Слово «этика» исторически происходит от древнегреческого слова «ěthos», которое означало совместное жилище, привычное место обитания. Первоначально слово «этос» имело пространственное значение. Им обозначали стойбище, жилище. Постепенно акцент сместился с пространственного значения слова на поведенческое. Позже появились новые смыслы: обычай, темперамент, характер. При помощи указанного слова стали называть действия людей в соответствующих местах, способ поведения, а потом и образ мыслей и чувств, вызывающих соответствующее поведение.
Слово «этика» было введено Аристотелем (IV в. до н.э.). Именно Аристотель считается отцом-основателем этики как самостоятельной области знания. Термин «этика» впервые встречается в названии всех трёх его сочинений, посвящённых проблемам нравственности («Никомахова этика», «Евдемова этика», «Большая этика»). Он поместил эту теорию между политикой (наука об искусстве управления государством и обществом) и психологией (наука о душе). По мнению Аристотеля, отождествление добродетели с науками было ошибкой. Целью этики являются не знания, а поступки, она имеет дело не с благом самим по себе, а с осуществимым благом. Тем самым этика как практическая философия была отделена от теоретической философии (метафизики). Аристотель разделял добродетели человека на «этические» – добродетели характера – и «дианоэтические» – добродетели разума.
Начало формированию термина «мораль» положил в I в. н.э. древнеримский мыслитель Цицерон; его целью было найти латинский эквивалент греческому слову «этика». Мораль является объектом изучения этики. Время происхождения и создатель термина «нравственность» неизвестны. Термин возник в живом русском языке. Нрав – характер, следовательно, нравственность, в отличие от морали, которая связана с социальным бытием, тяготеет к индивидуальному, внутреннему. «Нравственный» – прилагательное, от которого и образуется существительное «нравственность». Первым в истории этики различил понятия « мораль» и «нравственность» Г.В.Ф. Гегель.
Этика – это практическая философия морали и нравственности, изучающая их происхождение, сущность, специфику и закономерности исторического развития. Объект изучения – мораль и нравственность. Аристотель давал следующее определение: «Этика – наука о добродетелях, ведущих к счастью». В Новое время происходит переворот в понимании предмета этики. Этот переворот связывается с именем И. Канта. Известный категорический императив – основной закон нравственности, по Канту, звучит следующим образом: «… поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» («Относись к человеку в своем лице, и в лице всякого другого как к цели и никогда – только как к средству»). Императив означает отношение человеческой воли к этому закону как обязательность, т.е. внутреннее разумное принуждение к нравственным поступкам. В этом заключается понятие долга.
Категорический императив Канта – наследник «золотого правила нравственности». Оно общеизвестно: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» (или: «Не делай другим того, чего не хотел бы по отношению к тебе»). Автором считается Конфуций, но данное правило исповедуется во всех мировых религиях и до сих пор является главным правилом – золотым стандартом – человеческого поведения. Можно заметить два аспекта правила: отрицательный (отрицающий зло) «не делай…»; положительный (позитивный, утверждающий добро) «делай…». Русский философ Вл.С. Соловьев называл первый (отрицательный) аспект «золотого правила» – «правилом справедливости», а второй (положительный, Христов) – «правилом милосердия».
Хотя в произведениях Аристотеля в чистом виде золотое правило не встречается, в его этике есть много созвучных суждений, например на вопрос: «Как вести себя с друзьями?», Аристотель отвечает: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами».
В Пятикнижии (иудаизм) сказано: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Эту заповедь иудейские мудрецы считают основной заповедью иудаизма. В Новом Завете эта заповедь неоднократно повторялась Иисусом Христом. В Евангелии от Матфея мы читаем: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки», «люби ближнего твоего, как самого себя». Также это правило неоднократно повторяли Апостолы Иисуса Христа.
В Коране золотое правило не встречается, но оно есть одновременно в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».
В светской гуманистической форме правило нравственности формулировал и Жан-Поль Сартр (уже XX в.) в работе «Экзистенциализм – это гуманизм»: «Когда мы говорим, что человек сам себя выбирает, мы имеем в виду, что каждый из нас выбирает себя, но тем самым мы также хотим сказать, что, выбирая себя, мы выбираем всех людей... ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех».
Этика выражает отношение к человеку как к ценности, уважение его достоинства и прав (этика экономики, этика политики, этика права и т.д.). Еще одно значение термина этика – этика профессий или профессиональная этика. Например, на основе этики права разрабатывается профессиональная этика юриста.
В ХХ в. представление об этике изменилось. Более того, последние десятилетия ХХ в. сама этика существенно трансформировалась. Это объясняется, прежде всего, спецификой социально-исторического развития: на рубеже веков человечеству приходится жить и выживать в условиях экологического кризиса, ядерной опасности, обострения других глобальных проблем. Соответственно, этическое знание приобрело новую историческую форму: оно специализировалось. С появлением прикладной (ориентированной на практику) этики начинается, по мысли многих авторов, новый этап развития этического знания. Специалисты по этике особенно востребованы в следующих сферах: профессиональная этика, этика деловых отношений, этика арт-бизнеса, этика и культура управления. Во многих сферах деятельности человека существуют этические комитеты, разработаны этические кодексы.
Прикладная этика занимается моральными проблемами в конкретных сферах общественной практики и существует как совокупность дисциплин (биоэтика, этика бизнеса, этика науки, политическая этика, экологическая этика и другие). Особое значение имеет биоэтика, рассматривающая проблемы, связанные с жизнью и смертью. В 1971 г. в книге «Биоэтика: мост в будущее» американский онколог Ван Ренсселер Поттер писал: «Наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента – биологическое знание и общечеловеческие ценности. Исходя из этого, я предлагаю для ее обозначения термин – биоэтика». К основным в биоэтике можно отнести следующие проблемы:
· защиты прав пациентов (в том числе ВИЧ инфицированных, психиатрических больных, детей и др. больных с ограниченной компетентностью);
· справедливости в здравоохранении;
· взаимоотношения с живой природой (экологические аспекты развития биомедицинских технологий);
· аборта, контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, ЭКО);
· проведения экспериментов на человеке и животных;
· выработки критериев диагностики смерти;
· трансплантологии;
· современной генетики (генодиагностики, генной инженерии);
· манипуляций со стволовыми клетками;
· клонирования (терапевтического и репродуктивного);
· оказания помощи умирающим пациентам (хосписы и организации паллиативной помощи);
· самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной).
Еще одним исторически важным разделом прикладной этики является экологическая этика – учение о моральных отношениях человека с природой. Экологическая этика образовалась на границе классической этики и экологии. Основателями экологической этики считают немецко-французского теолога, врача и философа Альберта Швейцера и американского эколога, зоолога и философа Олдо Леопольда. А. Швейцер полагал, что «благоговение перед жизнью» должно стать основанием универсальной этики и в целом мировоззрения людей. Этика есть ответственность за все, что живет. Если у А. Швейцера в центре внимания находится нравственность, то в работах О.Леопольда доминирует экологический аспект в структуре этического знания. О.Леопольд вводит новый термин «экологическая совесть». В документе ЮНЕСКО «Экологическая этика» к общим принципам экологической этики относятся: принцип уважения ко всем формам жизни, принцип биоразнообразия, принцип поддержания устойчивости биосферы, принцип экологической справедливости, принцип предосторожности, принцип общего достояния природных ресурсов.
Таким образом, в настоящее время значение этики как практической философии велико.
Вопрос № 21
Дата: 2018-09-13, просмотров: 652.