Религия в современном мире
Религия (от латинского religare — воссоединять, связывать; religio – святыня, набожность, предмет культа) – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации; одна из форм общественного сознания, совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (Бога, божеств, духов), которые являются предметом поклонения.
Философия религии в широком смысле слова – это совокупность философских установок по отношению к религии, осмысление ее природы и функций, а также философские обоснования существования Бога, рассуждения о его природе и отношении к миру и человеку; в узком смысле – автономное философское рассуждение о божестве и религии (Платона, Фомы Аквинского, Спинозы, Канта, Гегеля и т. д.), особый тип философствования. Целью философии религии является «раскрытие сущности религии». Задачей философского религиоведения является осмысление феномена религии, религиозного отношения человека к действительности, в первую очередь, к божественной реальности, проблемы религиозного познания и религиозного языка (субъективная сторона религиозной жизни).
Главной задачей философской теологии (теология – учение о боге) становится построение философско-религиозных концепций бытия верующего и решение вытекающих из этого контекста проблем свободы воли, необходимости и случайности, сущности и существования, атрибутов Бога и т. д. (онтологическая, объективная, сторона). В средние века многие теологические построения приняли философскую форму («философия – служанка богословия»). Переплетение философии и богословия наблюдается у многих современных исследователей.
Науке известно около пяти тысяч религий. Многообразие религиозных форм делают чрезвычайно трудной проблему поиска характерных черт, которые позволили бы относить некоторые явления к религиозным. Насчитывают более 250 определений религии. Выделяют следующие группы определений религии: теологические; философские; психологические.
Теологические определения – это определения, принятые в богословии. Они рассматривают религию «изнутри», исходят из той модели, которую задает соответствующая религия и конфессия (форма вероисповедания в рамках определенной религии). Несмотря на различие религиозных конфессий, в этом вопросе общим для всех является то, что они рассматривают религию как связь человека с Богом.
Определения этого типа исходят из того, что религия – это действительно существующая связь человека с Богом, она возникает из Откровения Бога, она дана человеку Богом. Их авторы считают, что человек нуждается в понятии Абсолюта, присутствие которого он постоянно ощущает; это ощущение помогает человеку упорядочить свою собственную жизнь. Русский религиозный философ П. Флоренский писал, что религия – это система действий и переживаний, обеспечивающих душе спасение. Религия и общество тесно связаны. Религия испытывает разнообразные влияния со стороны государственных, семейных, экономических и других отношений. Таким образом, религия представляет собой одновременно и субъективное отношение к Богу, и историческую реальность. Эту точку зрения развивали многие богословы, в частности немецкие теологи Э. Трельч и Р. Отто.
Философские определения позволяют взглянуть на религию как на особое образование, выполняющее в обществе важные функции. Они стремятся отыскать признаки религии извне, сознательно дистанцируют себя от какой бы то ни было религии и часто занимают по отношению к ней критическую позицию.
Наиболее оригинальный взгляд на соотношение религии и общества в истории философии высказал И. Кант. Он считал, что человек как свободное существо должен следовать категорическому императиву, т.е. нравственному закону. Этот закон требует полноты нравственной добродетели, которая недостижима в «мире вещей для нас», следовательно, достижение этой высшей добродетели возможно только в перспективе и Бог является гарантией этого бессмертия и моральной основой бытия. Он вводит бога в качестве «постулата практического разума», т.е. средства воспитания к добру. Религия, существующая, по Канту, в пределах только разума, оказывается ничем иным, как нравственностью.
Немецкий философ-материалист Л. Фейербах считал, что религия появилась в результате отчуждения от человека самых лучших его характеристик, возведение их в абсолют и поклонение им. Он считал, что на место такой религии должно придти поклонение одного человека другому, или любовь человека к человеку.
Марксистская философия определяет религию как веру в сверхъестественное. Религия – это фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в действительной жизни. Марксизм видит причины изменения религии в развитии общества. В первобытном обществе люди зависели от стихийных сил природы, поэтому обожествляли их. С появлением классов и развитием общественных отношений люди познают законы природы, она перестает быть загадкой и предметом поклонения.
Немецкий философ и социолог, один из основателей социологии религии М. Вебер считал, что религия вырастает из переживания иррациональности мира и человеческой жизни. Религия является способом придания смысла социальному действию; религия вносит рациональность в объяснение мира и в повседневное поведение.
Психологические определения видят основу религии в особенностях человеческой психики.
Представитель прагматизма, американский философ и психолог У. Джеймс считал, что истинность религии определяется ее полезностью. Основная функция любой религии – переход от душевного страдания к постепенному освобождению от него. Религия обладает чудесной силой, считал Джеймс: самое невыносимое страдание человеческой души превращать в самое глубокое и самое прочное счастье.
Австрийский психиатр 3. Фрейд называл религию великой иллюзией. Общество накладывает запреты на проявление человеческих инстинктов, в результате чего происходит вытеснение инстинктивных влечений, а это порождает неврозы. Религия является средством защиты от невроза, поскольку предлагает замещение желаемого и, соответственно, иллюзию исполнения желаний. Фрейд считал, что под воздействием рационального начала, по мере осознания человеком своих бессознательных влечений религия как иллюзия будет уничтожена.
Швейцарский психолог К.Г. Юнг считал, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное бессознательное, которое выражается в архетипах и воплощается в образах мифологии и религии. Коллективное бессознательное одинаково для всех людей на земле, так как обусловлено телесной организацией человека, оно является причиной появления религии. Различия, имеющиеся в религиозных представлениях разных народов, объясняются особенностями исторически сложившихся обычаев, традиций, ритуалов этих народов. Религия, как считал Юнг, выполняет важную функцию защиты сознания от разрушающих факторов – тайных бессознательных сил человеческой души.
Элементы и структура религии
Любая религия обычно состоит из следующих основных элементов: религиозное сознание (вера, идеология и религиозная психология); религиозный культ (отношения и система обрядов); религиозные организации.
Религиозная идеология, в частности, включает: догматику; богословие; учение о культах (экзегетику); церковную археологию; учение об отцах церкви (патрологию); историю святых книг церкви; правила проведения служений (гомилетика).
Религиозная психология подразумевает эмоциональные отношения верующих к Богу и его атрибутам, религиозным организациям, друг к другу, государству, обществу, природе. Преобладающими среди них являются чувства полнейшей зависимости от Божьей воли, обязанности, вины и страха перед Богом.
Религиозный культ представляет собой совокупность предписаний, указывающих, что, как и когда надо делать, чтобы быть угодным Богу. В культе реализуется связь людей со сверхъестественными силами, проявляется стремление воздействовать на них.
Религиозная организация подразумевает деление верующих на рядовых и их руководителей (патриарх, папа, имам и т.п.), т. е. на паству и пастырей или мирян и клир
Религиозные организации выступают в виде различных объединений пастырей и паствы: монашеские ордена, религиозные братства, общества верующих и др.
Религия и политика
Религия оказывает опосредованное влияние на политику на всем протяжении истории общества. Однако религия влияет на политические отношения и непосредственно. В эпоху Средневековья в Европе политика и религия были тесно взаимосвязаны, поскольку христианство играло в обществе определяющую роль. Любое политическое событие принимало религиозную окраску, так же как и религиозные решения реализовывались политическими средствами. Еще более взаимосвязанными были отношения между политикой и религией в странах Ближнего Востока, где в эпоху Средневековья зародился и развивался ислам. Важнейшей особенностью ислама является то, что политическая и религиозная власти объединены. Нередко даже в настоящее время глава государства является одновременно и главой церкви. Очень часто политики используют религиозные лозунги для осуществления своих целей.
Религия и право
Особенно четко эта взаимосвязь прослеживается в исламе, так как в священной книге мусульман - Коране содержатся основы политического и правового законодательства.
Религия и искусство
Религия использует искусство для воздействия на чувства верующих (иконопись). В свою очередь, искусство использует религиозные образы, сюжеты, на основе которых создаются художественные произведения (образ Мадонны, например).
Религия и мораль
Моральные нормы и принципы возникают в рамках религии в виде божественных заповедей. Основная функция морали –регулятивная, т.е. мораль регулирует взаимоотношения людей в обществе с помощью норм и принципов. Но это регулирование в первобытном обществе было возможно только потому, что у моральных принципов был статус священных: не убий, не укради.
Религия и наука
Отношения религии и науки наиболее драматичны. Религия и первые научные знания были связаны в древности. Например, шаманы были носителями знаний в первобытном обществе. Впоследствии наука и религия часто враждуют друг с другом. Однако даже в эпоху средневековья, когда это противостояние было наиболее ожесточенным, религия способствовала развитию науки. Это проявлялось в различных формах: ученые средневековья часто были монахами, первые лаборатории были созданы в монастырях, монастыри содержали огромные библиотеки, первые университеты также возникли на основе монастырей; и наконец, церковь создавала первые начальные школы для детей.
В современном мире наука уже не считает борьбу с религией одной из своих задач, каждая из этих форм деятельности выполняет свои задачи, решает свои проблемы. Дело ученых – создавать непротиворечивую систему знаний о природе и обществе, дело священников – помогать человеку в сложных жизненных ситуациях, решать мировоззренческие проблемы.
Религия имеет свою историю. Учение считают, что исторически первыми примитивными, первобытными формами религии были:
фетишизм – поклонение неодушевленным предметам: фигуркам, амулетам и т.д.;
тотемизм – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику;
анимизм – вера в духов и души, существующих в предметах и независимо от них (духи гор, рек, озер, камня, дерева и т.д.);
магия – вера в существование сверхъестественных связей и отношений человека с вещами, животными, духами, устанавливаемых с помощью определенной разновидности религиозной деятельности с целью желательного воздействия на окружающий мир.
Ранние формы религии сохранились до настоящего времени в племенах, слабо связанных с современной цивилизацией. Все развитые современные религии в той или иной степени содержат в себе элементы этих верований.
В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы: родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день; национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (индуизм, иудаизм); мировые религии: буддизм; христианство (католицизм, православие, протестантизм); ислам.
Признаки мировых религий: объединение крупной общности людей; наличие последователей во многих странах и среди различных народов; исповедование общечеловеческих ценностей.
Достаточно развитые религии имеют свою организацию – церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.
Религия создает религиозную картину мира и способствует осмысления места человека в нем; восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей; упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность; способствует развитию культуры общества – письменности, книгопечатания, искусства, а также осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению; объединяет общество или какие-то большие социальные группы; узаконивает некоторые общественные порядки.
В настоящее время популярным термином является экуменизм (от греч. ойкумена – обитаемый мир), имеющей три смысла:
1. Под экуменизмом принято понимать общение христианских конфессий, несмотря на догматические различия между ними. Это диалог между Православной Церковью и иными христианскими организациями, направленный на углубление взаимопонимания и координацию взаимных действий в нехристианском мире. Этот диалог не предполагает создание некой единой организации или корректировку догматов. Он требует лишь взаимной любви и открытости на основании веры в Богочеловека Иисуса Христа.
2. Под экуменизмом можно понимать либеральное течение с тенденцией к объединению различных конфессиональных направлений в рамках одной церкви.
3. Под экуменизмом также иногда понимают учение о возможном объединении всех религий в некой новой (синкретизм). Такое понимание экуменизма свойственно, например, неоязыческому движению нью эйдж. Оно является подчеркнуто антихристианским.
Сейчас актуальной остается проблема религиозного диалога и толерантности.Конституция Российской Федерации гарантирует всем гражданам право на свободу совести, свободу вероисповедания, которая предполагает, что каждый человек вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения законов.
Веротерпимость – признание права на свободу религиозного самоопределения; толерантное, уважительное отношение к представителям других верований. Понятие веротерпимости сближается с понятием свободы совести, но не тождественно ему, так как иногда веротерпимость не включает права человека не исповедовать никакой религии. В более узком смысле веротерпимость, религиозная терпимость как юридический принцип, означает допущение государством наряду с господствующей религией существования на своей территории религиозных меньшинств, обеспечиваемого соответствующими законами – от признания за иноверцами права на отправление культа частным образом до предоставления им всех гражданских прав. Идеи веротерпимости возникли в средние века и проявлялись в рассуждениях о возможности согласия между представителями разных вер. В эпоху Возрождения веротерпимость стала важным принципом гуманизма. В период индустриального общества веротерпимость в ряде стран становится государственным принципом.
В России еще А. Никитиным в путевых записях «Хождение за три моря» было отражено уважительное отношение к исламу и индуизму. К веротерпимости призывали и последователи религиозных меньшинств – старообрядцы, молокане, духоборы. После Октябрьской революции 1917 г. в России из всех официальных документов было исключено упоминание о вероисповедании, провозглашены равные права граждан независимо от их отношения к религии, однако после утверждения тоталитарного режима принципы веротерпимости сменились преследованиями верующих.
В XX – нач. XXI в. веротерпимость проявляется не только в светской политике и культуре, но и в сфере межрелигиозных отношений, что способствует гуманизации отношений между людьми и укреплению безопасности в мире. Однако утверждению В веротерпимости в индивидуальном и общественном сознании препятствуют религиозные нетерпимость и экстремизм, которые зачастую используются в сугубо политических целях.
Вопрос № 22
Философия культуры.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 486.