Родоначальником классической немецкой философии является Иммануил Кант (1724-1804). В Кенигсберге (ныне Калининград) жили многие знаменитые люди. Среди великих ученых достаточно вспомнить физика и физиолога Германа фон Гельмгольца или математика Давида Гильберта. Однако назвать Кенигсберг городом Гельмгольца могут только физики или физиологи, городом Гильберта – математики. «Город Канта» звучит приемлемо для большинства людей, которые хоть что-нибудь знают о духовной культуре человечества. Кант превратил провинциальный в культурном отношении город в один из центров европейской культуры, здесь он родился, прожил всю свою жизнь, умер и похоронен.
Философское творчество Канта делится на два периода: докритический и критический. В первый период своей деятельности философ занимался исследованием вопросов естествознания. Большое значение для науки и философии имела гипотеза Канта о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности (гипотеза Канта-Лапласса). С 70-х годов XVIII в. начинается критический период деятельности Канта (знаменитые работы «Критика чистого разума», «Критика способности суждений», «Критика практического разума»). В своей философской системе Кант решает поставленные им вопросы: Что я могу знать? Что я могу делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? По его мнению, ответ на последний вопрос – является ключевым и его решение приведет к решению всех других вопросов. «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Кант осуществляет своего рода «коперниканский переворот» в философии, утверждая в своей работе «Критика чистого разума», что не наши представления сообразуются с миром, а мир сообразуется с нашими представлениями. Человек всегда смотрит на мир сквозь призму своих субъективных законов мышления. Соответственно главной задачей философии является разработка вопроса о границах познавательных возможностей человека. В теории познания Кант придерживается позиции агностицизма, выделяя феномены (явления, доступные познанию) и ноумены («вещь-в-себе» – сущность вещи, не доступная человеческому разуму). Познавая мир, мы накладываем на него доопытные (априорные, но не врожденные) формы познания, в частности – пространство и время. Человеческий разум, по Канту, ограничен собственно самой «человечностью» и не может выйти за свои пределы. Все, что человек знает, по Канту, относится лишь к миру явлений, т.е. к его собственным представлениям.
И. Кант включил в процесс познания три ступени: чувственное познание (способность человека упорядочивать хаос ощущений при помощи пространства и времени) – так образуется мир явлений; рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала под единство понятий; разум, обладающий способностью руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели. Разум, в отличие от рассудка, порождает «трансцендентальные» идеи, выходящие за пределы опыта. Они выражают стремление разума к постижению «вещей в себе». В процессе познания разум приходит к противоречиям (антиномиям). Религия немецким философом трактуется в «пределах только разума».
Агностицизм И. Канта
«для нас» – феномен (явление)
Вещь
«в себе» – ноумен (сущность вещи, скрытая от человека)
Мораль, по Канту – основа человеческого существования, то что делает человека человеком. Мораль по Канту носит характер императивности, т.е. всеобщности и обязательности требований. В основе этики Канта – понятие безусловного морального долга – категорического императива. Известны три формулировки этого универсального морального закона:
– поступай только согласно такой максиме (положению), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (можно сказать, это вариация древнего «золотого правила нравственности»: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой);
– поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству;
– уважай в другом автономию его воли.
Нравственный закон, не зависящий от посторонних причин, единственно делает человека по-настоящему свободным. В то же время, для человека моральный закон есть императив, который повелевает категорически, поскольку человек имеет потребности и подвержен воздействию чувственных побуждений, а, значит, способен к поступкам, противоречащим моральному закону. Императив означает внутреннее разумное принуждение к нравственным поступкам. В этом заключается понятие долга. Человек, таким образом, должен стремиться к идее нравственно совершенного закона. В этом состоит добродетель – высшее, чего может достичь практический разум.
Категорический императив Канта неоднократно подвергался критике, и само этическое учение философа обвиняли в ригоризме и формализме. Однако Кант вошел в историю мировой культуры как великий моралист.
Во второй половине XIX – начале XX века в Германии существовало такое философское течение, как неокантианство, ставило своей целью возрождение ключевых кантовских идейных и методологических установок в новых культурно-исторических и познавательных условиях. В неокантианстве различают Марбургскую школу, занимавшуюся преимущественно логико-методологической проблематикой естественных наук, и Баденскую школу, сосредоточившуюся на проблематике ценностей и методологии наук гуманитарного цикла.
Вопрос № 43
Дата: 2018-09-13, просмотров: 505.