Сократ: жизнь, учение, метод
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Древние греки высоко ценили слово, речь, как живую, так и письменную. Появились учителя нового типа – софисты – которые могли обучать по-особому мыслить, говорить и доказывать, рассуждать. Первоначально словом «софист» называли людей знающих, искусных, специалистов, мастеров в своем деле. Но софисты, о которых речь пойдет ниже, это мастера особого рода. За плату, причем довольно высокую, они брались научить тому, как с помощью особых логических подтасовок убедить в своей правоте, не заботясь об истине, суд или собеседника. Поэтому слова «софист», «софистика» приобрели в дальнейшем отрицательный смысл.

Однако софисты почувствовали значение человеческой субъективности и, хотя часто эта субъективность использовалась как средство и даже в негативном плане, в их деятельности был представлен определенный поворот к человеку, его внутреннему миру. Софисты подготовили появление Сократа, а именно этот философ положил четкую границу между «фисиологами», т.е. теми мыслителями, которые сосредоточили все свое внимание на мировом целом, рассматривая человека лишь как одну из частей великого космоса, и собственными взглядами, которые можно сформулировать так: все в человеке.

Главный тезис софиста Протагора гласит: «Человек – мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют». Далее по этому пути пошёл Сократ, с которого начинается новый этап в развитии древнегреческой философской мысли. Заметим, что Сократ, не писавший философских трудов, но учивший устно, вызвал своим учением и личностью к жизни целый поток литературы. Мощь этого потока не иссякает и по сей день. Основными источниками сведений о нём являются сочинения его учеников – Ксенофонта и Платона.

Сократ (470-399 гг. до н.э.) родился в Афинах, или неподалеку от Афин, в семье скульптора (по другой версии – каменотёса) Софроникса и повивальной бабки (акушерки) Фенареты. Не случайно он сравнивал метод, который приводил к познанию истины, с повивальным искусством (майевтикой), подчёркивая, что при этом рождается душа, а не тело. Ещё одна составляющая сократовского умения – с помощью отточенной техники вопросов и ответов привести собеседника к пониманию того, что знание, которым тот обладает, всего лишь одна из степеней темноты – это ирония. Суть её состоит не столько в скрытой насмешке над личностью собеседника, сколько желанием показать ограниченность обыденного знания в сравнении с философским. Утверждение: «Я знаю, что ничего не знаю» является плодом строгой и честной проверки возможностей познания.

В отличие от софистов, Сократ видел не только относительное, изменчивое в человеке, но и абсолютное, вечное, просвечивающее сквозь мутное стекло обыденности, повседневности. Земная «мудрость» ограниченна, порой она сродни заблуждению, но есть высшая, божественная мудрость, которой человек обладать не может, но к которой его поднимают крылья философского мышления.

Революционизируя философию, Сократ умудрялся быть в гуще реальной жизни, философия рассматривалась им как великая возможность изменить мир к лучшему жить в неразумии человеку недостойно и недолжно, он, человек, должен и может найти Истину. В основу человеческой жизни должен быть положен разумный закон добродетели, поскольку именно через добродетель достигается столь желанное счастье (добродетель есть знание; соответственно, человек совершает зло, поскольку не знает, что есть добро), но тот же закон должен лежать и в основе государственной жизни. Поэтому Сократ призывал чтить законы своего полиса, даже если они несовершенны или несправедливы. И философ доказал своей смертью, спокойно приняв несправедливый приговор суда, что его философия не была ни к чему не обязывающим пустословием, риторикой, но что она вся строилась на подчинении теории и практики высшим принципам божественной мудрости. 

Уча и учительствуя, он сравнивал себя с оводом, приставленным к афинскому народу, чтобы не дать ему погрузиться в пучину текучего и постоянно изменяющегося существования, в котором легко теряется Смысл и предназначение человека. Рассказывают, как Сократ, пораженный каким-то интеллектуальным открытием, простоял на одном месте чуть ли не сутки. Он был участником нескольких сражений, выступал в них в качестве гоплита – тяжеловооружённого воина-пехотинца. Выносливость, стойкость и мужество его были поразительны. В битве при Потидее (432 г. до н.э.) он спас от смерти или плена раненого Алкивиада, знатного афинянина и государственного деятеля, одного из усердных своих слушателей.

Нелепый приговор, вынесенный Сократу, и его мужество перед смертью до сих пор является живым примером той реальной силы, которой обладает зло в этом мире и того духовного подвига, который может совершить одна личность, осмелившаяся выступить на стороне подлинного Добра.

Смерть учителя потрясла его учеников. И было чему дивиться: обычные месть и клевета сделали своё дело, – худшие из граждан погубили лучшего, зло торжествовало победу. Это событие оказало огромное влияние на Платона, величайшего философа Древней Греции и всего мира.

Сократ утверждал высшую ценность человека. Его смерть стала символом героической гибели философа за свои взгляды. Значительно позднее – в эпоху Возрождения – таким примером стала казнь Джордано Бруно.

 



Вопрос № 34

Дата: 2018-09-13, просмотров: 442.