Античность Средние века Возрождение
Космоцентризм Теоцентризм Антропоцентризм
«Космос в центре» «Бог в центре» «Человек в центре»
VII в. до н.э. – V в н.э. V – нач. XV вв. XIV – нач. XVII вв
I -й II -й
антропологический поворот антропологический поворот
Сократ Гуманизм
Этапы развития гуманизма: 1) светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви; 2) ценностно-моральный акцент философии и литературы.
Появилась новая культура и философия в Италии, затем охватив и ряд стран Европы: Францию, Германию и др.
Зарождалось новое религиозное направление, противопоставившее себя католицизму – протестантизм (М. Лютер).
В целом эпоха Возрождения – это, прежде всего, высочайший уровень искусства, который не был ни повторён, ни превзойдён ни в какое другое время. Имена титанов Возрождения (Боттичелли, Леонардо, Рафаэля, Микеланджело) известны всем, т.е. культ творца, художника, не подражающего, а создающего как Бог, гениального во многих сферах приложения своих способностей, – становится основной характеристикой выдающихся людей данного времени. Очевидно, что такие высокие достижения были бы невозможны без сверхверы человеком в себя и свои возможности.
Безусловно, «визитной карточкой» возрождения стало высокое искусство, основанное на принципе гуманизма, однако и в философской жизни Европы произошло оживление – появилось множество направлений, новые концепции (деизм, пантеизм). Выделяют основные этапы ренессансной философии:
1. Гуманизм (антропоцентризм) (сер 14 в. – сер 15в) – противопоставление средневековому теоцентризму интереса к человеку.
2. Неоплатонизм (сер. 15 в. – первая треть 16 в.) – постановка широких онтологических проблем.
3. Натурфилософия (втор. пол. 16 в. – нач. 17 в.) – естественный подход к познанию мира, зарождение экспериментального метода.
Идеи гражданственности, свойственные античности, были возрождены в рассматриваемую эпоху и нашли своё выражение с одной стороны в утопиях, а с другой – в исследовании сущности государства и политики.
Во всем многообразии имен выделим наиболее яркие:
– Данте Алигьери – переходная фигура от средневековья к Возрождению, «первые гуманисты» Ф. Петрарка и Дж. Боккаччо;
– Николай Кузанский, создавший учение об абсолютном максимуме – Боге – и абсолютном минимуме – природе («человек есть его ум»);
– Лоренцо Валла и Пико делла Мирандола, выступившие с идеей возвышения человека, творческой способности к самоопределению, свободы воли;
– Леонардо да Винчи, создавший философию явлений природы, стоявший у истоков экспериментального метода;
– Эразм Роттердамский, осуществивший гуманистическую переработку христианской этики;
– Н. Макиавелли – автор термина «государство», создавший идеал правителя, реализующего принцип «общего блага», одним из первых поставивший проблему соотношения политики и морали; идеалом государственности мыслитель считал монархию, задачей монарха – прийти к власти и удержать её, для чего хороши все средства, интересы отдельного человека могут быть принесены в жертву общественному благу;
– Н. Коперник, осуществивший переворот в естествознании в виде гелиоцентрической системы мира (солнце в центре Вселенной, вокруг него вращаются планеты);
– Т. Мор – автор знаменитого романа «Утопия» о бесклассовом обществе и Т. Кампанелла, написавший «Город Солнца», где изложил своё учение о труде и отмене частной собственности;
– М. Монтень, идеализировавший «естественное» состояние человека, выступивший с идеей естественного равенства людей;
– Я. Беме – христианский мистик;
– Дж. Бруно, выступивший против католической церкви с идеями пантеизма, бесконечности природы и множества миров во вселенной. Подлинным утверждением идеи «героического энтузиазма» – стала смерть философа (костер инквизиции в 1600 г.).
– Галилео Галилей, продолживший развивать идеи Коперника и Бруно («и все-таки она вертится») и Леонардо да Винчи, основавший экспериментальный метод.
В целом, относительно сменившейся физической картины мира следует сказать, что она имела важные психологические последствия: научная картина мира противостояла религиозным разъяснениям, прижала к истине воззрения человека, но не делала его более уверенным в себе, ведь мир перестал быть пространством с известными границами, «надёжным домом». Не случайно знаменитый французский религиозный мыслитель и исследователь природы Блез Паскаль (1623-1662) о своём ощущении Космоса писал: «Это вечное молчание безграничного пространства ужасает меня».
В эпоху Возрождения возникает светская культура, дворянство формируется в качестве образованного класса, занимающегося искусством, литературой и философией; в городах распространяются философские представления о мире.
Возрождение предложило новую парадигму взамен религиозной, в это время формируется новое сознание с новым, близким к научному, мышлением, соответствующим начальному этапу рыночных отношений. Вместо теоцентризма торжествует антропоцентризм. Вместо геоцентризма – гелиоцентризм.
Вопрос № 40
Дата: 2018-09-13, просмотров: 469.