XVIII в. называют «веком Просвещения». Данный термин был введен в XVII в. Дж. Мильтоном. Просвещение – интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения. Начинается оно в конце XVII в. в Англии. В сочинениях его основателя Дж. Локка (1632-1704) и его последователей А.Э. Шефтсбери, Ф. Хатчесона были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». В учение о естественном праве Локка обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. Людям необходимо добровольно заключить общественный договор, на основе которого создается орган (государство), обеспечивающий охрану их прав. Понятие об общественном договоре было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями английского Просвещения.
Наибольшего развития Просвещение достигает во Франции между 1715-1789 гг. (Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Ж.О. Ламетри, К.А. Гельвеций и др.). Просвещение, по сути, подготовило Великую Французскую революцию (1789). На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л. Монтескье и Вольтер. В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. Философом был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Вольтер был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы. Он выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом.
На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро и энциклопедисты. «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д'Аламбер, в ее создании принимали активное участие Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры.
Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо. Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.
Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г. Гердер. Он дал развернутую картину общественного прогресса. Историю общества он рассматривал как продолжение истории природы. В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В. Лейбниц и И. Кант. Ярким представителем немецкого Просвещения был Христиан Вольф. Его деятельность имела особое значение для развития немецкой философской терминологии. Выдающуюся роль в развитии немецкого просвещения сыграл гениальный немецкий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте. Феномен Гете являет собой яркий пример скорее возрожденческого, нежели просветительского универсализма, в котором тесно переплелись поэтическое творчество, научные изыскания (минералогия, ботаника, физика, остеология и т.д.) и философско-мировоззренческие поиски.
XVIII век, столь радикально изменивший европейскую мысль, принес существенные перемены и в духовную, интеллектуальную и общественную жизнь Америки. Прежние идеи, идеалы и амбиции были не отвергнуты, а переосмыслены и переформулированы в соответствии с научными и философскими завоеваниями века Разума. Освоение континента связывалось теперь не с поисками сокровищ и легкой жизни, а с идеями либерализма и прогресса, а также целесообразности. Ярким воплощением переориентации американской мысли и эпохи Просвещения в целом выступает личность Бенджамина Франклина – литератора, ученого, философа, общественного и политического деятеля, дипломата.
Важно помнить, что в XVIII веке исторические «часы» Европы и России впервые совпали. Но если Просвещение в России (М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев) носило (в большинстве случаев) религиозный, православный характер, пытаясь сочетать идеи разума, свободы и равенства через призму божественного порядка, то в Европе просветители чаще занимали непримиримо-антицерковную и антирелигиозную, даже атеистическую позицию (Гольбах).
Итак, наука в этот период становится достоянием широких кругов людей; утверждается светоносная сила разума и идея распространения просвещения среди народных масс. Создается просветительский проект воспитания на основе лозунга: «назад к природе!». Активно развиваются социально-политические и гуманитарные науки, в частности, теория общественного договора, исторического процесса, концепция прав человека. Были созданы исторические документы – «Декларация» независимости США (1776) и «Декларация прав человека и гражданина» (1789), в которых провозглашались неотъемлемые (естественные) права человека. Отвергая добуржуазные формы общности (и прежде всего феодальные), философы XVIII века предлагают новую – юридическую всеобщность, перед которой все индивиды равны. Вольтер во Франции, Лессинг в Германии выступают с критикой религиозной, национальной и сословной нетерпимости.
Вопрос № 42
Дата: 2018-09-13, просмотров: 567.