Философия техники – область философских исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее воздействия на общество, культуру и человека. Философия техники возникла во второй половине XIX в. Техника выступает в виде машин и орудий, а сегодня также и в виде технических сооружений и даже технической среды (техносферы). К числу феноменов техники относятся также знания, используемые в технике. Осмысление сущности техники – это попытки ответить на вопросы о природе техники; об отношении техники к другим сферам человеческой деятельности – науке, искусству, инженерии, проектированию, практической деятельности; о возникновении техники и этапах ее развития; о том, действительно ли техника угрожает нашей цивилизации; о влиянии техники на человека и на природу, наконец, о перспективах развития и изменения техники.
Понятие «техника» столь же многозначно, как и понятие «культура». Существует огромное количество определений техники – способ подчинения природы, средство освобождения от ограничений природы, создание искусственной среды и др.
В широком смысле техника – это продукт человеческой цивилизации, техническое знание, часть общественного прогресса, социальной динамики, в узком – инструментальные средства, используемые человеком в своей деятельности по преобразованию природы, искусственные объекты, созданные человеком, имеющие свою внутреннюю природу и логику действий.
О технике в XX столетии начали мыслить и говорить неразрывно с наукой. Показателем такого единства стало понятие научно-технического прогресса. Естественное для нас единство науки и техники сложилось далеко не сразу. В античности занятия наукой были сугубо «теорийными», т.е. принципиально не имели никакого отношения к практике. Это могло быть уделом свободных людей, в обязанности которых не входил физический труд, связанный с добыванием хлеба насущного. Под «техне» же понималась та сфера деятельности, где невозможно и ненужно теоретическое знание, это низшая область космоса, расположенная между природой и сферой случая, чистого произвола. Поэтому термин techne переводится двояко: с одной стороны – это искусство, а с другой – мастерство, ремесло. И только в эпоху Нового времени начинает набирать силу сложный процесс «сайентификации» (онаучивания) техники. Этот процесс разделяется на три этапа:
1. Первая стадия берет начало от середины XVII в. и продолжается до середины XVIII в. Она примечательна тем, что техника выходит на теоретический уровень, а наука обзаводится техническим аппаратом. Требование универсальности привело к возникновению эталонов и единой системы измерения. Достижения науки еще не были непосредственным образом связаны с производством. Эксперимент и вся экспериментальная база существовали в большей степени для удовлетворения собственного научного любопытства ученого. Тем не менее, процесс усложнения техники протекал по нарастающей, а в конце XVII – нач. XVIII вв. стали открываться первые технические учебные заведения, хотя они и не имели того статуса, которым обладали университеты. Вплоть до середины XIX в. техническое образование ставилось рангом ниже университетского.
2. С середины XVIII до середины XIX вв. происходит прямая переориентация науки на технику. Большую роль в этом процессе сыграло развитие экономики и действие экономического интереса. Так, например, изобретение телеграфа было довольно быстро приспособлено для обслуживания потребностей коммерции.
Как известно, условием и катализатором технического прогресса зачастую являлись войны. Участие в сражениях огромных масс людей изменило и требования к вооружению: оно должно быть скорострельным, мощным, поражать цели на больших дистанциях, наконец, оно должно стать оружием массового поражения. К сожалению, данная тенденция к уничтожению как можно больше живой силы противника сохраняется и по сей день, а ядерное оружие как раз являет пример тотальной смерти в глобальных масштабах.
3. В середине XIX в. зарождается третья стадия, отличающаяся от предыдущих тем, что сама техника начинает обращаться к науке за разрешением своих, казалось бы сугубо технических проблем. Это связано с тем, что техника испытывает постоянную потребность в дополнительных источниках сырья. Кроме того, новые технические условия и технологии требуют увеличения точности измерительных процедур, а в данном аспекте наука и техника взаимозависимы друг от друга. И только научные методы (например, эксперимент, математическое моделирование и т.п.) способны произвести соответствующие расчеты и предварительную проверку.
Началом становления философии техники можно считать 1877 г., когда вышел в свет двухтомный труд немецкого философа Э. Каппа (1808-1896) «Основы философии техники». Здесь впервые употребляется словосочетание и понятие «философия техники». Капп полагает, что техника возникает на основе взаимодействия естественных и искусственных орудий труда человека. Техника, в сущности, развивается путем копирования функций человеческого тела, осуществляя проекцию (продолжение) этих функций во внешний мир. Данная теория получила название «органопроекции»: например, образно можно представить телеграф в виде нервной системы общества, а транспорт – в виде его кровеносной системы.
Следует назвать и русского инженера, основоположника отечественного патентоведения П. К. Энгельмейера (1855-1940). В одной из своих работ, посвященных задаче осмысления техники, мыслитель дает ее широкое понимание – это все человеческие знания и умения, направленные на практические результаты. Техника имеет своей целью не только увеличение производительности труда, но и продление жизни человека. «Представьте, – писал Энгельмейер, – что какое-нибудь изобретение дает вам возможность сделать какую-нибудь вашу работу вдвое скорее. Разве тем самым оно не дарит вам полжизни?» Энгельмейер считал, что необходимо создать «идеальную технику», которая полностью заменит труд человека.
К 20-м годам XX в. в философии техники выделяются два направления: инженерное и гуманитарное. К первому направлению принадлежал Ф. Дессауэр (1881-1963). Если касаться единичных объектов техники, то условно можно вести речь о техническом «прогрессе», но в целом, по мнению Дессауэра, техническое как таковое вневременно, его законы вечны. Проблема, поставленная Кантом, – преодоление разрыва между феноменом и ноуменом – разрешается именно в технической деятельности. Философ говорит о существовании «технического» мира идей, с которым сопряжен и к которому обращается человек. Техническую деятельность человечества рассматривается как соучастие в божественном творении, а техника – как высший тип человеческого творчества.
Если «инженерное» направление философии техники смотрит на технику в целом и ее будущее, в основном оптимистически, то другая линия, представленная «гуманистами», содержит в себе как оптимистический, так и пессимистический элемент. Особое место в этом ряду принадлежит философским взглядам М Хайдеггера (1889-1976), одного из крупнейших мыслителей XX века. Суть техники Хайдеггер определял как «постав» (Gestell). Хайдеггер пытается закрепить общезначимое слово, которое, в обычном его значении, переводится как «стойка», «каркас», «подставка» или что-то в этом роде. Однако он придает этому термину более глубокий философский смысл. Этот каркас, или Gestell, не является частью техники; он является той установкой, которая лежит в основе современной техники, пребывает внутри технической деятельности. Проще говоря, этот термин означает техническое отношение к миру. Находясь внутри сферы постава, человек и сам превращается только в «поставщика». Техника способна дегуманизировать личность и общество, поскольку не столько человек владеет техникой, сколько он сам «выдан» ей. Техника может поработить человека и привести его на ложные пути самораскрытия и самопостижения.
Одним из ярких представителей социологического направления в философии техники XX в. является Л. Мэмфорд (1895-1990), американский социолог, философ. Чрезмерная технизация общества ведет к порабощению человека техникой, по Мэмфорду. Он различал политехнику как совокупность технических действий, не приводящих к нарушению экологического равновесия окружающей среды, и монотехнику – такие технические акты, которые агрессивны по отношению к природе и человеку, они приводят к модификации среды, негативным, в основном, последствиям. Это вызывает к жизни появление сложных социальных систем и первая в мире «машина» представляет собой бюрократическую систему управления. В сущности, ее задача – утилизация и расход энергии человеческих масс, поэтому она вырастает в Мегамашину. Мегамашина характеризуется превращением людей в живые механизмы с четко определенными и жестко зафиксированными функциями.
Французский философ и социолог, оказавший заметное влияние на развитие современной философии техники, Ж. Эллюль (1912-1994). По своему назначению техника должна была помогать человеку существовать в окружающей среде, это средство для подчинения природы человеку. Но научно-технический прогресс скачкообразен, он чреват «революциями». Постепенно техника сама становится средой, а природа для нее нечто вторичное, малозначащее и подчиненное. Техника вырастает в абсолют – Технику, она фетишизируется и демонизируется. Машина порабощает человека, технизируется вся культура и даже художник (!) уподобляется роботу. Человек становится рабом техники во всех сферах культуры, в том числе и в политике, и в быту. Главное заключается, подчеркивает французский мыслитель, не в захвате власти, а переориентации всей техники и всей культуры на абсолютную ценность человеческой личности и ее жизни.
В XX веке оформляются техницизм (придающий технике центральное, определяющее значение) и антитехницизм (на первое место здесь выходит пессимистическая оценка роли техники в развитии общества). Радикальное выражение антитехницизма получило название технофобии (страха перед техникой). В настоящее время на первый план выдвигается проблема гуманизации и гуманитаризации техники и технологического знания.
Взаимодействие техники и культуры носит достаточно противоречивый характер. Без техники культура (как искусственная среда) невозможна. Именно техника создавала новую действительность, созидала то, чего природа достичь не могла, но при этом техника все более отрывала человека от природы, естественного фона жизни. Обеспечивая богатство, экономическую мощь, техника активно помогала человеку утверждать свое господство над природой, вселяла ощущение независимости людей от природных и иных обстоятельств, укрепляла веру в безграничные возможности преобразовательной человеческой деятельности.
В результате ускоренного процесса технизации (постоянного увеличения и совершенствования мира инструментальных средств) человеческая цивилизация (прежде всего европейская) стала приобретать техногенный характер. Сложность техники и ее объем стали превосходить контролирующие возможности человека.
Во взаимоотношениях человека как творца культуры и техники появились новые аспекты. Все более стирались границы между человеком и машиной, изменялся образ жизни человека в техномире, а проблема создания искусственного интеллекта обозначила предел собственно человеческому существованию.
Культ науки и техники привел к духовной односторонности человеческого существования, это понизило возможности общекультурного развития, гармоничного взаимодействия техники и культуры.
Для развития человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные. Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сферах. Использование современных информационных технологий обеспечивает почти мгновенное подключение к любым электронным информационным массивам (таким как базы данных, электронные справочники и энциклопедии, различные оперативные сводки, аналитические обзоры, законодательные и нормативные акты и т.д.), поступающим из международных, региональных и национальных информационных систем и использование их в интересах успешного ведения бизнеса. В результате объединения разнообразных информационных сетей стало возможным создание глобальной информационной системы Internet , позволяющей вести информационное обслуживание по принципу «всегда и везде: 365/366 дней по 24 часа в сутки в любой точке земного шара». Благодаря стремительному развитию новейших информационных технологий, в настоящее время появился открытый доступ к мировому потоку политической, культурной, финансовой, научно-технической информации.
Современный период развития общества определяется прогрессом техногенной цивилизации. Этот тип сформировался в европейском регионе, но реализуется в различных вариантах как на Западе, так и на Востоке, сталкиваясь с традиционными обществами. Новому этапу развертывания научно-технической революции должен соответствовать и новый этап социального состояния общества. В грядущем обществе будут доминировать задачи приобретения нового знания, овладения им в процессе непрерывного образования, а также его технологического и человеческого применения.
В основе современного кризиса цивилизации лежит противоречие между возрастающими потребностями общества и возможностями природной среды их удовлетворять. Это противоречие является трудноразрешимым. Не разрешив данного противоречия, невозможно осуществить переход мировой цивилизации к устойчивому развитию. Именно сегодня проблемы и перспективы современной цивилизации приобретают особый смысл, вследствие противоречий и проблем глобального порядка, приобретающих все более острый характер.
Вопрос № 25
Дата: 2018-09-13, просмотров: 690.