Элементы моделей | Классическая система | Инновационная система |
Структура управления | Иерархическая, стабильная | Матричная, гибкая, |
Стиль управления | Авторитарный, | Демократический |
Методы управления | Административные | Экономические, социально-психологические |
Квалификация персонала | Плановое обучение | Непрерывное обучение |
Способ принятия решений | Распоряжения, инструкции | Инициатива работника |
Взаимоотношения персонала | В рамках должностных инструкций | На основе взаимодействия, достижения общих целей |
Мотивы персонала | Карьера, заработок | Самовыражение, предприимчивость |
Оплата труда | Повременная, сдельная, премии по положению | Индивидуальная, бонусная, плата за компетенции, |
Информирование персонала | Информация для выполнения должностных обязанностей | Информация для решения проблем |
Основным ресурсом организации становится интеллектуальный потенциал персонала, мотивированного к инновационной работе. Уровень социального развития организации в этом случае будут определять:
-управление сопротивлением персонала нововведениям, вызванным внедрением инноваций;
-развитие креативного потенциала работников.
Для современной организации особо востребована способность персонала работать в инновационном режиме. В процессе мотивации работника к творческому отношению к работе менеджмент сталкивается с рядом особенностей, затрудняющих решение поставленной задачи:
-любое инновационное решение влечет за собой изменения существующей технологии выполнения работы и отношения работника к работе, окружающим лицам, к себе;
-чтобы побудить работника к творческому подходу к работе, в первую очередь необходимо снять его установку к сопротивлению изменениям, которые влекут за собой инновации.[16]
Основные мотивы сопротивления работников нововведениям:
-они чувствуют, что в результате изменений могут оказаться лишними,
-они чувствуют неспособность выполнять новую роль,
-они чувствуют, что потеряют лицо в глазах руководителя,
-они не способны или не желают учиться, др.
Поведение руководителя сводится к нейтрализации подобных психологических барьеров. Возможны следующие ошибки руководителя:
-не объяснены цели перемен - боязнь и враждебность подчиненных,
-работники отстранены от планирования перемен - чужим рекомендациям не верят,
-не учтены традиции и стереотипы поведения - боязнь изменения стандартов поведения,
-нарушены межличностные отношения - боязнь потерять привычных собеседников,
-произведены перемещения работников - переводы воспринимаются болезненно,
-инициатор не пользуется уважением - естественное недоверие сотрудников.
Действенным средством для исключения или недопущения подобных ошибок служит реинжиниринг- направление менеджмента, использующее методы проектирования бизнес-процессов. Реинжиниринг персонала включает разработку социальных технологий развития персонала:
-изменение в стиле руководства персоналом;
-ротация работников (внутрифирменные перемещения);
-переоценка ценностей, изменение систем стимулирования;
-переориентация, обучение и переобучение персонала.
Формирование креативного поведения работников путем мотивации их творческой активности есть комплексный длительный процесс, в ходе которого осуществляется снятие психологических барьеров к сопротивлению и формируется настрой человека на эффективную работу в новых условиях.
На первом этапе для нейтрализации психологических барьеров неприятия нововведений работниками необходимо сформировать в их сознании чувство социальной защищенности, уверенности в себе. Эту роль выполняют социальные программы, включающие меры социальной поддержки и повышения квалификации персонала. Для снятия или снижения сопротивления рекомендуется дополнительно использовать:
-обучение и информирование работников о возможных переменах;
-привлечение подчиненных к принятию решений;
-поддержка инициативных начинаний подчиненных;
- делегирование прав и полномочий работникам.
На втором этапе осуществляется развитие отношений социального партнерства путем стимулировании трудовой активности работников. Акцент здесь делается на административные, экономические, социально-психологические методы стимулирования трудовой активности работников, укрепления в сознании людей значимости их труда для организации. Это влечет за собой снижение текучести, повышение качества работы, лояльность работников к инновационным инициативам руководства организации.
На третьем этапе для наиболее активной части персонала используется техника развивающего обучения, предусматривающая включение работников в процесс непрерывного самообучения, развитие у них творческого, нравственного и коммуникативного потенциалов. Результат – повышение уверенности работника в себе, своих возможностях, объективность самооценки, коммуникабельность, творческий подход к работе. На этом этапе, по сути, завершается формирование креативности работника, превращение его в активного члена команды.
На четвертом этапе работникам, демонстрирующим креативный тип поведения, лидерский подход к организации инновационной деятельности, предоставляются возможности самореализации, включая участие в работе творческих коллективов. К числу таких можно отнести создание в рамках организации венчурных структур - творческих коллективов, формирующих интрапренерский тип поведения работников, развитие их деловой инициативы.[17] Здесь активно используются методы компенсационного стимулирования результатов творческого труда персонала, когда наряду с бонусами за инновационные решения широко используются нематериальные меры стимулирования.
Практика работы с творческими коллективами свидетельствует, что в процессе формирования креативного поведения работников начинают функционировать «карьерные лифты» - процессы селекции наиболее активной части работников, склонных к творческому труду, т.е. повышается уровень социального развития организации.
Предложенный алгоритм формирования креативного поведения персонала предприятия представлен в таблице 29:
Таблица 29
Дата: 2018-12-21, просмотров: 367.