Роль науки в решении глобальных проблем
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наука – важнейшая часть общечеловеческой культуры. Объектами изучения науки являются природа, человек, общество и социокультурная среда. 

Наука понимается как: форма общественного сознания; специфическая форма деятельности, связанная с формированием объективного, системного, доказанного знания; социальный институт (функция которого – нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-теоретического знания).

Критериями  научности знания являются:

1) объективность – независимость от внешних факторов;

2) системность – использование непротиворечивой совокупности принципов, теорий, гипотез и т.д.;

3) рациональная доказательность – опора на логические и экспериментальные основания;

4) возможность проверяемости и воспроизводимости научного знания (получение сходных результатов при сходных условиях эксперимента)

Исторически сложились подходы к определению критериев научности:

1) марксистский принцип (практика – критерий истины);

2) принцип верификации (от лат. verus – истинный, facio – делаю) – подтверждаемости научного знания – знание научно, если оно проверяется опытом;

3) принцип фальсификации (К. Поппер): теория научна, если она опровергаема, иначе, мы имеем дело с мифом, религией, астрологией, которые объясняют всё и неопровержимы в принципе;

4) принцип рационализма – достоверное знание может быть получено лишь на основе логических непротиворечивых построений.

В качестве основных направлений научной деятельности выделяют следующие:

1) выявление не внешних, а сущностных характеристик реальности;

2) формирование непротиворечивой системы знаний;

3) построение научной картины мира (в центр научной картины мира ставится объективное знание о реальности);

4) разработка методов познавательной деятельности;

5) профессиональная деятельность (ученые, инженеры и т.д.);

6) формирование системы организаций и учреждений, занимающихся получением, хранением и внедрением полученных знаний (научные институты, информационные центры, биюлиотеки).

Наука выполняет следующие функции:

1) исследовательская – анализ закономерностей в мире;

2) обучающая – передача научных знаний и формирование научных традиций;

3) коммуникационная – обмен информацией между членами научного сообщества;

4) социокультурная – наука является одним из основных элементов культуры;

5) мировоззренческая – состоит в формировании научного мировоззрения и построении научной картины мира.

Научное знание представляет собой сложную систему. Так называемое «горизонтальное измерение» науки подразумевает классификацию:

1) естествознание (естественные науки) – система научных знаний о природе;

2) технознание (технические науки), изучающие вторую реальность, созданную человеком – технику;

3) человекознание (социальные и гуманитарные науки).

Для естественных наук, по сравнению гуманитарными, характерна бόльшая степень объективности, основанная на эксперименте. Естественные науки оформились раньше, чем гуманитарные. В XX в. разделение между естественным и гуманитарным знанием носит все более условный характер, это связано с появлением ценностного аспекта в науке, возрастанием роли личностного фактора в ней.

Различают также («вертикальное измерение» науки):

– прикладные науки – система знаний, имеющая выраженную практическую ориентацию. Они решают конкретные технические и технологические проблемы, имеют ценностное, этическое содержание;

– фундаментальные науки – система знаний о наиболее глубоких свойствах объективной реальности; они формируют научную картину мира, выявляют основные законы и закономерности, ценностно нейтральны, т.е. не предполагают существования ценностей, кроме одной познавательной ценности – истины.

Классификация наук

 

Научное знание

(горизонтальное измерение науки)

         
   

 


естествознание (естественные науки) – система научных знаний о природе технознание (технические науки), изучающие вторую реальность, созданную человеком – технику человекознание (социальные и гуманитарные науки)

 


Научное знание

(вертикальное измерение науки)

Прикладные науки – система знаний, имеющая выраженную практическую ориентацию. Они решают конкретные технические и технологические проблемы. Имеют ценностное и этическое содержание.


Фундаментальные науки – система знаний о наиболее глубоких свойствах объективной реальности. В их задачу входит формирование научной картины мира, выявление основных законов и закономерностей. Фундаментальные науки ценностно нейтральны, т.е. не предполагают существования ценностей, кроме одной познавательной ценности – истины.


Уровни научного знания

Эмпирический уровень


Отражение внешних признаков и связей

Получение научных фактов, их описание и систематизация

Теоретический уровень


Объяснение фактов. Отражение существенных связей, открытие законов. Систематизация знаний. Формирование научных теорий





Дата: 2018-09-13, просмотров: 456.