Философское учение Аристотеля. Значение личности и учения Аристотеля для мировой культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Аристотель (384-322) – великий ученый-энциклопедист, систематизатор науки, автор этики и логики. Аристотель, критикуя своего великого учителя – Платона, создает учение о двух равноправных первоначалах бытия – материи (пассивном) и форме (активном).

Философия Аристотеля

Учение о материи и форме (о бытии)

Форма всех форм, высшая форма, вечный перводвигатель

Вещи = материя                  +                    форма

 

медный                    шар

 

(потенция, возможность,                   (активное начало)

пассивное начало)

дуализм

 

10 категорий (высказываний о бытии): сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.

4 причины: материя (возможность становления), форма (действительность вещей), начало движения, цель (стимул)

 

Учение о душе

 

Три разновидности души

         
   

 


Растительная  Животная     Разумная

питание,              ощущения           рассуждение

рост,                +                           + 

размножение       желания              мышление

 


Растения                 животные          человек

Учение о государстве

 

Человек – «политическое животное»

Общество ≈ государство

 

Формы государственного устройства

Правильные формы (общая польза) Количество правящих Неправильные формы (польза для некоторых)
Монархия Один Тирания
Аристократия Богатое меньшинство Олигархия
Полития (власть среднего класса) Большинство Демократия

Могут перейти в неправильные


Подлинную энциклопедию древнегреческой философской мысли мы находим у последнего представителя её наивысшего подъема – Аристотеля. Когда юному Аристотелю исполнилось 17 лет, он покинул родную Стагиру и отправился в Афины, где стал учеником знаменитой «Академии» Платона. Ученичество длилось 20 лет, вплоть до смерти учителя. Уже в платоновской «Академии» Аристотель проявил себя как незаурядный мыслитель. Постепенно он сознаёт недостатки и логические промахи учения об идеях, что, в конце концов, привело к разрыву с «академической» традицией и он покидает Афины. В 343 г. до н.э. последовало приглашение македонского царя Филиппа II переехать в столицу Македонии – Пеллу, с тем, чтобы стать учителем будущего Александра Великого, которому тогда было 13 лет. Когда воспитанник и ученик занял престол отца, Аристотель вернулся в Афины и основывал свою философскую школу – Ликей. Школа эта приобрела столь же широкую известность, как и платоновская «Академия», а учеников и последователей Аристотеля стали называть «перипатетиками», что означает «прогуливающиеся». Это название произошло, по одной из версий, от обычая основателя школы прогуливаясь по тенистым аллеям Ликея вместе со своими учениками, вести с ними беседы

Аристотель, по меткому выражению Ф. Энгельса, – самый универсальный ум среди античных мыслителей, он исследовал существеннейшие формы диалектического мышления. Действительно, всеобъемлемость научных и общефилософских интересов Аристотеля потрясает воображение. Наверное, нет такой области классической науки, основы которой не были бы заложены без участия Аристотеля. Он автор более 150 солидных научных трудов и трактатов, большинство из которых дошло до нашего времени.

В одной только биологии масштабы открытий Аристотеля огромны. Будучи сыном врача, Аристотель рано познакомился с физиологией и анатомией. Именно в этой области естествознания его деятельность получила огромное значение. Его «История животных» принадлежит к числу замечательнейших произведений античности. Систематика животного мира, созданная Аристотелем, была обязательной вплоть до времен К. Линнея (XVIII в.). Аристотель изучал жизнь насекомых, вскрывал земноводных и пресмыкающихся, дал множество описаний моллюсков, рыб и млекопитающих. Много внимания уделял низшим формам жизни, указывая: «Тот, кто познает начало вещей и следит за их постепенным развитием, узнает их лучше всего». В своих произведениях он, например, упоминает об изменчивости природы и общем происхождении животных и человека. Однако эти идеи Аристотеля были быстро забыты и до начала XIX в. не сформировались в научную теорию.

Аристотель описал около 500 видов животных и создал первую в истории наук зоологическую систематику. Изучая дыхательные органы дельфинов, Аристотель пришел к выводу, что рыбами они не являются. Летучих мышей, поскольку у них есть зубы, Аристотель безошибочно отнес к млекопитающим. Свою систему живой природы Аристотель представлял в виде лестницы, у основания которой находилась неживая материя, затем следовали растения, малоподвижные и неподвижные животные, бескровные и, наконец, животные с кровью. На верхней ступени располагался человек. Разработанная Аристотелем систематика была актуальна и активно использовалась на протяжении двух тысячелетий! Изучая животных, ученый составил описания около 60 насекомых и, можно сказать, основал энтомологию.

Также Аристотель изучал зародышевое развитие холоднокровных животных, млекопитающих Он установил, что пол определяется на ранних этапах эмбрионального развития. Объяснил назначение плаценты и пуповины. Аристотель же установил, что некоторые виды акул размножаются с помощью настоящего живорождения. Вообще о размахе анатомических исследований Аристотеля мы можем судить только косвенно. Известно, что к «Истории животных» прилагалась книга «Анатомия», которая до нас не дошла. Но по ссылкам самого Аристотеля и более поздних авторов можно предположить, что «Анатомия» состояла из 7 книг и содержала большое количество рисунков, изображающих животных и их отдельные органы.

Ученый интересовался и поведением животных (этологией). Он изучал перелеты птиц, миграцию рыб и млекопитающих, зимнюю спячку различных животных. Описал заботу о потомстве у сомов, самцы которых охраняют икру. Последнее сообщение считалось недостоверным вплоть до XIX в., когда оно полностью подтвердилось.

Аристотель занимался и анатомией человека. Он, например, открыл улитку – полость в височной кости, в которой находится внутреннее ухо. Также есть основания предполагать, что ученый уделял внимание и ботанике, однако его труды не дошли до наших дней. Но работу своего учителя в этой области дополнил Теофраст.

Конечно, при таком количестве разносторонних исследований невозможно было избежать ошибочных данных и теорий. Так, Аристотель писал, что количество зубов у мужчин и женщин отличается, что по артериям движется воздух, что мозг всегда холоден и его задача охлаждать кровь. Он считал возможным самозарождение жизни.

Можно смело сказать, что даже если бы Аристотель ограничил свои интересы только биологией, его вклад в развитие науки все равно трудно было бы переоценить. При этом надо учитывать, что до нашего времени дошли далеко не все труды Аристотеля. Биологи и по сей день восхищаются масштабом исследований, проведенных ученым. Дарвин писал: «Я редко читал что-нибудь более меня заинтересовавшее. Линней и Кювье были двумя моими божествами, а между тем они – простые школьники по сравнению со стариком Аристотелем». Особенно важно, что отзыв этот принадлежит естествоиспытателю, который также отличается необыкновенной широтой научных интересов.

Сравнивая биологические исследования Аристотеля с его работами в других областях, можно смело сказать, что именно в биологии ученый наилучшим образом реализовал эмпирический подход к науке. В физике назовем всего лишь два потрясающих открытия Аристотеля: естественное место – каждый элемент тяготеет к своему естественному месту, каким-то образом расположенному относительно центра Земли, а значит и центра Вселенной; гравитация – на объекты действует сила, двигающая эти объекты к их естественному месту.

В I веке до н.э. последователь Аристотеля, Андроник Родосский, систематизировал и издал труды знаменитого философа, разделив их на две большие группы. В одну из них входили сочинения, посвященные рассмотрению природы в целом и её явлений. Они получили название «физика». Трактаты другого рода, в которых говорилось о боге, о душе, о бытии вообще и о познании получили название: «ta meta ta phisika», т.е. «то, что идёт после физики». Так, случайно, произошёл один из главных философских терминов – «метафизика». Им стали обозначать теоретическую философию, опирающуюся на умозрение, умственное рассмотрение сущности вещей; философию, которая занимается основами бытия. Метафизикой стали обозначать и философский метод, противоположный диалектике.

Аристотель выступает и как первый историк философии, поскольку методически и систематически анализировал то, чего достигла философская мысль Эллады до его времени.

Что же лежит в основе всего, по мысли гениального ученого и философа? Ответ Аристотеля гласит: это – «первая материя». Она потому первая, что её невозможно определить. Являясь основой всякого бытия, она не тождественна бытию, а есть только его возможность. «Первая материя» может стать действительностью, это возможность, потенция действительности, но такая действительность выступает только в самом общем виде, и никогда и нигде не может восприниматься чувствами. А вот «последняя материя» – это уже конкретная действительность, соединённая с формой, такая материя становится выразимой в понятиях.

Основой реальных, чувственно воспринимаемых вещей, являются четыре элемента: огонь, воздух, земля и вода. Форма (эйдос, морфе) играет в онтологии Аристотеля активную роль. Именно она, соединяясь с «первой материей» и различными комбинациями четырёх элементов, порождает всё многообразие реального мира. Таким образом, действительное бытие является результатом соединения материи и формы, их единством. Формой всех форм, чистой в своей идеальности, выступает у Аристотеля бог. Он же даёт всему движение, сам оставаясь неподвижным. Бог, таким образом, «неподвижный перводвигатель». Он является высшей целью всех форм и образованных из формы и материи сущностей. Движение представлено как переход из возможности в действительность. Аристотель выделял 4 причины, по которым существующее существует: 1) формальная причина, сущность и суть бытия любой вещи; 2) материальная причина, т.е. материя как возможность бытия; 3) движущая причина, то, что даёт начало движению; 4) целевая причина – то, ради чего что-либо осуществляется. Аристотель преодолел разрыв между идеей и миром вещей, объединив в вещи форму и материю. В учении о познании мыслитель разделял сферы «мнения» и достоверного знания. Аристотелю принадлежит великая заслуга создания логики как науки о методах правильного мышления.

Определённый исторический интерес представляет учение философа о строении Космоса. Вселенная состоит из прозрачных планетных сфер, приводимых в движение самой крайней из них – сферой неподвижных звёзд. Пространство между орбитой Луны и центром земли он называл «подлунным миром». Всё здесь изменчиво и постоянно беспорядочно движется. Четыре низших элемента – земля, вода, воздух и огонь – в разных пропорциях входят в состав вещей этого мира. Наиболее тяжёлым элементом является земля, поэтому она и занимает центральное место. В «надлунный мир» входит пространство между орбитой луны и сферой неподвижных звёзд. Здесь царят вечность и совершенство, а звёзды состоят из «пятой сущности», квинтэссенции, или пятого элемента – эфира.

Аристотель основал этику, как науку и видел в ней «практическую философию». Цель нашей жизни – блаженство, – учил Аристотель, – и достигнуть его можно только на путях добродетели. Добродетель – это действия, согласные с идеей добра и справедливости. Аристотель выделил два вида добродетелей. Первые складываются в силу привычки, традиции, характера, воли – это этические добродетели. Вторые, – такие, как мудрость, искусство, практичность, знание – результат действия ума, рассудка. Их Аристотель назвал «дианоэтическими» «Этические» добродетели представляют золотую середину между двумя крайностями, например, мужество – это нечто среднее между безрассудством и трусостью.

Философия Аристотеля явила собой высшее достижение и итог всей предшествующей древнегреческой философской мысли. Считается, что после него начался упадок этой области культуры. Однако, нельзя забывать об оригинальности стоицизма, эпикуреизма, скептицизма и, особенно, неоплатонизма. Все эти направления составили сердцевину развития философии эллинистического периода. Но правда заключается в том, что ничего подобного аристотелевскому энциклопедизму в этой философии уже не появилось.




Вопрос № 36

Дата: 2018-09-13, просмотров: 485.