Религиозно-философское учение Августина Аврелия и Фомы Аквинского. Доказательства бытия Бога
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из «отцов церкви» был Аврелий Августин (Блаженный) (354-430), внесший существенный вклад в разработку основных положений христианского вероучения. «Ты нас создал для себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не упокоится в тебе». Этим предложением начинается «Исповедь», в которой он в форме молитвы рассказывает о своей жизни, отличавшейся беспокойством, постоянным поиском и многими ошибками, до тех пор, пока не был обретен внутренний покой в христианстве.

Помимо «Исповеди» к главным трактатам относятся: «О троице», где систематизированы теологические воззрения, и «О граде божьем». Учение Августина стало определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказало влияние на всю христианскую Западную Европу. Он и его последователи в религиозной философии считали познание бога и божественной любви единственной целью, единственной полной смысла ценностью человеческого духа.

Бог является высшей сущностью. Он единственный, существование которого независимо, все остальное существует лишь благодаря божественной воле. Бог является причиной существования всякого сущего, всех его перемен; он не только сотворил мир, но и постоянно его сохраняет, продолжает его творить. Бог является наивысшим благом и причиной всякого блага. Направленность к богу для человека естественна, и единственно через соединение с ним человек может достичь счастья. Познание Бога должно составлять смысл и содержание всей жизни человека. Постичь истину можно только путем откровения.

Августин выдвигает тезис о превосходстве веры над разумом («верить, чтобы понимать» – суть теории познания Августина). Душа, по Августину, есть только у человека – это ставит его выше всех живых существ. Душа бессмертна, нематериальна и рассеяна по всему телу. Ее важнейшие способности – разум, воля и память.

Августин развивал идею божественной предопределенности. Но в мире существует добро и зло, поэтому возникает вопрос о природе зла. Августин утверждал, что Бог творит только добро, зло – это отсутствие добра и возникает в результате человеческой деятельности, т.к. от рождения человеку дана свобода воли. Социальное неравенство Августин рассматривает как результат грехопадения человечества и считает его основным принципом бытия общества. Человечество в историческом процессе образует два «града»: светское государство — царство зла и греха (прототипом которого был Рим) и государство Божие – христианская церковь. «Град земной» и «Град Небесный» – символическое выражение двух видов любви, борьбы эгоистических («любовь к себе, доведенная до пренебрежения к Богу») и моральных («любовь к Богу вплоть до забвения себя») мотивов.

Особый интерес в учении Августина представляет его выдающаяся концепция времени. Время – мера движения и изменения. Мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени. В своих трудах он рассматривает парадокс: время обычно рассматривается как совокупность прошлого, настоящего и будущего. Но прошлого уже нет, будущего ещё нет, а настоящее – лишь бесконечно краткое мгновение между прошлым и будущим, и оно не имеет какой-либо длительности. Рассуждая на эту тему, Августин приходит к концепции психологического восприятия времени. Прошлое и будущее всё же существуют, но в сознании людей: прошлое – это воспоминание, настоящее – созерцание, будущее — ожидание. Августин обнаружил фундаментальную связь между памятью и временем: мы знаем о времени только потому, что помним прошлое.

Вершиной же философско-богословской мысли средневековья считается Фома Аквинский (1225–1274), который восстановил и укрепил авторитет католической Церкви, из-за чего причислен к лику святых, а его учение – томизм – даже в XX в. остается официальной доктриной католицизма в виде неотомизма. Его главные произведения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников».

В основе учения Ф. Аквинского – религиозная интерпретация идей Аристотеля. В центре внимания философа – вопрос о соотношении веры и разума. Он предложил оригинальное решение этого вопроса, основанное на понимании необходимости признать успехи науки. По мнению Ф. Аквинского, наука и религия отличаются по методу получения истины. Наука и тесно связанная с ней философия опираются на опыт и разум, а религия основана на вере и ищет истину в откровении, в Священном писании. Задача науки – объяснение закономерностей природного мира и получение знания о нем.

Концепция Фомы Аквинского – наиболее рациональное решение проблемы двойственной истины: одно истинное не может противоречить другому истинному, философия и теология должны заниматься своим делом и не мешать друг другу. Главная его заслуга для философии состоит в примирении богословия (истин веры) и философии (истин разума). Фома создал учение о ярусах бытия (от минерального мира к Богу) и оправдал материю как слабейший вид бытия.

Значение учения Ф.Аквинского заключается в том, что он создал глубоко продуманную религиозно-философскую систему, в которой нашлось объяснение Богу, природе, человеку.

Доказательства бытия Бога – логические доказательства веры в существование Бога. Это одна из центральных проблем средневековой философии в Европе. Наиболее известны 3 основных доказательства бытия бога. Космологическое (берет начало от Платона и Аристотеля; в новое время его отстаивали Лейбниц и Вольф): бог существует как первопричина всех вещей и явлений. Телеологическое доказательство (было выдвинуто Сократом и Платоном): в природе все устроено целесообразно, и это можно объяснить, лишь допустив существование сверхъестественного разумного существа, упорядочивающего все явления. Онтологическое доказательство было выдвинуто Августином, который утверждал, что у всех людей имеется понятие о боге как о совершенном существе. Но понятие не может возникнуть, если нет совершенного существа в действительности. В средние века это доказательство отстаивал Ансельм Кентерберийский. Против него выступал Фома Аквинский. Он полагал, что доказать существование Бога можно лишь косвенно – путем изучения предметов и явлений, сотворенных им:

1) все, что движется, имеет источник движения, значит, существует первоисточник движения – Бог;

2) каждое явление имеет причину, следовательно, существует первопричина всех вещей и явлений – Бог;

3) все случайное зависит от необходимого, значит, существует первая необходимость – Бог;

4) во всем существуют степени качеств, следовательно, должна существовать наивысшая степень совершенства – Бог;

5) все в мире имеет цель, значит, существует нечто, направляющее все вещи к цели – Бог.

 



Вопрос № 39

Дата: 2018-09-13, просмотров: 535.