В эпоху масштабных инновационных изменений в мировой экономике ни одна организация не сможет эффективно функционировать, если не создаст условий, способствующих непрерывному обучению своих сотрудников. Как вызов данной ситуации в научный оборот был введен термин «самообучающая организация». Практика менеджмента последних десятилетий позволила сформулировать подходы к определению самообучающей организации:
-это организация, которая обеспечивает получение новых знаний и изменяет свое поведение с появлением этих знаний;
-это место, где сотрудники постоянно повышают свой потенциал, где формируется новое мышление, люди постоянно обучаются;
-это организация, в которой сотрудники на всех уровнях управления постоянно повышают способность быть результативными.
Базовыми условиями функционирования самообучающей организации являются:
-системное мышление, предполагающее, что сотрудники должны четко осознавать свою роль в команде, роли команды в организации и организации во внешнем окружении;
-профессиональное развитие, достигаемое не за счет разовых обучающих процедур, а путем каждодневного развития каждого сотрудника;
-понимание сотрудниками внутренних механизмов работы своего подразделения или команды;
-общее видение сотрудниками цели организации, разделение ее ценностей и миссии;
-обучение в команде, построенное по принципу «совместного обдумывания».
Самообучающую организацию характеризуют:
-высокая эффективность коллектива;
-минимальное привлечение внешних ресурсов для изменения;
-способность к самообновлению, включая кадровые ротации.
Представим ряд концепций самообучающей организации, наиболее известных в настоящее время:[14]
-концепция П.Сенге, базирующаяся на пяти "умениях организации": совершенствование личности, атмосфера взаимопонимания, видение перспективы каждым сотрудником, групповое обучение в режиме свободного диалога, развитие системного мышления, где каждый понимает свою роль в организации;
-концепция Д.Гарвина, согласно которой самообучающей является организация, обладающая умением создавать, приобретать и передавать знание, а также изменять свое поведение для того, чтобы учесть новое знание и идеи;
-концепция Oganizational Resources Based (ORB), реализуемая компанией «Проктел энд Гембл», основанная на использовании внутренних ресурсов организации. Ключевыми принципами здесь являются: развитие персонала в соответствии с ключевыми компетенциями каждого работника; обучение персонала в режиме внутренних тренингов в соответствии с потребностями бизнеса.
Специфика ORB-модели корпоративного обучения – внутренние тренинги и корпоративные тренеры. Тренинги специально разрабатываются в учебных центрах компании и тиражируются в виде учебных комплектов (пособие для учащегося, пособие для тренера, презентации, наглядные материалы). Корпоративные тренеры – это менеджеры компании, которые отбираются в отделах и проходят специальное обучение (тренинг для тренеров, тренинги по проведению конкретных курсов, периодические региональные семинары по обновлению курсов).
Организация обучения персонала в рамках указанных концепций обеспечивает:
-передачу накопленного опыта, не только на уровне отношений наставник-ученик, руководитель-подчиненный, но и значительно шире;
-поддержание и воспроизводство корпоративной и организационной культуры;
-ускорение процесса адаптации новичков к нормам корпоративной культуры организации;
-помощь работникам в освоении специфических для компании профессиональных навыков, поддержка карьерного роста;
-положительное влияние на внутрипроизводственное общение и движение информации в организации.
В конце 60-х годов двадцатого века американские корпорации осознали необходимость создания системы внутрифирменного обучения, основанного на единой идеологии. В обиход вошло понятие корпоративного университета. Корпоративный университет — это система обучения, проводник идеологии компании, которая направлена на поддержание стабильности и эффективности работы компании.
Организация обучения персонала в рамках корпоративного университета рассматривается как инвестиция в развитие компании, результат которой - рост капитализации компании, укрепление ее рыночных позиций. Система корпоративного университета построена таким образом, что в нее вовлекаются все сотрудники. Если человек работал в компании, это де-факто означает, что он прошел обучение.
Причины создания самообучающей организации:
-необходимость повысить эффективность работы, улучшить качество продукции (услуг) для достижения конкурентного преимущества;
-необходимость сконцентрировать усилия не только на производственных вопросах, но и на потребностях сотрудников в связи с изменениями во внешней среде.
Подготовка к созданию самообучающей организации включает:
-оценку необходимости перевода организации в режим самообучающей;
-оценку ресурсной базы, обеспечивающей формирование самообучающей организации;
-оценку соответствия корпоративной культуры организации принципам самообучения.
В процессе перевода организации в режим самообучающей необходимо дать возможность работникам:
-ознакомиться с целями, задачами, стратегией организации, новыми требованиями к профессионально-квалификционным характеристикам персонала;
-ознакомиться с нормами и требованиями корпоративной культуры, обеспечивающими функционирование самообучающей организации;
-приобрести необходимую квалификацию, знания, умения и навыки путем использования различных форм обучения, стажировок и практики;
-развивать свои компетенции в процессе выполнения сложных заданий, в рамках дополнительных полномочий.
Таким образом, для того, чтобы организация стала называться самообучающей необходимо:
-осознанное участие всех сотрудников в ее деятельности и тесное сотрудничество друг с другом, открытость в передаче информации, демократизм, наличие обратной связи с руководством;
-развитие сотрудников должно стать неотъемлемой частью корпоративной культуры и основной ценностью высшего менеджмента;
-система мотивации должна быть сформирована таким образом, чтобы поощрять креативность, инициативность, желание сотрудников развиваться, поддерживать ценностные установки организации (Табл.27):
Таблица 27
Дата: 2018-12-21, просмотров: 293.