Новое в соотношении философии и науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Новое время (XVII-XIX вв.) – эпоха «культа разума».  Наука занимается выработкой новых методов познания. Бурно развивается экспериментально-математическое естествознание, механистический взгляд на мир (мир – совокупность тел, движущихся по законам классической механики Ньютона), углубленно изучается природы. Происходит сближение философии и науки.

Главным разделом в философии становится гносеология – теория познания. В зависимости от того, что берется за основу познания, в ней выделяются три направления:

1. Рационализм полагает, что главенствующая роль в познании принадлежит разуму («мыслю, следовательно, существую» – Р. Декарт); по Декарту, в сознании присутствуют некоторые врожденные (априорные) идеи;

 

Рационализм ( XVII в.)

Критерии достоверного знания

Источники рациональности и типы познания

Всеобщность и необходимость, ясность и отчетливость, непротиворечивость Интеллектуальная интуиция (Спиноза) Теория врожденных идей (Декарт) Понятия, идеи существуют в виде задатков в разуме (Лейбниц)

 

2. Сенсуализм утверждает приоритет органов чувств в познании («нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах», и разум ребенка подобен «чистой доске» – Дж. Локк); крайняя степень сенсуализма, когда мир понимается только как совокупность ощущений субъекта, называется солипсизмом («быть – значит, быть воспринимаемым» – Дж. Беркли);

3. Эмпиризм основную роль отводит опыту (Ф. Бэкон).

Кроме того, развиваются агностицизм, отрицающий возможность познания мира, и скептицизм, ставящий познание мира под сомнение (Д. Юм). Согласно Юму, человек не в силах выйти за пределы своих ощущений, а опыт – это «поток впечатлений».

Важное место в гносеологии занимает проблема метода. Противопоставляются друг другу индукция (движение от частного к общему – Ф. Бэкон) и дедукция (логическая процедура движения от общего к частному – Декарт).

Родоначальником английского эмпиризма и ключевой фигурой новой философии является Ф. Бэкон. Ему принадлежит знаменитое высказывание «Знание – сила». Познанию, по Бэкону, мешают «идолы», или «призраки» – ложные привычки и предрассудки, которые, подобно поклонению мнимым богам, вводят людей в тяжкие заблуждения. Идолы пещеры – заблуждения, возникающие от особенностей чувств и неверных жизненных впечатлений отдельного человека. Идолы театра создаются верой в авторитеты. Идолы площади – всеобщие, вековые предрассудки человечества, которые люди воспринимают друг от друга в процессе общения. Идолы рода коренятся не в личных или коллективных заблуждениях, а в несовершенстве самого человеческого существа, его чувств и ума. Ученый говорил об активном преобразовании природы человеком. Бэкон заложил основы экспериментальной (классической) науки. Философия для него – это учение о методе (органоне) познания.

В Новое время возрождается интерес к проблеме субстанции – первоосновы, главным признаком которой является самодостаточность (т.е. субстанция не нуждается ни в чем другом для своего существования, кроме самой себя). Дуализм в лице Р. Декарта признает наличие двух равноправных начал: духовной (мыслящей) и материальной (протяженной) субстанции. Однако, в конечном итоге, Декарт приходит к мысли, что истинной субстанцией является Бог, роль которого сводится к первоначальному «толчку», импульсу в развитии мира (деизм).

Сторонником монизма во взглядах на субстанцию является Б. Спиноза, для которого субстанция может быть только одна – Бог, отождествлённый с природой (пантеизм), она обладает атрибутами – неотъемлемыми свойствами – мышлением и протяжением; модусы – формы проявления субстанции.

Наконец, Лейбниц утверждает тезис о множественности субстанций (плюрализм). Мир, по Лейбницу, состоит из мельчайших духовных элементов бытия – монад, высшая монада – Бог, индивидуальные монады отражают в себе свойства высшей монады (способность к восприятию). Мир, в котором живет человек, является лучшим из возможных, говорит Лейбниц – таков принцип предустановленной гармонии. Отметим, что термин «теодицея» (оправдание Бога за зло в мире) принадлежит Лейбницу, хотя эта проблема как таковая возникла задолго до этого.

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 527.