемы энергетического кризиса,

– международный терроризм и др.

Причины возникновения глобальных проблем состоят в усиленном росте потребностей человека, в возросших масштабах технического воздействия общества на природу. К характерным особенностям глобальных проблем современности относится наличие тесной взаимосвязи между ними, при которой обострение одной ведет к обострению всей цепочки проблем. Поэтому попытки их обособленного решения малоэффективны. Глобальные проблемы должны решаться комплексно, усилиями всех субъектов мирового сообщества.

На современном этапе развития человечества большая часть глобальных проблем сосредоточена на полюсе активного взаимодействия человека и природы. Бесконтрольное использование природных ресурсов, варварское потребление природных богатств ставит вопрос о специальной социальной политике, регулирующей взаимоотношения между человеком и природой, поднимает проблему необходимости защиты как природы, так и человечества, его будущего. В мире ежегодно исчезает 150 видов растений и животных, происходит истощение почвы, загрязнение воды, атмосферных слоев воздуха и окружающей среды в целом. Человек загрязняет химическими и радиационными веществами все вокруг себя: от Мирового океана до космического пространства. Существует угроза полного разрушения биоценозов, в которых и за счет которых живет человек.

Экологическая проблема вплотную поднимает и вопросы экологии человека, здоровья его тела и духа. Распространение патогенных микроорганизмов и ослабление иммунной системы под воздействием многообразных стрессов ведут к катастрофическим последствиям. СПИД – чума XX в. – и на сегодняшний день является также общечеловеческой проблемой.

Мировые войны и локальные военные конфликты привели к утрате веры человечества в гуманистические идеалы Философы с тревогой фиксируют, что перспективы решения глобальных проблем в значительной мере определяются уровнем развития самого человечества и его культуры. Философия не может быть в стороне от решения глобальных проблем современности, однако только своими средствами философия не в состоянии их решить. Комплексное решение глобальных проблем возможно только совокупными усилиями ученых-практиков и теоретиков всего мирового сообщества, осознающего всю грядущую опасность их обострения.



Вопрос № 55

Фрейдизм и неофрейдизм.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 438.