Учение Р. Декарта о субстанции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Высшая

субстанция – Бог,

причина всего

 


Сотворенные

субстанции

     
 


дуализм

 

материальная                                      духовная

делимая до бесконечности                    неделимая

     
 

свойства:

основные (атрибуты)

производные (модусы)

 

 

протяжение                                         мышление

модусы                                               модусы

 

 

форма движение положение и т.д.   чувство желание ощущение и т.д.

 




Монадология Г.В. Лейбница

 

Бог

(Верховная, несотворенная монада)


Монады:

простые неделимые субстанции

         
   

 


Их бесконечное множество Их связывает «предустановленная гармония» Самостоятельные активные единицы бытия

 

Виды монад

а) низшая форма: пассивная способность восприятия (из них образуются тела неживой природы) б) средняя форма: имеют ощущения и ясные представления (монады-души, входят в состав объектов живой природы) в) высшая форма: имеют сознание (монады-духи, человек)


Основные проблемы философии Нового времени

Направления в гносеологии (теории познания)

         
   


рационализм               эмпиризм                    сенсуализм

разум                           опыт                             чувства

Р. Декарт                         Ф. Бэкон                            Дж. Локк

«Мыслю, следовательно,

      существую»




Проблема метода

     
 


Ф. Бэкон                        Р. Декарт

Критика схоластики; реформа науки («Знание – сила»); освобождение знания от «идолов» (рода, пещеры, рынка, театра); индуктивный метод (от частного к общему); философия – это учение о методе (органоне) познания; (эмпиризм) Методическое сомнение; дедуктивный метод (от общего к частному); концепция врожденных идей (рационализм)

 


Проблема субстанции

         
   


дуализм                 монизм          плюрализм

две субстанции     одна субстанция    множество субстанций

Р. Декарт                 Б. Спиноза           Г.В. Лейбниц

 

Необходимо отметить и расцвет социально-политических учений в данную эпоху. Наиболее яркими представителями являются:

– Т. Гоббс – автор концепции общественного договора, согласно которой государство – земной Бог – возникло в результате соглашения между людьми для выхода из естественного состояния «вражды всех против всех» («Левиафан»);

– Дж. Локк – родоначальник английского Просвещения, большое внимание уделявший проблемам воспитания.

Особое место в философии Нового времени занимает немецкая классическая философия конца XVIII-начала XIX вв. Она носила энциклопедический характер и была построена по типу философской системы, т.е. включала в себя все разделы философского знания: онтологию, гносеологию, аксиологию, логику, этику и т.д. Предпосылками немецкой классической философии были: учение Х.Вольфа, И.В. Гёте и других просветителей; немецкий романтизм; учение А. Смита; открытия в естественных науках.

И. Кант – основатель немецкой классической философии. И.Г. Фихте – представитель субъективного идеализма. В центре его философии стоит понятие «Я» – творческого субъекта. Объект –  «не-Я» – результат свободной творческой деятельности Я. Творчество Ф.В.Й. Шеллинга проходит несколько этапов: натурфилософия (природа понимается как становление духовного начала, динамическое единство противоположностей); трансцендентальный идеализм (в основе которого – идея «интеллектуальной интуиции» субъективного творческого Я); философия тождества (в Абсолюте тождественны противоположности: субъект и объект, дух и природа, которые в процессе развития расходятся по полюсам, свобода связана с феноменами добра и зла, добро в социальном существе – человеке – побеждает зло); философия откровения. Грандиозной фигурой в истории европейской философии является Г.В.Ф. Гегель. Он создает систему абсолютного идеализма. Завершает немецкую классическую философию Л. Фейербах – единственный сторонник материализма.

Во 2-й половине XIX в. на смену идеалам классического философствования приходят новые направления и школы.

 

 




Вопрос № 41

Дата: 2018-09-13, просмотров: 482.