Первоначально слово «культура» восходит к латинскому «cultura», что означает возделывание, обработку почвы. Впоследствии, в I в. до н. э. знаменитым Цицероном этот термин был перенесен на человека и стал означать его воспитание и образование. Заслуга Цицерона состоит в том, что именно он впервые употребил слово «cultura» в ином, т. е. переносном смысле – применительно к воздействию на человеческий ум. И сразу же «cultura» стала противостоять другому латинскому понятию – «natura», т. е. природа. В данном контексте слово «культура» стало означать явление созданное, внеприродное. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.
Основываясь на этом первоначальном значении введенного в обиход термина, исследователи достаточно единодушно в самом широком смысле слова под культурой понимают все то, что создается, используется, совершенствуется человеком. Гегель дал следующее определение культуры: «Культура – это созданная человеком вторая природа».
Типы культуры
В генетическом аспекте культура предстает как продукт общества. Культура – это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества. Культура – это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов. В этом заключается суть аксиологического (ценностного) аспекта культуры. В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей.
По отношению к культуре общество выступает тем объединенным социальным субъектом, который и создает культуру в процессе своего отделения от природы. Т.е., проще говоря – общество создает, производит культуру. Вместе с тем и культура стимулирует становление общества как человеческой системы отношений, качественно отличных от природы.
Культурология включает в себя разделы многих гуманитарных наук, изучающих явления культуры со своих позиций. Особый раздел культурологического знания представляет философия культуры. Эта область культурологии посвящена вопросам классификации, сравнительного анализа различных традиций в философском осмыслении культуры, выявлению наиболее общих принципов подхода к анализу сложных процессов в культуре. Философия культуры является методологией культурологии как самостоятельной научной дисциплины и обеспечивает выбор ее познавательных ориентиров, дает возможность различной трактовки природы культуры. Однако в культурологии как в научной дисциплине по сравнению с философией акценты смещены на объяснение конкретных форм культуры с помощью исторических фактов.
Уже в XVII-XVIII вв. мыслители, ученые, интересовавшиеся проблемами возникновения и развития культуры, пытались выделить в ней такие особенности, которые делают её уникальной, и те, которые являются универсальными (Дж. Вико, И. Кант, Гердер и т.д.). В наши дни преобладает убеждение в синхронизации, объединении, этих двух направлений развития. Наиболее удачное определение их взаимодействия принадлежит русскому религиозному философу Вл.С. Соловьеву (1853-1900). Ученый полагал, что с развитием человечества его культурные национальные особенности будут не сглаживаться, а напротив, увеличиваться.
Если вслед за Шпенглером рассматривать культуры как своеобразные живые организмы, существующие совершенно автономно, то весьма в резкой форме встает вопрос о вариативности (различии) норм и ценностей, о их принципиальном несовпадении. Напротив, признавая факт взаимовлияния культур, мы находим следы древних норм и оценок в сегодняшней жизни культуры. Нормативность и ценность являются теми скрепами, которые сдерживают «обвал» культуры в переходные и кризисные эпохи. Нормы и ценности представляют собой, таким образом, неотъемлемую часть культурной картины мира. Именно нормы способны делать культуру самой собой, играя роль социального и идеального регулятора всей системы разнообразных отношений внутри общества и отношений типа: природа – общество.
Культурные достижения осмысливаются и становятся таковыми проходя через внутренний мир личности, жизнь субъективного духа. Культура, в свою очередь, формирует человека общественного, она является показателем его творческих, и именно культуро-творческих способностей как существа социального.
При последовательном проведении принципа единства культуры и общества мы видим социокультурный характер новейших изменений в области человеческого бытия. Достаточно сказать, что современная культура связана с понятием постиндустриального (технотронного) или информационного общества.
В современном обществе среди ценностей культуры на первое место прагматически ставятся именно цивилизационные признаки.
Наличие множества моделей новой социокультурной реальности объясняется тем, что каждый автор стремится акцентировать либо технико-технологический, либо гуманитарный аспект нового мироустройства. В целом же для общества нового типа характерно то, что место товара заступает информация.
Современный мир представляет собой многополюсную систему человеческих обществ.
Процесс глобализации подразумевает переход от системы отношений, построенных на принципах господства и подчинения, к системе отношений, основанных на принципах демократии, плюрализма и толерантности. Однако глобализация создает предпосылки, затрудняющие диалог культур: нарастающее многообразие мира, растущая социальная поляризация в мире, усиление религиозного фундаментализма и воинствующего национализма, неспособность существующих социальных институтов защитить любую этническую культуру в новых условиях. В этой ситуации крайняя терпимость по отношению к членам своей группы сочетается с нетерпимостью ко всем остальным, тогда как необходимыми условиями выживания народов в современном мире являются интеграция, признание суверенности и ценности каждого народа и его культуры. Это означает, что взаимодействие народов и культур должно развиваться на основе принципа толерантности, выражающегося в стремлении достичь взаимного понимания и согласованности, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а путем диалога и сотрудничества.
Толерантный подход в межкультурной коммуникации означает, что те или иные культурные особенности индивида или группы – это лишь одни из многих особенностей и они не могут подчинить себе все остальные, и выступает как условие сохранения отличий, как право на отличность, непохожесть. Восприятие чужой культуры происходит на основе сравнения элементов чужой культуры с аналогичными элементами собственной культуры. В ходе этого сравнения происходит вживание в мир чужой культуры.
Вопрос № 23
Философия науки.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 451.