Наука – важнейшая часть общечеловеческой культуры. Объектами изучения науки являются природа, человек, общество и социокультурная среда.
Наука понимается как: форма общественного сознания; специфическая форма деятельности, связанная с формированием объективного, системного, доказанного знания; социальный институт (функция которого – нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-теоретического знания).
Критериями научности знания являются:
1) объективность – независимость от внешних факторов;
2) системность – использование непротиворечивой совокупности принципов, теорий, гипотез и т.д.;
3) рациональная доказательность – опора на логические и экспериментальные основания;
4) возможность проверяемости и воспроизводимости научного знания (получение сходных результатов при сходных условиях эксперимента)
Исторически сложились подходы к определению критериев научности:
1) марксистский принцип (практика – критерий истины);
2) принцип верификации (от лат. verus – истинный, facio – делаю) – подтверждаемости научного знания – знание научно, если оно проверяется опытом;
3) принцип фальсификации (К. Поппер): теория научна, если она опровергаема, иначе, мы имеем дело с мифом, религией, астрологией, которые объясняют всё и неопровержимы в принципе;
4) принцип рационализма – достоверное знание может быть получено лишь на основе логических непротиворечивых построений.
В качестве основных направлений научной деятельности выделяют следующие:
1) выявление не внешних, а сущностных характеристик реальности;
2) формирование непротиворечивой системы знаний;
3) построение научной картины мира (в центр научной картины мира ставится объективное знание о реальности);
4) разработка методов познавательной деятельности;
5) профессиональная деятельность (ученые, инженеры и т.д.);
6) формирование системы организаций и учреждений, занимающихся получением, хранением и внедрением полученных знаний (научные институты, информационные центры, биюлиотеки).
Наука выполняет следующие функции:
1) исследовательская – анализ закономерностей в мире;
2) обучающая – передача научных знаний и формирование научных традиций;
3) коммуникационная – обмен информацией между членами научного сообщества;
4) социокультурная – наука является одним из основных элементов культуры;
5) мировоззренческая – состоит в формировании научного мировоззрения и построении научной картины мира.
Научное знание представляет собой сложную систему. Так называемое «горизонтальное измерение» науки подразумевает классификацию:
1) естествознание (естественные науки) – система научных знаний о природе;
2) технознание (технические науки), изучающие вторую реальность, созданную человеком – технику;
3) человекознание (социальные и гуманитарные науки).
Для естественных наук, по сравнению гуманитарными, характерна бόльшая степень объективности, основанная на эксперименте. Естественные науки оформились раньше, чем гуманитарные. В XX в. разделение между естественным и гуманитарным знанием носит все более условный характер, это связано с появлением ценностного аспекта в науке, возрастанием роли личностного фактора в ней.
Различают также («вертикальное измерение» науки):
– прикладные науки – система знаний, имеющая выраженную практическую ориентацию. Они решают конкретные технические и технологические проблемы, имеют ценностное, этическое содержание;
– фундаментальные науки – система знаний о наиболее глубоких свойствах объективной реальности; они формируют научную картину мира, выявляют основные законы и закономерности, ценностно нейтральны, т.е. не предполагают существования ценностей, кроме одной познавательной ценности – истины.
Классификация наук
Научное знание
(горизонтальное измерение науки)
естествознание (естественные науки) – система научных знаний о природе | технознание (технические науки), изучающие вторую реальность, созданную человеком – технику | человекознание (социальные и гуманитарные науки) |
Научное знание
(вертикальное измерение науки)
Прикладные науки – система знаний, имеющая выраженную практическую ориентацию. Они решают конкретные технические и технологические проблемы. Имеют ценностное и этическое содержание.
Фундаментальные науки – система знаний о наиболее глубоких свойствах объективной реальности. В их задачу входит формирование научной картины мира, выявление основных законов и закономерностей. Фундаментальные науки ценностно нейтральны, т.е. не предполагают существования ценностей, кроме одной познавательной ценности – истины.
Уровни научного знания
|
Отражение внешних признаков и связей
Получение научных фактов, их описание и систематизация
|
Объяснение фактов. Отражение существенных связей, открытие законов. Систематизация знаний. Формирование научных теорий
Дата: 2018-09-13, просмотров: 537.