Досократические философские школы в Древней Греции. Проблема первоначала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основными школами начального этапа античной философии признаются следующие: милетская школа; пифагореизм; эфесская школа; элейская школа; атомизм. Главной проблемой для досократических школ стал поиск первоначала.

«Из чего всё произошло?» (философия досократиков)

Школы, философы Первоначало (архэ)
Милетская школа: Фалес                        Анаксимандр                         Анаксимен Вода Апейрон Воздух
                        Пифагор Число
                        Гераклит Огонь (Логос)
Элейская школа: Парменид, Зенон Бытие
Атомизм: Левкипп, Демокрит Атомы

Первым философом, чье имя достоверно, историко-философская наука считает Фалеса (624-548 гг. до н.э.). Он по праву называется родоначальником древнегреческой философии, так как первым стал размышлять о происхождении вещей и их сущности, он первым в истории греческой мысли предложил научно-теоретические построения Фалес был известен как математик, астроном, физик и метеоролог. Он обладал инженерными знаниями, особенно в гидросооружениях, он удачно предсказал солнечное затмение. Как философ, Фалес обобщил весь свод своих обширных знаний в единую стройную систему. Наблюдения над тем, что представляет собой вода в природе, позволили ему подняться до высоких абстрактных обобщений. Именно вода дает начало всему, она – источник жизни, и сама – живет, одухотворена, как и все, что из нее происходит. «Вода» Фалеса – «первовлага», священная, божественная по своей природе. Из этой первичной воды, как первоосновы, образуется, по Фалесу, мировая река Океан, на поверхности которого плавает, как кораблик, земля.

Отзвуки мифологических представлений довольно сильно слышатся у Фалеса. Он полагал, что вселенная полна богов и что все, даже камни, имеют душу. В доказательство последнего положения он приводил пример с магнитом и янтарем, притягивающими другие предметы. Родиной «фисиологической» философии, т.е. той, которая изучает природу, стал Милет, самый крупный из всех греческих городов-колоний в Малой Азии. Развитие торговли, ремесел, мореплавания здесь шло более быстрыми темпами, что в свою очередь стимулировало появление начатков науки, синтезированных в натурфилософских воззрениях первых философов, образовавших милетскую школу, у истоков которой стоит замечательная фигура Фалеса. Объединяет милетских мыслителей мысль о происхождении всех вещей из какого-то первоначала, не имеющего сверхъестественных оснований (воды, воздуха, огня), им была свойственна мысль о единстве сущего.

Другая общая черта – гилозоизм, т.е. приписывание материи жизненной силы. Для греческой философии характерно понятие цикличности, циклического времени: все проходит свой круг и возвращается на исходную позицию. Так и у Фалеса: Земля, отягченная людскими пороками, вновь погружается в океан. Учеником Фалеса традиция называет Анаксимандра (610–546 гг. до н.э.) Анаксимандр первый назвал началом – «архэ», то, что лежит в основании. Можно утверждать, что этот мыслитель выдвинул своеобразную идею эволюции: на заключительном этапе космического процесса из влаги происходят животные, а от них, в частности, от рыб – люди.

Первопринцип или первоначало (архэ) носит в философии Анаксимандра название – апейрон. Это слово обычно переводится как «безграничное», «не имеющее пределов». Многие исследователи полагают, что апейрон обозначает материю, находящуюся в состоянии вечного движения, изменения. Другие полагают возможным считать это архэ нематериальным, но, скорее духовным образованием. Отделяясь от первоначала, вещи не могут существовать бесконечно Вещи «виноваты» в том, что они отделились от апейрона как абсолютного, и сами хотят стать таковыми же. Отсюда их вражда друг к другу и «возмездие»: умирая, они возвращаются к своему первоначалу.

Анаксимандр полагал, что миров множество, и каждый из них существует отведенное ему время, и затем разрушается. Иногда этого философа чествуют как основоположника всей западноевропейской науки. Его ученик – Анаксимен (588-525 гг. до н.э.). Его архэ – это воздух. Никаких семян воздух не содержит, все возникает либо путем его последовательного сгущения, либо разряжения. Сгущение дает облака, воду, землю и камни, а разрежение – огонь и эфир. Процесс сгущения он связывал с охлаждением, а разряжения – с нагреванием.

Гераклит (544–483 гг. до н.э.) жил в городе Эфесе, неподалеку от Милета. Начало всего Гераклит полагал в огне. «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». Гераклит не столько внимания уделяет бытию самому по себе, сколько процессу становления. В основе же становления лежит «борьба» (или, радикальнее, «война»). Через борьбу противоположности переходят друг в друга, а смерть одного означает рождение другого. Все в Космосе и сам Космос, подчинено Логосу. Логос выступает как всеобщий мировой закон.

Гераклита называют стихийным материалистом и наивным диалектиком. Знаменитое гераклитовское выражение «панта рей» – «все течет» с прибавленным к нему средневековыми авторами «все изменяется» стал символом диалектики как учения о развитии, единстве и «борьбе» противоположностей, всеобщей связи и взаимосвязи процессов, явлений и вещей мира. У Гераклита мир динамичен, он в постоянном изменении, в одну и ту же реку нельзя войти дважды, поскольку это уже не та река и нас омывают новые воды. Значение Гераклита чрезвычайно велико для античной, западноевропейской и мировой философии. Он первый ввел в философский обиход понятие Логос как мировой закон. Он первый заговорил об особого рода мудрости, далеко отстоящей от обыденной мудрости изменчивого мира.

Пифагорейская школа больше известна как «Пифагорейский союз», имевший многовековую историю существования. Пифагор (580–500 до н.э.) жил на о. Самосе, а затем в Кротоне (Южная Италия) основал свой знаменитый союз, нечто вроде религиозно-мистического братства, куда принимались и женщины. Согласно преданию, Пифагор учился у египетских и вавилонских жрецов основам математики и религиозно-мистическим практикам. Будто бы именно из Египта он привез теорему, получившую впоследствии его имя. Есть свидетельство и о том, что основатель союза побывал в Индии, откуда, возможно, происходит вера пифагорейцев в переселение душ.

Согласно Пифагору, число лежит в основе мироздания, космоса. Он поднимает математику на высочайший теоретический уровень: число отрывается то своей опытной (эмпирической) основы и становится самостоятельной сущностью. Числовые соотношения определяют собой все в структуре мира. Во Вселенной сочетаются предел и беспредельное, результатом чего является гармония. Светила движутся в шарообразных прозрачных сферах, и, рассекая эфир, издают определенный звук. Сочетание этих звуков рождает великую «музыку сфер», услышать которую может мудрец, погрузившись в особое состояние «теорийного» созерцания.

Конкретные вещи для пифагорейцев не обладали значением высшей реальности – таковыми выступали для них числа. Единица рассматривалась как ограничивающее начало для пространства, или предел. Размышляя об основах счета, пифагорейцы пришли к выводу о том, что в основе лежит священная десятка (декада), потому что все другие числа – это только повторения первых десяти. Пифагорейцы же открыли так называемое «золотое сечение», которое, по их мнению, могло установить идеальные пропорции человеческого тела. Пифагореизм оказал значительное влияние на все последующее развитие античной философии. Сильное его влияние испытал Платон и его Академия.

Еще одна великая школа античной философии возникла в Элее, также расположенной в Великой Элладе. Главными представителями элейской философии являются Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс. Ксенофан прославился тем, что дал резкую и аргументированную критику мифологических представлений о богах. Люди, говорил он, приписывают им свои черты (антропоморфизм), причем, как положительные, так и отрицательные. На самом же деле бог один и управляет миром с помощью мысли. Ксенофан вплотную подошел к мысли о единстве и неизменности бытия. Далее эти идеи развивал Парменид (VI – нач. V в. до н.э.). Его считают основателем метафизики – метода, рассматривающего мир как нечто раз и навсегда данное. Согласно Пармениду, есть две важнейшие для философии проблемы: соотношение бытия и небытия; соотношение бытия и мышления. Философ четко обозначает свою точку зрения: бытие есть, а небытия нет. Элеаты стали отождествлять бытие и мышление.

Другой представитель элейской школы – Зенон (490-430 гг. до н.э.), много внимания уделял доказательствам неизменного бытия, и, в этой связи он пытался продемонстрировать в своих логических построениях невозможность мыслить множественность вещей и движение. Доказательства Зенона получили название апорий (aporia – безвыходное положение, трудность). Свою задачу Зенон выдел в том, чтобы показать обманчивость, неистинность чувственного восприятия. Одна из апорий получила название «Ахиллес и черепаха». Быстроногий герой никогда, черепаху догнать не сможет, потому что в то время, когда он оказывается в месте ее старта, черепаха уже успевает проползти какое-то расстояние на пути к финишу.

Если до учения атомистов весьма трудно определить, кто из философов – материалист, а кто – идеалист, то учения Левкиппа, а затем – Демокрита и Эпикура дали повод выявить чисто материалистическую линию, противопоставив ее объективному идеализму Платона (В.И. Ленин). Левкипп и Демокрит были материалистами, поскольку учили, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Атомы (atomos – неделимый) – мельчайшие, бесконечно малые (в основном) – частицы. Они имеют различную форму, а на поверхности – выемки и крючочки, которые помогают им сцепляться друг с другом, а другие атомы, сталкиваясь, напротив, отскакивают в разные страны, поскольку имеют гладкую поверхность.

Демокрит (ок. 460–370 гг. до н.э.) учил, что может существовать атом размером «с наш мир», т.е. греческий космос. Главные характеристики атомов следующие: вечное движение, неизменность (неуничтожимость вследствие твердости), наличие формы, величины, положение и порядок. Атомисты в своей философии снова подтвердили принцип сохранения, выдвинутый Парменидом относительно бытия, «не возникает оно и не подчиняется смерти»; у них вечно сохраняются атомы, тем самым отсекается вопрос о сотворении мира. Атом не может отклониться от присущей ему траектории самопроизвольно, спонтанно, как это было у другого великого атомиста Греции уже эпохи эллинизма – Эпикура.

Сами по себе атомы бескачественны, и только их количественные сочетания могут давать нашим чувствам субъективные образы восприятия в виде цвета, запаха, звуков. Согласно Демокриту, от каждой вещи, с ее поверхности, постоянно отделяются тончайшие слои атомов и, попадая через поры в наше тело, в тело глаза, позволяют нам видеть. Влияние атомизма на последующее развитие философии и науки трудно переоценить, и, хотя современное понятие об атоме как о сложной материальной структуре далеко отстоит от прозрений Левкиппа, Демокрита, Эпикура и Лукреция Кара, без их вклада в теорию строения вселенной трудно представить пути развития научной мысли и ее современные результаты.

 

 



Вопрос № 33

Дата: 2018-09-13, просмотров: 669.