Высшая
субстанция – Бог,
причина всего
Сотворенные
субстанции
дуализм
материальная духовная
делимая до бесконечности неделимая
свойства:
основные (атрибуты)
производные (модусы)
протяжение мышление
модусы модусы
форма движение положение и т.д. чувство желание ощущение и т.д. |
Монадология Г.В. Лейбница
Бог
(Верховная, несотворенная монада)
Монады:
простые неделимые субстанции
Их бесконечное множество | Их связывает «предустановленная гармония» | Самостоятельные активные единицы бытия |
Виды монад
а) низшая форма: пассивная способность восприятия (из них образуются тела неживой природы) | б) средняя форма: имеют ощущения и ясные представления (монады-души, входят в состав объектов живой природы) | в) высшая форма: имеют сознание (монады-духи, человек) |
Основные проблемы философии Нового времени
Направления в гносеологии (теории познания)
рационализм эмпиризм сенсуализм
разум опыт чувства
Р. Декарт Ф. Бэкон Дж. Локк
«Мыслю, следовательно,
существую»
Проблема метода
Ф. Бэкон Р. Декарт
Критика схоластики; реформа науки («Знание – сила»); освобождение знания от «идолов» (рода, пещеры, рынка, театра); индуктивный метод (от частного к общему); философия – это учение о методе (органоне) познания; (эмпиризм) | Методическое сомнение; дедуктивный метод (от общего к частному); концепция врожденных идей (рационализм) |
Проблема субстанции
дуализм монизм плюрализм
две субстанции одна субстанция множество субстанций
Р. Декарт Б. Спиноза Г.В. Лейбниц
Необходимо отметить и расцвет социально-политических учений в данную эпоху. Наиболее яркими представителями являются:
– Т. Гоббс – автор концепции общественного договора, согласно которой государство – земной Бог – возникло в результате соглашения между людьми для выхода из естественного состояния «вражды всех против всех» («Левиафан»);
– Дж. Локк – родоначальник английского Просвещения, большое внимание уделявший проблемам воспитания.
Особое место в философии Нового времени занимает немецкая классическая философия конца XVIII-начала XIX вв. Она носила энциклопедический характер и была построена по типу философской системы, т.е. включала в себя все разделы философского знания: онтологию, гносеологию, аксиологию, логику, этику и т.д. Предпосылками немецкой классической философии были: учение Х.Вольфа, И.В. Гёте и других просветителей; немецкий романтизм; учение А. Смита; открытия в естественных науках.
И. Кант – основатель немецкой классической философии. И.Г. Фихте – представитель субъективного идеализма. В центре его философии стоит понятие «Я» – творческого субъекта. Объект – «не-Я» – результат свободной творческой деятельности Я. Творчество Ф.В.Й. Шеллинга проходит несколько этапов: натурфилософия (природа понимается как становление духовного начала, динамическое единство противоположностей); трансцендентальный идеализм (в основе которого – идея «интеллектуальной интуиции» субъективного творческого Я); философия тождества (в Абсолюте тождественны противоположности: субъект и объект, дух и природа, которые в процессе развития расходятся по полюсам, свобода связана с феноменами добра и зла, добро в социальном существе – человеке – побеждает зло); философия откровения. Грандиозной фигурой в истории европейской философии является Г.В.Ф. Гегель. Он создает систему абсолютного идеализма. Завершает немецкую классическую философию Л. Фейербах – единственный сторонник материализма.
Во 2-й половине XIX в. на смену идеалам классического философствования приходят новые направления и школы.
Вопрос № 41
Дата: 2018-09-13, просмотров: 549.