Непревзойденной вершиной античной классики является философская система Платона (427-347 гг. до н.э.) – основателя объективного идеализма (грандиозного учения о мире идей, эйдосов – вечных совершенных образцов, и вещей – несовершенных копий идей) и утопии об идеальном государстве (Атлантиде) – аристократии, т.е. власти лучших.
Учение Платона об идеях
Мировая душа
Мир вещей – мир конечных, несовершенных,
изменчивых копий идей.
Идея человека – душа – существует в материальной оболочке,
тело – темница души; познание – воспоминание (анамнезис)
узнавание бессмертной душой идей вещей
______________________________________
Материя (ничто)
До встречи с Сократом Аристокл (настоящее имя Платона, тогда как «Платон» – прозвище от греч. «платюс» – «широкий», «широкоплечий») был юношей, успешно проявившим себя в различных сферах деятельности: сочинял стихи и трагедии, занимался музыкой, риторикой. Когда же он услышал впервые философские беседы Сократа, то, придя домой, сжёг все свои сочинения и решил посвятить себя философии в том её понимании, какое он нашёл у Сократа. Смерть Сократа произвела на него сильнейшее воздействие. Для Платона стала ясным, что только в неправедном мире может происходить недолжное: невинный страдает, а убийцы, воры и подлецы торжествуют, зло побеждает добро. Но откуда же у людей могут появиться представления и понятия об абсолютном добре, истине, справедливости, если в данной жизни их нет. Откуда берутся идеалы? Платон пришёл к выводу о том, что высшие ценности не могут иметь источника в реальной жизни. Обращаясь к Сократу, Платон интерпретирует его учение об общих понятиях в направлении их отрыва от конкретных, реальных вещей. Более того, реальным и истинным бытием обладают только эйдосы – идеальные сущности, вечные и неизменные прообразы рождающихся, существующих во времени, а затем разрушающихся вещей.
Платон создаёт первую величественную глубоко продуманную систему объективного идеализма. Единый космос у Платона предстаёт в виде двух миров: мира идей (эйдосов) – вечных, неизменных, бестелесных умопостигаемых сущностей, и мир вещей – изменчивый, подвижный, многообразный мир рождения и смерти.
Наши чувства отражает этот текучий, кажущийся реальным, мир, – на самом же деле истинный мир лежит за пределом мира вещей. Если идеи вечны, то как же возникает космос, мир вещей? В диалоге Платона «Тимей» (диалог – основной жанр произведений философа) даётся картина творения мира. Бог – творец, названный «демиургом» (ремесленником) имеет идеи перед собой и творит космос как живой организм сообразно вечным «образцам», эйдосам. В учении великого идеалиста есть представление и о боге – «футургосе», а этот бог превыше всего, ибо он создаёт и самые идеи.
Мыслитель с философских позиций пытался обосновать бытие бога и бессмертие души. Душа человека существует до ее воплощения на земле в мире эйдосов, где она созерцает вечные сущности, главные из которых Благо (Добро), Истина и Красота. Однако души не равны друг относительно друга, и в некоторых из них побеждает то, что причастно к низшему, ко злу, находящему выражение в чувственных стремлениях. Это души не-богов, которые, в итоге, падают вниз, в мир вещей и вселяются в тела, забывая о своей высшей, идеальной родине. Находясь на земле, в мире вещей, душа человека способна припомнить то, что когда-то созерцала в высшем мире. К этому её подвигают земная красота, добро, справедливость, которые, хотя и в несовершенных формах, всё же являются отражением мира идей. Так складывается теория знания как припоминания – анамнезиса.
Число душ, согласно Платону, конечно. На земле их судьба зависит от того, насколько добродетельно и нравственно будет жить человек. Тело – это темница души, откуда она стремится вырваться. Но произвольно, путём самоубийства, этого сделать нельзя, поскольку срок пребывания в теле предопределён божественным судом. Если душа трижды возродится на земле в теле философа, то она снова вернётся в мир идей. Если же человек живёт порочно, то следующие телесные оболочки души будут иметь более низкое качество. Платон адаптирует мысль о переселении душ, их постоянном путешествии из одного тела в другое.
Смерть и есть, собственно, отделение души от тела. Но если тело создано из материи, а она, согласно Платону, представляет нечто, близкое к небытию, ничто и злу, и после смерти тело разрушается, то в душе есть высшая, разумная и бессмертная часть, которая не разрушается и остается постоянной. Кроме того, в душе существуют ещё два начала: аффективное («яростное») и неразумное («вожделеющее»). В нормальном состоянии все три начала гармонично сочетаются под управлением главного из них – разумного. В своём знаменитом диалоге «Государство» Платон рисует идеальный образ общественного устройства, во многом, правда, ориентированный на Спарту как реальный прототип.
Платон – идеалист, идеализм его был объективным, т.е. таким, который утверждал принцип вечности и независимости от наших желаний, знаний и действий духовного, нематериального начала, в данном случае – царства идей. Проект государственного устройства, выдвинутый Платоном, единогласно назывался утопическим, т.е. неосуществимым. Однако многие его элементы, так или иначе, были воплощены в различных формах государственного устройства и в разные исторические эпохи.
Философия Платона – один из важнейших источников, под влиянием которого формировалась, а в XIX в. вышла на европейскую арену, русская философская мысль.
Вопрос № 35
Дата: 2018-09-13, просмотров: 497.