Сравнительная характеристика традиционной и инновационной моделей управления трудом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Элементы моделей Классическая система Инновационная система
Структура управления Иерархическая, стабильная Матричная, гибкая,
Стиль управления Авторитарный, Демократический
Методы управления Административные Экономические, социально-психологические
Квалификация персонала Плановое обучение Непрерывное обучение
Способ принятия решений Распоряжения, инструкции Инициатива работника
Взаимоотношения персонала В рамках должностных инструкций На основе взаимодействия, достижения общих целей
Мотивы персонала Карьера, заработок Самовыражение, предприимчивость
Оплата труда Повременная, сдельная, премии по положению Индивидуальная, бонусная, плата за компетенции,
Информирование персонала Информация для выполнения должностных обязанностей Информация для решения проблем

 

Основным ресурсом организации становится интеллектуальный потенциал персонала, мотивированного к инновационной работе. Уровень социального развития организации в этом случае будут определять:

-управление сопротивлением персонала нововведениям, вызванным внедрением инноваций;

-развитие креативного потенциала работников.

Для современной организации особо востребована способность персонала работать в инновационном режиме. В процессе мотивации работника к творческому отношению к работе менеджмент сталкивается с рядом особенностей, затрудняющих решение поставленной задачи:

-любое инновационное решение влечет за собой изменения существующей технологии выполнения работы и отношения работника к работе, окружающим лицам, к себе;

-чтобы побудить работника к творческому подходу к работе, в первую очередь необходимо снять его установку к сопротивлению изменениям, которые влекут за собой инновации.[16]

Основные мотивы сопротивления работников нововведениям:

-они чувствуют, что в результате изменений могут оказаться лишними,

-они чувствуют неспособность выполнять новую роль,

-они чувствуют, что потеряют лицо в глазах руководителя,

-они не способны или не желают учиться, др.

Поведение руководителя сводится к нейтрализации подобных психологических барьеров. Возможны следующие ошибки руководителя:

-не объяснены цели перемен - боязнь и враждебность подчиненных,

-работники отстранены от планирования перемен - чужим рекомендациям не верят,

-не учтены традиции и стереотипы поведения - боязнь изменения стандартов поведения,

-нарушены межличностные отношения - боязнь потерять привычных собеседников,

-произведены перемещения работников - переводы воспринимаются болезненно,

-инициатор не пользуется уважением - естественное недоверие сотрудников.

Действенным средством для исключения или недопущения подобных ошибок служит реинжиниринг- направление менеджмента, использующее методы проектирования бизнес-процессов. Реинжиниринг персонала включает разработку социальных технологий развития персонала:

-изменение в стиле руководства персоналом;

-ротация работников (внутрифирменные перемещения);

-переоценка ценностей, изменение систем стимулирования;

-переориентация, обучение и переобучение персонала.

Формирование креативного поведения работников путем мотивации их творческой активности есть комплексный длительный процесс, в ходе которого осуществляется снятие психологических барьеров к сопротивлению и формируется настрой человека на эффективную работу в новых условиях.

На первом этапе для нейтрализации психологических барьеров неприятия нововведений работниками необходимо сформировать в их сознании чувство социальной защищенности, уверенности в себе. Эту роль выполняют социальные программы, включающие меры социальной поддержки и повышения квалификации персонала. Для снятия или снижения сопротивления рекомендуется дополнительно использовать:

-обучение и информирование работников о возможных переменах;

-привлечение подчиненных к принятию решений;

-поддержка инициативных начинаний подчиненных;

- делегирование прав и полномочий работникам.

На втором этапе осуществляется развитие отношений социального партнерства путем стимулировании трудовой активности работников. Акцент здесь делается на административные, экономические, социально-психологические методы стимулирования трудовой активности работников, укрепления в сознании людей значимости их труда для организации. Это влечет за собой снижение текучести, повышение качества работы, лояльность работников к инновационным инициативам руководства организации.

На третьем этапе для наиболее активной части персонала используется техника развивающего обучения, предусматривающая включение работников в процесс непрерывного самообучения, развитие у них творческого, нравственного и коммуникативного потенциалов. Результат – повышение уверенности работника в себе, своих возможностях, объективность самооценки, коммуникабельность, творческий подход к работе. На этом этапе, по сути, завершается формирование креативности работника, превращение его в активного члена команды.

На четвертом этапе работникам, демонстрирующим креативный тип поведения, лидерский подход к организации инновационной деятельности, предоставляются возможности самореализации, включая участие в работе творческих коллективов. К числу таких можно отнести создание в рамках организации венчурных структур - творческих коллективов, формирующих интрапренерский тип поведения работников, развитие их деловой инициативы.[17] Здесь активно используются методы компенсационного стимулирования результатов творческого труда персонала, когда наряду с бонусами за инновационные решения широко используются нематериальные меры стимулирования.

Практика работы с творческими коллективами свидетельствует, что в процессе формирования креативного поведения работников начинают функционировать «карьерные лифты» - процессы селекции наиболее активной части работников, склонных к творческому труду, т.е. повышается уровень социального развития организации.

Предложенный алгоритм формирования креативного поведения персонала предприятия представлен в таблице 29:

Таблица 29

Дата: 2018-12-21, просмотров: 312.