Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу. Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития.
Часто человек и общество противопоставляются природе. Отношение к природе как более низкому, чем все, что сотворено человеком, ставило человека в позицию покорителя природы.
Сегодня осознается неразрывная связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Человек и общество происходят из природы и не могут развиваться вне природы, в отрыве от нее. Но в то же время человек является высшей ступенью развития живой природы, ему присуще и качественно новое, особое явление – социальные свойства, вырастающие из взаимодействия людей друг с другом.
Следовательно, нельзя ни отождествлять понятия «природа» и «общество», ни абсолютно разрывать и противопоставлять их.
Природа и общество – это две формы проявления единой реальности, которым в человеческом знании соответствуют две основные области естествознание и обществознание.
Научное разграничение указанных понятий позволяет правильно понять двуединую – природно-социальную, биосоциальную основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке и обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве.
Исторический опыт свидетельствует о том, что всякие попытки строить социально-экономические проекты без учета и тем более вопреки естественным, природным потребностям людей и общества неизменно заканчивались неудачей. С другой стороны, попытки механистического перенесения на общество законов природы приводили к не менее негативнымсоциальным последствиям на практике.
Концепция «географического детерминизма» утверждает, что процесс общественного развития это не результат проявления объективных закономерностей, а следствие влияния природных сил. По мнению представителей этой теории, устройство поверхности, климат, почва, растительность, животный мир и другие естественные факторы непосредственно определяют характер общественного строя, уровень хозяйственного развития тех или иных стран, и даже физические и психологические черты людей, их способности, наклонности, темперамент. Социально-экономические явления представители географического детерминизма ставят в решающую зависимость от географических факторов.
Говоря об обособлении общества от природы, обычно имеют в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. Невозможно анализировать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Но в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок естественной среды обитания и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить естественную среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.
Окружающей средой (окружающей природной средой, природной средой) называется та часть природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и хозяйственной деятельности.
Если восстановить историческую линию отношения человека к природе, можно выделить следующие этапы:
1. Поклонение природе. Беззащитность человека перед силами природы, постоянная угроза со стороны животного мира, тем не менее, способствовали социальному развитию человека. Изображения животных на стенах пещер – самые яркие следы первобытной культуры, дошедшие до нас. Человек видел непрерывное движение в природе, природа казалась ему одушевленной. Поэтому за любые свои действия по отношению к ней «дикарь» просил прощения и спрашивал разрешения. Амулеты, ритуалы, идолы – свидетельство бессилия перед окружавшей суровой природой. Фетишизм (обожествление вещей), тотемизм (вера в родство племени с животным или растительным предком) встречаются практически в любой древней религиозной культуре. Человек осваивал природу, приручал животных и выращивал растения, поклоняясь новым таинственным силам. Он накапливал знания о природе и постепенно стал «заставлять» ее служить своим интересам.
2. Покорение природы. Начав возводить свой новый мир над природой (культуру), человек сделал первый шаг к разрыву с ней. Могущество человека, создававшего машины и станки, превратило природу из храма в мастерскую. Естественные явления и процессы с помощью разума и рук превращались во «вторую природу». Особенно активно эти процессы шли в европейских странах. Кроме простого любования красотой природы, люди исследовали и преображали ее. Известный английский философ Фрэнсис Бэкон сравнивал ученого с палачом, выведывающим тайны у природы. Однако постепенно формировалось и другое отношение. Многим известны афоризмы, подобные перечисленным здесь: «Законам природы люди повинуются, даже когда борются против них» (И.В. Гете); «Природу побеждают, только повинуясь ее законам» (Ф. Бэкон); «Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она мстит нам» (Ф. Энгельс).
3. Экологический кризис. Хотя вторая половина XX в. – это время невиданных ранее темпов экономического роста, однако он во все большей мере стал осуществляться без надлежащего учета возможностей окружающей природной среды, допустимых хозяйственных нагрузок на нее. В результате происходит деградация окружающей природной среды.
Жизнь человека стала легче, интереснее, продолжительнее и свободнее, благодаря достижениям современной цивилизации. Однако в настоящее время возрастает зависимость общества от техники. Социум хронически болен технологией, а природа – хронически отравлена человеком. А если культуру мы называем «второй природой», больна и она. Разница в том, что природа способна излечиться, когда человечества не будет, а культура без человека превратиться в груду камней и металла.
Все чаще в трудах социологов, культурологов и философов разрабатывается идея коэволюции, т.е. совместного развития природы и общества. Разумеется, природа и общество развиваются по разным законам, однако гармонизация естественного и социального возможна и необходима.
Большую роль в обращении внимания человечества к проблемам нового типа сыграла международная общественная организация «Римский клуб», основанная в 1968 г. Количество глобальных проблем возрастает. Основные из них: экологическая, демографическая, продовольственная, проблема предотвращения ядерной войны, международного терроризма и т.д. Эти проблемы воплощают в себе неразрывность социального и природного. Отношения человека и природы сегодня нуждаются в философском осмыслении, что выражается во все большем осознании человечеством необходимости формирования нового типа отношения к природе, ее богатствам, к окружающей среде, ее обитателям. Все это становится предметом экологической этики и шире – экологического сознания.
Основные экологические проблемы:
§ изменение климата Земли;
§ загрязнение воздушного бассейна;
§ разрушение озонового слоя;
§ истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана;
§ загрязнение земель, разрушение почвенного покрова;
§ оскудение биологического разнообразия и др.
Глобальные экологические проблемы окружающей среды стали серьезной угрозой для человечества в XXI веке. Мировые запасы полезных ископаемых ограничены и вместо того, чтобы рационально их использовать, человечество пускает их на одноразовую растрату, без возможности переработки, восстановления и возвращения в оборот. В современном мире основной задачей для человека должно быть сохранение окружающей природной среды для следующих молодых поколений. Глобальные изменения на планете, которые производит человечество, сказываются на многих системах природы от разрушения окружающей среды до изменения климата на Земле.
Вопрос № 20
Дата: 2018-09-13, просмотров: 447.