Сущность спора об универсалиях (общих понятиях)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Какова природа универсалий?

 

Реализм                           Номинализм

(универсалии существуют реально)     (универсалии – имена вещей

                                                               (nomine))

 

крайний         умеренный            крайний         умеренный

Гильом из Шампо Ансельм                    И. Росцелин           У. Оккам

                          Ф. Аквинский                                                (терминизм)


Концептуализм

(универсалии – концепты, понятия)

П. Абеляр


 

Формы существования универсалий

до вещей                      в вещах                   после вещей

в божественном   сущность, «форма» вещей    в человеческом

     разуме                                                                      разуме

крайний реализм      умеренный реализм       номинализм

 

Говоря о влиянии религии и церкви на культурный мир средневековья, следует отметить, что на Ближнем Востоке авторитет ислама укрепился значительно позже, чем христианства в Западной Европе, поэтому философия и наука там развивались более свободно, хотя и под влиянием ислама. Арабская средневековая философия соединила учение Аристотеля с новыми достижениями математики, астрономии, медицины. Видными представителями были Авиценна (Ибн Сина), отрицавший творение мира, утверждая вечность мира и Бога, и Аверроэс (Ибн Рушд), в основе учения которого – вечность мира, материи и Бога безличной мировой субстанции.

Из всех философов арабоязычного Востока Авиценна (980-1037) наиболее близок к Аристотелю. Это касается, прежде всего, его онтологии и гносеологии. Космология Авиценны формировалась под влиянием неоплатонизма. Он считал основной философской наукой метафизику, изучающую бытие. Отношения между Богом и миром Авиценна понимает так: в Боге сущность совпадает с существованием, а мир телесных вещей получается через эманацию божественной энергии. Ибн Рушд (1126-1198) считается наиболее выдающимся мыслителем мусульманского Востока. Он широко известен своими комментариями к Аристотелю. Про него говорили: «Аристотель объяснил природу, а Аверроис объяснил Аристотеля». Философия и теология трактуются как имеющие разные степени компетенции: философия познает сотворенный мир, а теология направлена на познание божественного. Бог отождествляется с действующими в мире природными силами. Индивидуальное бессмертие человеческой души отвергается, но разум в целом объявляется бессмертным.

В XIII-XIV вв. в Европе появляется доказательная наука и зачатки опытного знания (Р. Бэкон, У. Оккам). В XIV в. Уильям Оккам был одним из самых известных философов своего времени, но сегодня мы знаем его, в основном, как автора принципа простоты, который он сформулировал в одной из своих книг, предложив «сбривать» лишнюю сложность в аргументации. Этот принцип получил название «бритва Оккама» и звучал так: «Не нужно множить сущности без необходимости». Это предупреждение о том, что не надо прибегать к сложным объяснениям там, где вполне годятся простые. Роджер Бэкон (около 1214-1292) был, вероятно, первым ученым, в нашем понимании этого слова. Значительно опередив свое время, Бэкон с успехом продемонстрировал увеличительное стекло. Бэкон был поклонником экспериментального метода, настолько, насколько позволяла тогдашняя наука, не отделявшая астрономию от астрологии, химию от алхимии, не имеющая ни математического метода, ни подлинного представления об эксперименте. Но математика и опыт неизменно присутствовали в его построениях. Бэкон утверждал. что ничего нельзя знать о вещах мира, если мы не знаем математики.

Стоит выделить значение эпохи средних веков для развития художественной культуры и образа мышления человека. Люди узнали о шарообразности Земли, были сделаны фундаментальные выводы о космосе, труды многих средневековых ученых положили начало современной астрономии и космологии. Средневековый человек уже совершенно по-другому смотрел на мироздание, его представления существенно отличались от представлений людей более ранней эпохи. Многие выдающиеся, поражающие своей уникальностью и великолепием произведения искусства были созданы именно в средневековье. Это касается литературы, архитектуры, живописи и скульптуры. Средние века подарили нам неописуемо величественный Собор Парижской Богоматери, лондонский Тауэр и множество других прекрасных соборов, замков, храмов и дворцов, которые до сих пор считаются истинными шедеврами человеческого мастерства и искусства. Именно в эпоху средних веков сформировались основные языки современности английский, французский, итальянский, немецкий и другие. Благодаря средневековью мы знаем о нравственных идеалах монашества и рыцарства.

Таким образом, период средневековья нельзя считать временем застоя и упадка философском мысли. Величайшая её заслуга состоит в том, что преемственная связь античной философии и последующих типов философии не прервалась. Средневековая философия несла позитивный вклад в развитие гносеологии, формальной логики, обосновала необходимость изучения природы.

 





Вопрос № 38

Дата: 2018-09-13, просмотров: 403.