Общая характеристика и периодизация русской философии, отличие ее от западной философской мысли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Наша страна далеко не сразу стала обладательницей собственной философии, отражающей ее своеобразие, особенности национального менталитета. Уже в XI-XII вв. появляются сочинения русских мыслителей, содержащих самостоятельное философское осмысление судеб страны, ее места среди христианских народов («Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона). В философском развитии России большая роль принадлежит таким учебным заведениям как Киево-Могилянская академия (Киев) и Славяно-греко-латинская академия (Москва) (обе – XVII в.). Однако вплоть до XIX в. можно было говорить о философии в России (в виде идей, заимствованных из Византии и с Запада), но не о собственно русской философии. Первым самобытным философским направлением считается славянофильство.

Русская философия, безусловно, вписывается в западную философскую традицию, и все ее развитие связано с активным усвоением и переработкой западной философии. Восточная философия гораздо меньше, чем западная, непосредственно воздействовала на русскую мысль. Ее влияние в основном сводилось к эпизодическому заимствованию отдельных идей. Только в начале XX в. увлечение восточной культурой сопровождалось формированием философских концепций, всецело ориентированных на восточные мистические системы (Е. Блаватская, Н. Рерих).

Главные вопросы, всегда волновавшие русских мыслителей – смысл и цель истории, человек и его судьба, место и роль России в мировом процессе. Русская философия, в отличие от западной, характеризуется ориентацией на духовно-нравственные проблемы, преимущественно религиозной направленностью. Тем не менее развивалось и российское свободомыслие (социально-политические сочинения декабристов, творчество Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.Н. Писарева).

Характерные черты русской философии. Особенности формирования и развития русской философии в контексте своеобразия исторического пути России обусловили ряд ее характерных черт. 1) антропоцентризм (тема человека, его судьбы, призвания и предназначения является ключевой в русской философии); 2) нравственный аспект; 3) глубокий интерес к социальной проблематике; 4) идея патриотизма; 5) религиозный характер; 6) синтез философского и литературно-художественного творчества. 7) стремление к целостности, всеобщности; 8) «русский космизм».

Предпосылками формирования уникальной отечественной философии являются: язычество, культ родной земли, коллективизм и общинность, принятие христианства, русская средневековая литература, феодальная раздробленность, процессы политического единения Древней Руси, приобщение Руси к мировой культуре через Византию, идея богоизбранничества Руси – «Москва – третий Рим», влияние западной философии.

Русская философия прошла длительный путь своего развития, в котором различают ряд этапов[1]:

1. Становление русской философской мысли (X-XVII вв.): Илларион Киевский – его называют первым русским философом, Климент Смолятич, Владимир Мономах, Кирилл Туровский, Даниил Заточник и др. Первый этап становится опытом осмысления православной духовности в условиях русской национальной жизни и становления личностного самосознания. На уровне массового сознания свидетельством этому является культ образованных людей – книжников. Борьба с ересями (XV-XVI вв.), раскол церкви в XVII в., поворот к Европе и перелом национального уклада в XVIII веке носили не только политический, но и моральный характер.

Существование древнерусской философии – вопрос спорный. Одни исследователи признавали факт её существования, другие отрицали, утверждая лишь наличие философских идей в древнерусской литературе. В рамках религиозного мировоззрения решался вопрос о природе человека (Кирилл Туровский, Нил Сорский), государственной власти (Иосиф Волоцкий) и общечеловеческих ценностях («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона).

Широкая полемика развернулась между последователями Иосифа из Волоколамска, прозванными «иосифлянами», и Нила Сорского, прозванными «заволжскими старцами», или «нестяжателями». Центральный вопрос был связан с ролью церкви в государстве и значением её земного богатства.

Под покровительством патриарха Филофея (автора концепции «Москва – третий Рим») на Руси распространился исихазм – практика умно-сердечной молитвы, совмещённая с контролем за всеми исходящими изнутри помыслами, способствующая очищению ума и сердца и подготавливающая к богосозерцанию. Первоначально исихазм представлял собой отшельническое монашество анахоретов-молчальников. Русь стали называть «второй родиной исихазма», философским воплощением которого стали соборность, всеединство, богочеловечество, русский космизм. Наиболее известные русские исихасты – Сергий Радонежский, Феофан Грек, Андрей Рублёв, Нил Сорский, Максим Грек.

2. Русская философская мысль эпохи Просвещения (XVIII в.) Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев. Реформы Петра I способствовали ограничению власти церкви и проникновению в Россию западной философии через систему формируемого тогда высшего образования. Самым популярным западным новшеством стал деизм, приверженцами которого стали такие ключевые мыслители русского Просвещения, как Михаил Ломоносов и Александр Радищев. Именно в этот момент на русскую почву попадают атомизм и сенсуализм.

3. Становление собственно русской философии (философия революционных демократов, славянофилы и западники, народничество, «золотой век русской философии») – начало и середина XIX в. Философы начинают задумываться над судьбами России и ее загадкой. Появляются славянофилы и западники, которые по-своему старались дать ответы на вопросы, волновавшие русские умы.

«Золотой век» русской философии – классический период в истории русской философской мысли, которая, в основном, развивалась внутри художественной литературы. В это время обозначилась проблема выбора Россией социального идеала, путей и форм ее дальнейшего развития, взаимоотношений с мировым сообществом. Наряду с идеалистической философией развивался материализм. Например, Н.Г. Чернышевский рассматривал человека как природное существо. С помощью разума, человек может приводить свои поступки в соответствие с интересами общества. Предпосылки классовой борьбы в обществе, Чернышевский видел в различии потребностей и интересов людей.

Заметным явлением общественной мысли 60-90- х гг. XIX века стало народничество, в котором основной была идея крестьянской революции. В середине 80-х годов народничество распалось. Из него выделились первые русские марксисты (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин).

Универсализм русской философии XIX века проявился наличием в ней целого веера течений: философия права, философия истории, естественнонаучный материализм, русский космизм, религиозная философия.

4. Русский духовный ренессанс, «серебряный век» русской философии (последняя треть XIX – начало XX вв.).

«Серебряный век» – уникальный культурный феномен, одной из черт которого является сложность, взаимопереплетение различных элементов духовной культуры. К началу ХХ в. стал болезненно проявляться глубокий разрыв между различными сферами духовной культуры, между сущим и должным, мыслью и действием, красотой и повседневным бытием, политикой и нравственностью. Этот разрыв осознавался гениальным мыслителем Вл.С. Соловьевым, открывшим на основе философии всеединства триединую формулу: Истина – Добро – Красота. Из философов «серебряного века», кроме Вл. Соловьева, можно назвать К. Леонтьева, П. Флоренского, Н. Бердяева, И. Ильина, Л. Шестова, В. Розанова, Н. Лосского, Л. Карсавина и др.

Реализуя учение Вл.С. Соловьева о всеединстве, философы «серебряного века» стремились синтезировать искусство (прежде всего, художественную литературу), религию и философию. Несомненным достижением творческих исканий «серебряного века» стала философия русского символизма. Её ведущими теоретиками выступили видные поэты и мыслители А. Белый и В. Иванов. Обращение к символам дало принципиально новую возможность постижения мира в сравнении с реализмом. Символисты стремились к расширению горизонтов постижения мира за счет попыток проникновения за пределы сознания.

5. Советский период. В XX в. в связи с драматическими событиями русской истории происходит разделение русской философии на русский марксизм (марксизм-ленинизм) и философию русского зарубежья. Часть философов была выслана заграницу, но часть осталась в Советской России: П.А. Флоренский и его ученик А.Ф. Лосев. Через последнего традиции русской философии были возрождены в советской России, его духовными учениками стали С.С. Аверинцев и В.В. Бибихин.

Основным в советской философии считался вопрос о соотношении материи и сознания, а основным методом – диалектика. В золотой фонд отечественной философской мысли вошли сочинения мыслителей неомарксистского и немарксистского направлений советской эпохи: А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, Э.В. Ильенкова, М.К. Мамардашвили.

6. Современная русская философия.

После краха коммунистической идеи и распада СССР, прекратила своё существование, в качестве государственной и «единственно научной», и марксистско-ленинская философия. Актуальным стал вопрос об адекватной её замене. Спор о том, какая нам нужна философия, развивался в контексте рассуждений о новых идеологических и мировоззренческих ориентирах. Вновь, как почти двести лет назад, обострился спор между новыми западниками и неославянофилами. Главные вопросы остались теми же: что такое Россия, каково её место в мире, как должны взаимодействовать современная Россия и современный Запад.

Возрождение даров русской философии происходит в наше время, после окончания господства марксистской идеологии. В то же время идет процесс широкого влияния западной и, в целом, мировой философской мысли, на современную отечественную философию (герменевтика, психоанализ, постмодернизм, философия науки, философия техники и др.).



Вопрос № 47

Дата: 2018-09-13, просмотров: 1041.