Соотношение эмпирического и теоретического уровней
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Признаки Эмпирический уровень греч. empeiria – опыт Теоретический уровень греч. theoria – созерцание
Основа Описание Объяснение
Полученный научный результат Факт (лат. factum – сделанное) – реальное событие, результат деятельности Теория – совокупность научных представлений, отражающих объективные закономерности развития
Основа познания Преобладает чувственный элемент. Опирается на рассудок Преобладает рациональный элемент. Опирается на разум
Язык Язык наблюдения Язык теории
Объект изучения Чувственно воспринимаемые предметы и эмпирические абстрактные объекты Идеальные объекты (геометрическая точка, абсолютно черное тело, идеальный газ) – принципиально не наблюдаемы; результат идеализации или вводятся искусственно (в математике)
Методы Экспериментальный метод: – научное наблюдение, – сравнение, – измерение, – эксперимент, – использование приборов, – анализ, – синтез, – описание 1. идеализация – мысленное удаление определенных условий и свойств объекта, создание идеальной ситуации и идеального объекта; 2. формализация – выражение знания через определенную форму; 3. математическое моделирование – создание абстрактных систем математических объектов, применимых к реальности.

Философия науки представляет собой философскую дисциплину, целью которой является выяснение роли и значения науки для общества и индивида Предметом философии науки является научное знание, рассматриваемое в динамике, развитии, поэтому результатом такого философского осмысления становится выявление закономерностей развития и общих тенденций научного сознания. Философия науки является разделом практической философии. Существуют более специальные разделы философии науки, например философия математики, философия физики, философия химии, философия биологии, философия медицины.

Принято считать, что философия науки формировалась во второй половине XIX в. Это связано с деятельностью позитивистов. Основатель позитивизма – О. Конт – во главу угла своей системы «позитивной (положительной) философии» ставил факт. Все, что выходит за пределы фактов – это, строго говоря, не наука. На заключительной стадии развития общества именно наука, разум становятся организующей силой прогресса и порядка.

Логический позитивизм или неопозитивизм (20-е гг. ХХ вв.) представлен Л. Витгенштейном, Б. Расселом и др. С этим этапом связывается начало оформления философии науки в отдельное направление. В 40-е годы ХХ в. происходит переосмысление программ анализа науки и ее языка (К. Поппер). Новое направление получило название постпозитивизма, расцвет которого относится к 60-70 годам XX в.. Оно представлено именами, давшими оригинальные концепции философии науки: Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др.

Проблематика философии науки группировалась вокруг следующих вопросов:

1) первая треть ХХ в.: построение целостной научной картины мира; изучение динамических и статистических закономерностей; выявление параметров соотношения анализа и синтеза, открытия и его обоснования, теории и факта;

2) вторая треть ХХ в.: на первый план выходит проблема опытного обоснования науки; процедуры подтверждения и опровержения научного знания;

3) последняя треть ХХ в.: выдвигаются новые критерии научности; актуализируются проблемы гуманизации и гуманитаризации научного знания, роста и развития науки.

4) современная стадия: дана развернутая картина роста научного знания; раскрывается философский план любой научной проблемы; происходит осмысление места и роли науки в современной цивилизации; высокой степени актуализации достигла проблема соотношения науки и морали (этика ответственности ученого), политики, религии; остро стоит задача выполнения философией науки общекультурной функции – дать каждому члену научного сообщества четкое представление о смысле научного знания; философия науки начинает рассматривать себя как звено между двумя формами знания – естественнонаучным и гуманитарным.

Несмотря на экспериментальные и теоретические провалы, наука с первых шагов своего существования мыслила себя как нечто высшее и универсальное по отношению к другим типам знания и даже самой действительности. Такая позиция называется сциентизмом. ппод сциентизмом (от лат. stientia – знание, наука) понимают абсолютизацию роли науки во всех областях жизни социума и индивида. Противоположная точка зрения – антисциентизм – настороженно и скептически относится к достижениям науки, вплоть до полного отрицания науки.

Распространено мнение, что развитие науки приводит к явно нежелательным последствиям, связанным с несовершенством науки и техники. Более убедительна другая позиция, что негативные последствия глобального масштаба – это результат безответственного использования научных достижений. В связи с этим в философии науки ставится проблема ответственности ученого, как теоретика, так и практика. Для решения этой проблемы необходимо привить обществу осознание того факта, что риск, связанный с развитием науки и техники, неотделим от достижений. Блага, которые несет с собой развитие науки и техники, являются относительными. В науке заложена идея прогресса, она связана с расширением возможностей человеческой преобразовательной деятельности, направленной на покорение природы и преобразование общества. Однако инновационное развитие науки не стихийный процесс. Этим процессом можно управлять, и общество обязано регулировать процесс развития науки. Именно за обществом остается выбор, финансировать ли новые научные достижения и связанные с ними уровень благосостояния и новый уровень риска или отказаться от каких-то направлений поиска.

Важно понять, что решение глобальных проблем состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического (общечеловеческого) измерения. Поскольку именно научно-технический прогресс является главной причиной возникновения глобальных проблем, то, следовательно, решение этих проблем возможно только на пути совершенствования науки и техники. Современная цивилизация немыслима без науки и техники. Глобальные проблемы, ставшие визитной карточкой бытия современного человека, порождены прогрессом, но только прогрессивное человечество, грамотно используя великие достижения цивилизации – науку и технику – способно сказать «да» своему будущему и настоящему наших потомков.

 



Вопрос № 24

Дата: 2018-09-13, просмотров: 422.