Даосизм | Конфуцианство | |
Представители | Лао-цзы, Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы | Конфуций, Мэнцзы, Сюньцзы |
Понятие Дао («путь Неба», единое, вечное, непреходящее, непостижимое, но совершенное начало, первопричина мира; нравственный закон неба) | ориентация на естественное (космическое), природное начало | первостепенность социального, государственного |
Идеал нравственной личности | Совершенномудрый | Благородный муж |
Главный нравственный принцип | Естественность (способность поступать согласно своей собственной природе, добродетели, предписываемой Дао) | Жэнь – гуманность, социальный и нравственный закон; почитание старших и родителей (сяо) и соблюдение ритуала (ли), этикета. |
Итак, на примере даосизма и конфуцианства можно проследить две тенденции понимания Дао и, исходя из этого, жизненной позиции индивида в китайской философии: 1) ориентация на естественное и 2) первостепенность социального.
Даосизм и конфуцианство, став религиями, наиболее верно отражающими традиции китайской культуры, до сих пор сохраняют свое значение. Моизм и легизм, в прошлом довольно популярные направления в китайской философии, сегодня утратили свое значение, отчасти и потому, что они были оппозиционными по отношению к господствующей идеологии конфуцианства.
Современный Китай представляет собой динамично развивающееся общество со смешанной экономикой. Эта страна, являющаяся нашим соседом, стремится играть значительную роль в международных отношениях. Знание традиций философской мысли Древнего Китая несомненно будет полезно всякому, кто стремится понять эту культуру и проследить ее судьбу в настоящем и будущем.
Вопрос № 31
Общая характеристика античной философии.
Античность – «колыбель европейской цивилизации»
Древняя философия
Философия Древнего Востока Античная философия
Философия Др. Индии Философия Др. Греции
Философия Др. Китая Философия Др. Рима
Классические образцы философской мысли, на которые до сих пор ориентируется европейская, да и мировая культура, суждено было создать Греции, феномен которой до сих пор не получил исчерпывающего объяснения. В самом деле, как крохотная страна, довольно поздно осознавшая единство населяющих её племен, смогла создать уникальную, жизнеспособную культуру, в которой почетное и видное место принадлежит именно философии.
В Древней Греции возникло наименование нового типа мировоззрения – философия [φιλέω – люблю, σοφία – мудрость]. Огромный шаг на пути к философии представляет собой деятельность так называемых «семи мудрецов» (Фалес Милетский, Питтак Митиленский, Биант из Приены, Солон из Афин, Клеобул Мендийский, Мисон Хенейский, Хилон из Лаконики). Исследователи определили время активной деятельности семи мудрецов – конец VII в. до н.э. и начало VI в. до н.э. – это рост и укрепление полисной системы, греческих городов-государств. Геродот, Фукидид, Аристотель и другие греческие авторы понимали под словом «полис» прежде всего определенным способом организованное сообщество, коллектив людей, являющихся гражданами, т.е. свободными людьми, участвующими в суде и народном собрании, имеющими в своем распоряжении материальные ресурсы, обеспечивающие его существование. Только в полисе, по Аристотелю, возможна благая и добродетельная жизнь, ибо она подчинена справедливости, закону и «этосу» граждан, его составляющих. Заметим, что лишь избранные слои общества могли пользоваться этими важнейшими достижениями античной культуры, и большинство философов были сторонниками рабовладельческого строя (Платон).
Высказывания «семи мудрецов» отражали эту полисную жизнь. Общие суждения назывались по-гречески гномами и житейская мудрость сосредоточивалась именно в них. Так, Фалесу приписываются такие гномы: «Не богатей дурными средствами, и пусть никакие толки не отвратят тебя от тех, кто тебе доверился», «Чем поддержал ты своих родителей, такой поддержки жди и от детей». Солону – следующие: «Ничего слишком!», «Прекрасным и добрым верь больше, чем поклявшимся», «Не лги», «Пекись о важном», «Прежде чем приказывать, научись повиноваться», «Не советуй угодное, советуй лучшее». Хилону – «Не злословь о ближнем, чтобы не услышать такого, чему сам не порадуешься», «Мертвых не хули», «Лучше потеря, чем дурная прибыль: от одной горе на раз, от другой навсегда», «Языком не упреждай мысль», «Обуздывай гнев».
Но почему же они все еще не философы, кроме Фалеса, а мудрецы? Ответ на это дает Сократ, четко разделивший совершенное практическое знание, т.е. человеческую мудрость, и божественную, высшую мудрость, недостижимую для человека, но свойственную высшим существам – богам. К такой мудрости люди могут только стремиться, прилагая усилия, направляемые любовью к созерцательному, «теорийному» знанию. Вот потому-то и фило-софия, любовь, стремление к высшему типу познания, а не само оно, божественное и недостижимое.
Начатки наук, совместно с социально-политическими условиями, духовными предпосылками способствовали зарождению (генезису) философского мышления: 1) переход от бронзы к железу, что в корне изменило производственный цикл и сами орудия труда и оружие; 2) развитие товарно-денежных отношений, появление денег; 3) возникновение особой городской (полисной) культуры; 4) расширение международных связей, представлений о населенной территории мира (ойкумена); 5) развитие политической жизни, в том числе и в виде классовых конфликтов; 6) замена аристократических форм правления тираническими и демократическими; 7) активизация индивидуальной, личной инициативы; 8) неспособность традиционных форм религии и мифологии объяснить новые явления динамично усложняющейся жизни; 9) появление сословий, свободных от физического труда и имеющих свободное время, досуг, для занятия науками и искусствами.
По мнению известного отечественного философа, историка философии В.Ф. Асмуса, античная философия – это совокупность философских учений древнегреческого и затем древнеримского обществ рабовладельческого типа, развивавшихся на протяжении с конца VII в. до н.э. до VI в. н.э. Более дифференцированную периодизацию представил А.Н. Чанышев. Он ограничивает ее рамки VI в. до н.э. и VI в. н.э. и выделяет следующие этапы:
1) зарождение и формирование (VI в. до н.э.);
2) зрелость и расцвет (V-IV вв. до н.э.);
3) закат – эллинистическая философия Греции и латинская философия Рима республиканского (III-I вв. до н.э.);
4) упадок и гибель в эпоху Римской империи (I-V вв. н.э.).
Датой заката античной философии считается 529 год, когда декретом императора Юстиниана была закрыта знаменитая, основанная Платоном, Академия.
Античность неслучайно называют «колыбелью западноевропейской цивилизации». Действительно, если говорить о философии, многие современные направления зарождались в античности. Например, самые крупные – материализм и идеализм – известны как «линия Демокрита» и «линия Платона».
Безусловно, философия далеко не в один момент и не во всем освободилась от мифологии и религии. Элементы мифологического мировоззрения присутствуют в учениях первых философов-фисиологов. Таков принцип всеобщей одушевленности – гилозоизм (у Фалеса «все полно богов»). У Аристотеля сохраняется учение о первоэлементах и эфире.
В настоящее время принято выделять следующие периоды в развитии античной философии:
I – философия досократиков (космоцентризм, поиски первоначала), формирование греческой мысли (VII-V вв. до н.э.).
II – период высокой классики (Сократ; Платон, Аристотель), расцвет античной философии (V-IV вв. до н.э.).
III – эллинистическая (греко-римская) философия периода от завоеваний Александра Македонского до падения Римской империи, закат античной философии (IV в до н.э. – VI в. н.э.).
Главными чертами античной философии являются: космоцентризм (космос – центр бытия и познания), понимание мира и человека как единого, гармонично связанного целого, поиск первоосновы бытия (архэ), стремление к универсализму и совершенству. Начиная с Сократа, можно говорить об антропоцентризме (человек становится центром философии). Знаменитое изречение Сократа «Познай себя» – символ нового этапа философской мысли.
Вопрос № 32
Дата: 2018-09-13, просмотров: 487.