Философские школы Древней Индии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

     
 


Ортодоксальные                                          Неортодоксальные

(не отвергающие Веды)                  (отрицающие авторитет Вед)

 

основанные     основанные

на Ведах      на независимых принципах

 

миманса          санкхья                               джайнизм

веданта           йога                                     буддизм

                        ньяя                                   локаята (чарвака)

                        вайшешика

Не имея возможности представить все направления с достаточной полнотой, ограничимся характеристикой наиболее важных. Но прежде определим основные понятия, о которых шла речь выше.

Брахман (санскр. «священная сила») – начало и конец всего, вечная и невыразимая божественная основа (субстанция). Все в мире совершает вечный круговорот. Но пестрота мира и его многоликость – это только иллюзия, майя. Человек смотрит на мир, словно через призму. Добро и зло являются свойствами майи. На самом деле истина лежит в том, что неизменно, а неизменна душа мира – брахма.

Карма (санскр. karma – действие, деяние, обряд) – важнейшая концепция всех индийских религий и философских систем; «закон воздаяния», отражающий причинно-следственную связь между действием и воздаянием за него в ряду бесконечных перерождений души. Древние индийцы верили в бессмертие души и ее перевоплощение, т.е. реинкарнацию. Законом кармы обосновывается кастовая система – принадлежность к касте соблюдалась очень строго. Для каждой варны веданта, например, предписывала особый нравственный путь: аскетизм (отказ от мирских удовольствий) и стремление к совершенству – для высшей касты, и услужение – для низшей. В земной жизни переход в другую касту был невозможен.

Сансара (санскр. sams ā ra –прохождение, протекание) – основное понятие индийской философии, обозначающее повторные рождения, реинкарнации, т.е. воплощение бестелесного начала в новой телесной оболочке после распада предыдущей, в соответствии с нравственными качествами предшествующего существования. Является результатом действия закона воздаяния, сопровождается бесконечными страданиями. Например, если человек согрешил телесно, то он возродится в виде растения, утратив, тем самым, свободу движения. Если же грех заключается в ложных и суетных словах, человек может стать птицей или животным. Если грех касается ума, то новая жизнь будет воплощена в человеке низшей касты.

Поскольку все вокруг обладает живой душой, важное значение имеет принцип ахимсы (санскр. невреждение) – непричинения вреда жизни действием, словом и мыслью. В индийской философии он распространяется и на животных. Особенно ярко принцип ахимсы выражен в джайнизме. Потому мудрецы-джайны носили повязку на лице, чтобы случайно не вдохнуть насекомое, и подметали перед собой дорогу, чтобы не наступить на живое существо. В нравственном смысле ахимса выражается в каруне – сострадании и майтри – дружелюбии. В XX веке понятие сводится к собственно гуманизму – сатьяграхе (М. Ганди), принципу ненасилия.

Освобождение от перерождений – мокша (санскр. moĸşa – освобождение, избавление) рассматривалось как награда за благочестивую жизнь и исполнение долга. В индийской философии мокша – высшая цель человеческого существования, состоящая в избавлении от всех страданий (дукха) и закона кармы.

После освобождения от «колеса сансары» индивидуальная душа (атмансанскр. «бегающий») сливается с брахманом. Таково состояние нирваны (санскр. nirv āņ a – угасание, успокоение). Различалась нирвана, осуществимая при жизни «совершенного» человека после «просветления», и конечная, наступающая после распада «последнего» тела. Брахман как абсолютное духовное начало познается лишь на ступени высшей религиозной духовности. Поэтому высшая цель может быть достигнута только представителями касты жрецов-брахманов. Таким образом, нравственный компонент, безусловно, присутствует в учении о карме. Однако, с точки зрения европейского человека, кажется необъяснимой и недоказуемой необходимость нести наказания за действия в предыдущей жизни, о которых индивид не помнит. Следовательно, понятие мокши принципиально отличается от идеи спасения в христианстве.

Еще одним важным понятием является дхарма (санскр. «держаться вместе») – порядок существования как космоса, так и общества, что делает ее близкой понятию «закон». Дхарма – многозначное понятие, не существует точного перевода его на русский язык. С ним соотносятся «правда» и «благо». Дхарма была частью риты – основного морального закона, направляющего жизнь вселенной.

Поскольку для всех ортодоксальных философских школ рассмотренные выше понятия являются определяющими, мы не будем далее останавливаться на них специально. Выделим только популярную до сих пор и наиболее знакомую нам йогу, основателем которой был мудрец Патанджали (II в. до н.э., автор «Йога-сутр»). В Упанишадах содержатся элементы духовной практики, нашедшие отражение в восьми частях классической йоги: воздержание, самодисциплина, нахождение в позе, регулирование дыхания, прекращение деятельности чувств, сосредоточенность, размышление и прекращение деятельности сознания.

Популярность йоги обусловлена распространением в мире элементов духовно-физического воспитания, выработанных данной школой, техники своеобразных упражнений, направленных на регуляцию деятельности внутренних органов, коррекцию осанки и общее оздоровление организма. Эта, так называемая хатха-йога – всего лишь часть философско-этической концепции йоги.

В сравнении с другими школами, йога более демократична, поскольку каждый человек, а не только представитель высшей касты, может идти по пути спасения к освобождению души. С помощью методов физического и психического тренинга йогины, как считалось в древности, могли проходить сквозь каменные стены и закрытые двери, знать прошлое, настоящее и будущее. Всем известны и реальные удивительные способности йогов, которые могут ходить по раскаленным углям и битому стеклу, спать на гвоздях, на длительное время задерживать дыхание, да и вообще – жить значительно дольше, чем обычные люди. На самом же деле, смысл йоги вовсе не в этом, а в освобождении ума от ложных представлений о мире (майи), погружении в неизменное бытие, равное небытию, где и происходит освобождение. Таким образом, уже в земной жизни йога позволяла приблизиться к состоянию вечного блаженства, почувствовать его.

Восьмеричный путь спасения йоги в упрощенном виде выглядит следующим образом: 1) воздержание, 2) выработка хороших чувств, 3) привычка довольствоваться малым, переносить холод и зной, 4) соблюдение религиозных обетов, размышление о Боге и смирение, 5) дисциплина тела и дыхания, 6) контроль ума над чувствами, внимание как дисциплина ума, 7) размышление – умственное созерцание объекта, 8) сосредоточение, в котором душа йогина сливается с мировой душой.

Среди неортодоксальных школ в настоящее время наиболее распространен буддизм, являющийся самой древней мировой религией. Возникнув в Индии (VI-V вв. до н.э.), он распространяется в Китае, Японии, Юго-Западной Азии и других странах. В начале I в. образовались две ветви буддизма: Хинаяна («малая колесница»), проповедующая индивидуальный путь спасения, и Махаяна («большая колесница»), делающая акцент на служении людям.

Согласно традиции, основателем буддизма является Будда (Буддха, санскр. «просветленный») – Сиддхартха Гаутама. Истории о его жизни наполнены мифологическими вымыслами. Индийские сутры говорят о Будде как земном основателе буддийской религии. Сиддхартха, он же Шакья-Муни (отшельник из рода Шакьев) родился в семье богатого князя Шуддходаны, учителями его были брахманы. В 29 лет принц покинул дворец, увидел страдания мира, в лесу Урувела вел аскетический образ жизни и, постигнув вечный смысл мира, стал просветленным – Буддой. Будда создал учение о неистинности индивидуального человеческого существования и аскетическом идеале, он критически относился к кастовым предрассудкам.

Буддизм как религия, не знавшая личностного Бога и бессмертия души, не имеет, тем не менее, отношения к атеизму. Боги существуют, но они не творят мир, как и люди, они также подчинены закону кармы и не имеют никаких преимуществ перед сансарой. Парадоксальным выглядит отрицание существования души, которая, как и тело, и вообще, всё сущее, есть мгновенное взаимодействие элементов бытия – дхарм, их комбинации являются ощущениями, переживаниями, жизнью. Тело и душа непостоянны, они подчинены закону рождения и смерти. Все возвращается в небытие.

Восприятие мира иллюзорно. Отрицая существование Бога, сотворившего мир, а потому являющегося универсальным нравственным началом, Будда стоит в оппозиции брахманизму, но он в то же время, отвергает и учение адживиков (санскр. «а-джива» – не-душа), также отрицавших богов и душу. Будда критиковал их за моральный нигилизм, т.к. у них человек – марионетка в руках необходимости.

Центральное место в буддийской доктрине, в качестве ее этической составляющей, занимает учение о четырех благородных истинах (о страдании, об источниках страдания, о прекращении страдания, о пути, ведущем к прекращению страдания). Священный восьмеричный путь включал: праведную веру, праведное намерение, праведную речь, праведные поступки, праведный образ жизни, праведное усилие, праведную мысль, праведную самососредоточенность. «Восьмеричный путь» спасения соединяет в себе нравственность и знание.

Джайнизм – религиозно-философская школа (VI в. до н.э.), которая является еще более удаленной от традиционных догматов. Название ее происходит от санскритского слова «джина» – победитель. Пророк-учитель Махавира Джина, как утверждают джайны, победил карму и открыл путь к спасению.

Джайнизм отрицает роль традиционных богов, осуждает жертвоприношение не только людей, но и животных, дает права женщинам, например, возможность стать монахиней, тогда как брахманизм принижал женщину до уровня шудр. В плане космологии, джайнизм, отчасти следует учению об Атмане, «бегающему» от одного тела к другому. Индивидуальные души образуются при распадении единой души – дживы.

В джайнизме утверждаются три принципа правильной жизни, для того, чтобы освободить душу от привязанности к материальному миру, что стало следствием ее «падения»: правильная вера, правильное познание, правильное поведение. А пять великих обетов позволяют достичь правильного поведения:

1. Неповреждение жизни – ахимса. Этот принцип исходит из признания всеобщей одушевленности. Поскольку жизнь является великой ценностью, ее повреждение приносит вред душе. Необходимо обращаться осторожно со всеми формами жизни – от растений до человека, поскольку самая малая душа в следующих рождениях может стать великой.

2. Воздержание от лживости, поскольку ложь тоже приносит вред жизни.

3. Воздержание от воровства – характерный принцип всех моральных систем Древней Индии. Снова связан с ахимсой, поскольку нарушение материального благополучия, служащего для лучшей внешней организации жизни, тоже косвенно посягает на жизнь.

4. Воздержание от слабостей. Этот принцип требует отказа от брака, от всяких удовольствий плоти. Джайн должен также освободить свой разум от мыслей о сладостной жизни в раю, наградах и т.д.

5. Воздержание от всех привязанностей – принцип абсолютного аскетизма, полного отречения от всего, что связывает с этим миром.

Достигший освобождения, становится святым, его душа полна веры, великой силы и безграничного знания.

Наконец, необходимо назвать философскую школу, уже в корне отличающуюся не только от ортодоксальных, но и от неортодоксальных школ. Это материалистическое учение чарваки, или локаяты (санскр. «мнение обычных людей»). Локаятики характеризовали Веды как лживые, противоречивые и многословные. Весь мир образован из первоэлементов, поэтому нет богов, демонов и т.д. Чарваки отрицали карму, сансару, мокшу. Поэтому, обвиненная в безнравственности со стороны почти всех индийских философов, локаята была вытеснена брахманизмом. С гибелью тела исчезает и сознание, потому что тело и сознание – это комбинация материальных элементов, утверждали локаятики. Земная жизнь – единственная, и нужно стремиться прожить ее, пользуясь разумно наслаждениями и избегая страданий. Мир прекрасен, он представляет собой местопребывание радостей и удовольствий. Нужно жить, пока живется. У человека на земле есть три цели: добродетель, богатство и наслаждение. Но всё нужно проверять разумом, поэтому высшими удовольствиями являются духовные. Идеал жизни человека находится на земле, поэтому он достижим каждым человеком.

Завершая рассказ о древнеиндийской философии, еще раз отметим ее своеобразие, опору на традицию, принципиальные отличия от европейской философии (в отношении положения человека в космосе, проблемы жизни и смерти, соотношения души и тела), а также безусловное общемировое культурное значение.

 




Вопрос № 30

Дата: 2018-09-13, просмотров: 498.