Список рекомендуемых источников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Гуревич, П. С . Философия культуры: Пособ. Для гуманитарных вузов. /
П. С. Гуревич. — М. : Аспект-Пресс, 1994. — 316 с.

2. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. — СПб : [б. и.], 1996. — 414 с.

3. Мигалатьев, А. Л. Философия культуры / А. Л. Мигалатьев // Социально-гуманитар. знания. — 2002. — № 4. — С. 68—76 ; № 5. — С. 86—100.

4. Мир философии : в 2 ч., — М. : [б. и.], [19--]. — Ч. 2. Разд. 7. — С. 285—300, 307—316.

5. Философия культуры. Становление и развитие. — СПб : Лань, 1998. — 448 с.

6. Философия. Религия. Культура. — М : [б. и.], 1982. — 506 с.

7. Философия. Культура. Общество : сб. тр. молодых ученых и аспирантов. : Вып. 4 : в 2 ч. — Минск : [РИВШ], 2004. — Ч. 1. — 184 с.

 

 

ТЕМА 19

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ

 

Цель: дать понимание философского осмысления феномена техники.

Задачи:

1) показать роль техники в истории цивилизации;

2) раскрыть понятия: техника, научно-технический прогресс, научно-техническая революция, индустриальная цивилизация;

3) выявить и оценить социальные последствия научно-технического прогресса .

 

Техника и ее роль в жизни истории цивилизации. Феномены техники как объект социально-философского исследования.

Техницизм и сциентизм, кризис современного индустриального общества. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации.

 

 


План

1. Феномен техники как объекта социально-философского исследования.

2. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности.

 

 

19.1 Феномен техники как объекта
социально-философского исследования

Философия техники — направление философских исследований, в центре которого — всесторонний философско-методологический и социокультурный анализ техники как сложного и противоречивого феномена современной цивилизации. Данное направление стало складываться в XVIIIвв. связи с публикацией книги И. Бекмана «Руководство по технологии, или Познание ремесел, фабрик и мануфактур» (1777). Спустя сто лет в XIXв Э. Капом было введено понятие «философия техники» в труде «Основные черты философии техники» (1877). Однако современная проблематика философии техники начинает оформляться в 60—70-е гг. XXв. Она связана с постановкой таких вопросов, как: что такое техника как феномен культуры? Какова ее роль и функции в цивилизационном развитии? Каковы формы и границы воздействия техники на человеческое бытие? Каковы перспективы развития общества на технической основе? и др. Исследования по философии техники стали тесно связываться с философией науки, антропологии, социальной философии и др.

С точки зрения философии сущность техники может быть представлена следующим образом:

– техника представляет собой артефакт (искусственное образование), она специально изготавливается, создается человеком (мастером, техником, инженером);

– техника является «инструментом», всегда используется как средство, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность (в силе, движении, энергии, защите и т. д.);

– техника — это самостоятельный мир, реальность. Техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, человеку.
С техникой связан способ существования человека, цивилизация;

– техника представляет собой специфический способ использования сил и энергий природы.

Технику можно определить как исторически развивающуюся совокупность создаваемых человеком средств (орудий, устройств, знаний, навыков), которые позволяют людям преобразовывать и использовать естественные и искусственные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей.

В настоящее время это понятие ассоциируется у большинства людей с машинами, различными орудиями, все более сложными системами, которые пронизывают практически все сферы общественной жизни и человеческой культуры. Появляются новые тенденции в понимании техники, связанные с возрастанием роли науки в техническом развитии, а также с тем, что теперь нередко гораздо сложней и трудней разработать, спроектировать техническую систему, чем ее изготовить. Это выдвигает на первый план научное и техническое творчество, порождая новые аспекты в интерпретации самой техники.

Исследование феномена техники началось еще в античный период. Первым философом, кто обратился к социокультурной оценке статуса техники, был Аристотель. Он сравнивал техническое творчество с научной деятельностью и самой природой. Согласно его выводам, конструирование техники входит в задачу ремесленников, а поскольку их статус не имел высокого социального положения, то ни техника, ни ремесленники, по его мнению, не могли влиять на прогресс. Отношение к технике и ее творцам начинает меняться в новоевропейской философии. Бурное развитие наук повлияло на изменение статуса субъекта технического творчества. В трудах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Р. Декарта,
Б. Паскаля, К. Семяновича появились идеи о том, что техника становится мощным фактором общественного развития, она переходит из ремес-ленного занятия в профессиональную инженерную культуру и что технических специалистов необходимо готовить по научным методикам как особого рода элиту, способную обеспечить общество совокупностью инструментальных артефактов. Под влиянием этих идей начала формироваться система высшего политехнического образования. В XIXв. появились первые профессиональные сообщества инженеров. Некоторые из его членов занялись философскими проблемами техники. В их числе — И. Бекман, Г. М. Попе, Э. Капп, Ф. Рело, А. А. Павловский, А. Ридлер и др. Инженеры пытались осмыслить ценностный статус техники в культуре и цивилизационном процессе. Э. Капп в книге «Основные черты философии техники» обосновал органопроективную концепцию техники, согласно которой артефакты являются естественным продолжением органов человека. В конце XX — начале XXIвв. эта идея получила практическую реализацию в развитии информационных систем (искусственный интеллект) и генной инженерии (создание искусственных органов и внедрение их в организм человека). Одновременно предметом осмысления стал статус инженеров в культуре. Поскольку основой развития общества становилась техника, технические и технологические знания, разрабатываемыми инженерами, то политическая и экономическая системы общества должны быть трансформированы под интересы технических специалистов (технократии). Эти взгляды принадлежат
Т. Веблену, который считал, что в таком виде любая социальная система способна достичь благоденствия и процветания. Дж. Гелбрейт еще больше абсолютизировал интересы инженеров и выдвинул лозунг развития техники ради самого научно-технического прогресса. Он утверждал, что задача техноструктуры заключается не в повышении благосостояния населения, а в создании условий для самой техники и производства. Абсолютизация техники привела к тому, что технократизм как социокультурное течение вылился в цивилизационную стратегию, практически полностью игнорирующую экологию и гуманитарные аспекты деятельности. Первым об этом тревожном симптоме начал писать О. Шпенглер. В своей модели культуры он отводил технике завершающую миссию погребения социальной системы, дошедшей в своем развитии до стадии цивилизации. Аналогичную оценку технике дал русский философ Н. Бердяев. Культура, по его мнению, духовна, глубоко индивидуальна и поэтому открыта переживанию. Цивилизация — технична, в ней техника торжествует над духом, в связи с чем, формируется бездуховная машинная система, уничтожающая индивидуальность, своеобразие, оригинальность.

К. Ясперс исследовал природу техники с целью понять причины усиливавшегося бездушия в обществе. Он пришел к выводу, что дело не в технике (сама по себе техника ни хороша и ни плоха), а в самом человеке.
Л. Мэмфорд выдвинул более радикальный тезис, что за техникой скрывается хорошо отлаженная технология, в рамках которой человек становится винтиком огромной Мегамашины, функционирующей по законам эффективности и точности операций и функций. В таких условиях участие индивида в процессах деятельности возможно лишь при максимальном подчинении Технологии. Жизнь обесценивается фактом ее адекватной замены из искусственного мира (роботы, компьютеры и т. д.). Итог критическому анализу техники и технократизму подвел
М. Хайдеггер. Человечество, по его мнению, само себя перевело на новую основу — постав, за которой скрывается целый мир человеческого сознания, где уже нет вопросов осмысляющего раздумья, о сути бытия и времени. Техника уже не просто прибор или орудие труда, она является воплощением бездумности на фоне невероятных достижений. Конструктивное решение вопроса о сущности техники дала синергетическая философия Г. Хакена и И. Пригожина. Ими была предложена новая практика параллельного сосуществования природных и социокультурных систем, где технике отводилась роль их интегратора через биотехнологии, безотходные, наукоемкие производства. Это выдвигает требование коэволюционной трансформации всей существующей инженерной практики и технократического мировоззрения.

Ни один крупный мыслитель XXв. не обошел своим вниманием феномен техники в процессе технизации современной культуры. Среди наиболее значительных философов техники следует отметить культурно-историческую концепцию (Ф. Дессауэр, Т. Литт), феноменологию Э. Гуссерля, философию жизни (А. Бергсон, О. Шпенглер), экзистенциализм (К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер), философскую антропологию (А. Гелен, Г. Плеснер), эсхатологическую физику Н. А. Бердяева, «неомарксизм» французской школы (Г. Маркузе, Ю. Хабермас) и др.







Дата: 2018-12-21, просмотров: 271.