Учение об обществе и государстве
Высочайшим достижением немецкой классической мысли XIX в. является философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831), отличительной особенностью которой было то, что он не старался, как другие мыслители, при помощи философской мысли постигнуть смысл всего сущего. Напротив, все сущее воспринималось им как чистое мышление и само становилось философией. Философия, по выражению Гегеля, есть «эпоха, схваченная в мысли».
В творчестве Гегеля нашли продолжение диалектические идеи, выдвинутые Кантом, Фихте, Шеллингом. Но Гегель первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал основные категории и законы диалектики: 1. Закон единства и борьбы противоположностей; 2. Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот; 3. Закон отрицания отрицания, или диалектического отрицания.
Гегель был не согласен с кантовским разрывом между сущностью и явлением. Явление, по Гегелю, не менее объективно, чем сущность, т.е. существенно, а сущность является, т.е. обнаруживается в явлении. Это единство противоположностей, которые не могут существовать друг без друга. Вещь в себе, считает Гегель, – лишь первоначальный момент в развитии вещи. Вещь в себе, во-первых, развивается, вступая в многообразные отношения, и, во-вторых, вопреки Канту, познаваема, поскольку обнаруживает себя в явлениях.
Гегель признает возможность познания мира на базе тождества мышления и бытия. Философская система делится Гегелем на три части: 1) логика, 2) философия природы, 3) философия духа. Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает в них проявление абсолютного духа. Отсюда следует важный для Гегеля вывод: все действительное разумно, все разумное действительно.
Логика представляет собой закономерное движение понятий (категорий), выражающих содержание абсолютной идеи, этапы ее саморазвития. Каждая категория выражает один какой-либо аспект процесса развития и служит одновременно исходным пунктом для следующей категории, которая отрицает предшествующую категорию. Новое отрицает старое, но отрицает диалектически – не просто уничтожает, а сохраняет для созидания нового. Отрицание – бесконечный процесс, представляющий собой знаменитую гегелевскую триаду: тезис — антитезис — синтез.
Развитие абсолютной идеи (Г.В.Ф. Гегель)
Диалектические стадии
Логика
Тезис
Абсолютная идея (сама по себе)
Философия природы
Антитезис
природа как инобытие
Абсолютной идеи
Философия духа
Синтез
возвращение Абсолютной идеи
к самой себе
в мышлении человека
Второй ступенью развития абсолютной идеи Гегель считает природу. Природа есть порождение абсолютной идеи, ее инобытие. Природа не имеет независимого от духа существования. Природа – необходимый этап развития абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе Гегель считает механику, физику, органику.
Философия духа – третья ступень гегелевской системы, представляющая собой синтез двух предыдущих. Здесь абсолютная идея находит свое выражение в абсолютном духе. Человек – часть природы. Однако человеческий дух – продукт не природы, а абсолютного духа. Саморазвитие духа идет по трем ступеням. Первая – «субъективный дух» – индивидуальное человеческое сознание (антропология, феноменология и психология). Вторая ступень – «объективный дух» – человеческое общество и три его главные формы: право, нравственность, государство. Последняя ступень – «абсолютный дух» – включает искусство, религию, философию.
Развитие общества, по Гегелю, направлено к заранее установленной цели – это прогресс в развитии свободы. Мировую историю философ делит на три эпохи: восточную, античную и германскую. Восточная эпоха полностью лишена сознания свободы, в античную эпоху сознания свободы достигло избранное меньшинство, а что касается германских народов, то они уже достигли стадии свободы. Каждый народ с присущим ему «духом» представляет собой одну из ступеней, или моментов всемирной истории. История понимается как шествие мирового духа по земле. Гегель разработал категорию гражданского общества.
Вопрос № 44
Дата: 2018-09-13, просмотров: 547.