История человечества – это история множества народов и государств, стран и регионов, культур и цивилизаций, история эпох и их смен, история революций и войн и т.д. Исторический процесс — это процесс изменения, развития общества в историческом времени в ходе событий общественной жизни. Развитие каждого народа подвержено влиянию двух типов факторов: объективных и субъективных.
В истории известны следующие основные типы развития:
1) быстрые качественные изменения прогрессивного направления (революционный тип);
2) медленные изменения (эволюционный тип, как стихийный, так и путем реформ);
3) топтание на месте (стагнация);
4) попятное движение к прошлому (регресс).
Г. Гегель полагал, что источником исторического развития выступает Абсолютный Дух – единственная и исходная, вечная и свободная реальность. Движение человеческой истории выступает как прогресс в сознании свободы, это возвращение Духа к самому себе. Единство истории придавал «мировой дух», который воплощался в духе различных народов. К. Маркс определил общественную формацию как форму и тип общества, которое находится на определённой ступени исторического развития и имеет своеобразные отличительные характеристики. Он трактует историю как процесс движения по ступеням всемирно-исторического прогресса.
О. Шпенглер и А. Тойнби не признавали существования единой истории человечества, разрывали ее на множество самостоятельных потоков, а в качестве исходных пунктов истории принимали духовные ценности или религиозные системы. Человечество подразделяется на несколько совершенно автономных образований, каждое из которых имеет свою собственную, абсолютно самостоятельную историю. Каждое из этих исторических образований возникает, развивается и рано или поздно с неизбежностью гибнет. На смену погибшим образованиям приходят новые, которые совершают точно такой же цикл развития. В силу того, что каждое такое историческое образование все начинает с самого начала, ничего принципиально нового внести в историю оно не может. Отсюда следует, что все такого рода образования совершенно равноценны, эквивалентны.
История человечества, таким образом, полностью раздроблена не только в пространстве, но и во времени. Человеческого общества как целостного образования не существует. Существует лишь человечество как простая сумма множества полностью самостоятельных общественных единиц. Соответственно всемирная история – простая совокупность историй этих единиц. Процессы их развития не образуют одного всемирного процесса. Нет мировой истории как единого процесса развития.
В последнее время выделяемые сторонниками такого понимания истории совершенно самостоятельные исторические единицы чаще всего называются цивилизациями. Поэтому такого рода подход к истории обычно именуется цивилизационным В настоящее время многообразие социально-исторического мира выражает концепция цивилизационных разломов современности. В современную эпоху прогнозируется, что основные межцивилизационные конфликты будут происходить между мусульманским Югом и немусульманским Севером. Христианство и ислам не способны к усвоению духовных ценностей друг друга в той мере, как это было с языческими цивилизациями, опиравшимися на политеизм и допускавшими влияние чужих богов.
Концепция культурной самобытности и неповторимости истории разных народов в начале XXI века выливается в идею их цивилизационного противостояния. Человечество как бы «разводится» по своим религиозно-культурным «квартирам». Опыт истории свидетельствует, однако, что культура не только разъединяет, но и объединяет людей разных ориентации. Мировые религии возникли из сплава элементов предшествующих религий. С другой стороны, формами духовного объединения разных этносов, приверженцев разных религий стали философия, искусство, движение за просвещение, борьба за социальное освобождение, за подлинную демократию, за национальное самоопределение, за гуманизм.
Философия истории – это раздел философии, занимающийся объяснением смысла, закономерностей, основных направлений исторического процесса, а также обосновывающий методы его познания.
Концепции философии истории
Подход | Теории |
Целостный | Г. Гегель (история – единый закономерный процесс, идеалистический подход); К. Маркс (история развивается на основе объективных законов, материалистический подход); К. Ясперс (концепция «осевого времени»). |
Локальный | Н.Я. Данилевский (теория культурно-исторических типов); О. Шпенглер (культурно-историческая монадология); П. Сорокин (концепция культурных суперсистем); А. Тойнби (теория замкнутых цивилизаций) |
Технократический | Сциентизм и антисциентизм, технофилия и технофобия (эра роботов или эра человека), современные футурологические концепции. |
Эсхатологический | Религиозная философия; Ф. Фукуяма (теория конца истории в связи с концом эры революций) |
Прогностическая функция философии истории состоит в том, что познание закономерностей исторического процесса помогает предвидеть тенденции развития общества, его отдельных подсистем, ближайших и более отдалённых последствий событий истории, деятельности людей. На основе такого предвидения возможно прогнозировать развитие тех или иных социальных явлений и общества в целом. Данные задачи решает футурология (от лат. futurum – будущее время и греч. logos – учение). Футурология — это собирательный термин для обозначения разнообразных исследований и концепций о будущем человечества; в узком значении — область знаний, охватывающая перспективы социальных процессов и явлений (в этом смысле футурология синонимична прогнозированию и прогностике). Термин «футурология» был введён в научный оборот в 1943 г. немецким социологом О. Флехтхеймом для обозначения социальной дисциплины «философия будущего», основным предметом которой должно было стать будущее человечества и человеческого общества. В этом значении термин, однако, не получил распространения.
В 1960-х гг. преобладающим в западной футурологии было технократическое направление, рассматривающее научно-технический прогресс как главное средство разрешения социальных проблем. Данным направлением была выдвинута концепция «постиндустриального общества», трактовавшая перспективы развития человечества со сциентистских позиций (Д. Белл, Г. Кан, З. Бжезинский и др.). В рамках леворадикального течения (А. Ускоу) научно-технический прогресс трактовался как катализатор неизбежного краха западного общества.
В конце 1960 – начале 1970-х гг. на первый план в футурологии выходит изучение глобальных проблем. Ведущей организацией стал Римский клуб (А. Печчеи, Д. Медоуз, Э. Пестель, М. Месарович, Дж. Форрестер), инициировавший глобальное моделирование перспектив развития человечества и «пределов роста» технологической цивилизации. В рамках футурологии конца XX в. можно выделить направления «экологического пессимизма» (Дж. Форрестер, Д. Медоуз), прогнозирующего негативные последствия перспектив развития человечества, и «научно-технического оптимизма» (Э. Тоффлер, М. Месарович, Э. Пестель), обосновывающего возможность реализации позитивных перспектив.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 470.